Главная » Аналитика инноваций » Наука и образование в России » Андрей Фурсенко: Российская система образования меняется в правильном направлении. Резюме ответов министра в передаче «Кризис и образование» на «Эхе Москвы»
Контакты English

Андрей Фурсенко: Российская система образования меняется в правильном направлении. Резюме ответов министра в передаче «Кризис и образование» на «Эхе Москвы»

13.03.09

«Я рассматриваю систему образования как систему, которая меняется и меняется в правильном направлении», – отметил в своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» 24 февраля 2009 г. министр образования и науки Андрей Фурсенко.

По его мнению, критика, звучащая в адрес министра и министерства во многом вызвана той последовательностью, с которой проводятся  изменения в науке и образования. «Пожалуй, все то, что я сказал, когда пришел в образование и в науку в 2004-м году, став министром, мы шаг за шагом реализуем. Я думаю, что многих людей это раздражает».

Он полагает, что нужно уходить от системы образования «как камеры хранения», возникшей в 90-е годы, и переходить к системе образования как институту развития, готовящему «востребованных людей, людей, которые могли бы себя проявить в реальной жизни».

А. Фурсенко отверг слухи о том, что российская школа в ближайшие годы будет переходить на 12-летку. Он подчеркнул, что «на 12-летку не переходят за 1 или 2 года, для этого требуется очень серьезная подготовка. Я думаю, что если, вдруг, было бы принято такое решение, то переходить бы начали тогда, когда кризис закончится».

Наряду с экономическим кризисом, система образования России столкнулась и с демографическим кризисом. Если в 1998 году в школах училось 21 млн. человек, то сейчас 13 млн. В 2006-м году 11-й класс закончили 1 млн. 300 тыс. детей, в 2009 году – 900 тыс., а в 2012 ожидается всего 730 тыс. выпускников. При этом количество мест в вузах пока не сокращается, так это напрямую бы повлияло на зарплату преподавателей и бюджет высших учебных заведений.

А. Фурсенко отметил, что постоянно призывает ректоров вузов готовиться к надвигающемуся демографическому кризису. По его информации, впервые за последние годы, в 2008-м году, вузы набрали на платные, внебюджетные места на 15% меньше студентов, чем в предыдущий год.

Он также сообщил, что пять лет подряд в российские вузы поступало больше людей, чем выпускников 11-х классов. Это было связано с тем, что многие из тех, кто не стал учиться в вузах в 90-е годы из-за социально-экономических проблем, решили восполнить этот пробел. Другие шли в вузы за вторым образованием. «С 2001-го года количество людей, принятых в вузы на все места: и очные, и заочные, и вечерние – устойчиво превышало количество выпускников школ».

При этом «из выпускников школ в вузы шли до 80-85%», что, по мнению А. Фурсенко, ненормально по двум причинам. Он считает, что «вузовский диплом – не единственное письмо счастья» и «вуз вузу рознь». В течение ряда лет государство ослабило контроль над высшей системой образования, «дало некую слабину, давая возможность получить право преподавать, учить, давать высшее образование тем, кто, на самом деле, такого права получать не должен». И сейчас идет работа по удалению с образовательного поля плохих образовательных учреждений, что затрагивает судьбы многих людей.

Отвечая на вопрос ведущей Светланы Сорокиной, что государство делает для помощи выпускникам вузов, которые в ближайшие годы столкнутся с невостребованностью на рынке труда, министр ответил, что создаются условия для того, чтобы ребята могли учиться дальше, но при этом требуется, чтобы студенты не просто числились, но и показывали необходимые знания.

Он отметил, что « в этом году существенно расширена и магистратура, и аспирантура». Вузам была дана возможность принимать на бюджетные места столько магистров и аспирантов, сколько они могут обеспечить хорошими преподавателями и хорошими условиями образования. При этом, по словам А. Фурсенко, не многие вузы пока воспользовались этой возможностью, что связано с тем, что к организации магистратуры и аспирантуры предъявляются жесткие требования. «Вуз должен показать, что он может взять этих людей, … что он, действительно, их учит, а не просто получает на них от государства деньги». Одним из критериев качества аспирантуры является все то же «долой камеры хранения». «По аспирантуре есть достаточно четкий критерий – сколько людей после окончания аспирантуры в срок защищают диссертацию», – заявил А. Фурсенко.

Министр выступил в пользу перераспределения бюджетных мест в пользу востребованных профессий. Такими, по мнению Фурсенко, будут являться специальности, связанные с энергетикой, экологией, информационной безопасностью, сферой туризма, гостиничного бизнеса и др. областями сервиса. «Думаю, что этот рынок гораздо более открыт, он шире, чем, например, сегодня рынок тех же самых юристов».

А. Фурсенко также заявил, что, несмотря на кризис, фонд заработной платы в образовательных учреждениях не будет сокращаться. Вместе с тем, к сожалению, будут уменьшаться капитальные вложения в создание новых объектов науки и образования. «Мы очень сильно размахнулись за последние годы. И сегодня вынуждены от чего-то отказываться». Так, будут достроены общежития, которые уже начаты, но строительство нескольких десятков общежитий в разных регионах России, предусмотренное программой «Научно-педагогические кадры», в этом году не начнется. Работа над федеральными целевыми программами будет проанализирована с точки зрения их эффективности. «И если обещанные результаты не будут достигаться, то эти работы будут прекращаться».

Рассказывая о том, как реализуется пожелание президента РФ Дмитрия Медведева, чтобы отличники имели возможности перейти с платного на бюджетное отделение вуза, министр отметил, что сейчас ведется работа над тем, чтобы в уставах вузов появился пункт о возможности перевода студента-платника на бюджетное место. Министерство, как один из учредителей вуза, настаивает, чтобы эта возможность была четко прописана в документах учебного заведения. Минобрнауки также попросил вузы представить информацию о том, каковы условиях перевода с платного на бесплатное обучение. В большинстве вузов общепринятым правилом считается «2 сессии на «отлично» – и ты можешь быть переведен, если есть вакантные места». По информации А. Фурсенко, студенты, узнав об этой новации, стали лучше учиться. Одни – бюджетники, чтобы не вылететь из вуза, другие – платники – чтобы получить возможность учиться бесплатно.

Министру пришлось ответить на критику в адрес громкого заявления, прозвучавшего 12 февраля 2009 г., на коллегии Министерства, когда А. Фурсенко сказал следующее: «глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность. Есть учителя, которые блестяще объясняют высшую математику, чуть ли не в 5-м классе. Это очень красиво выглядит, но мы должны ориентироваться не на гениальных учителей и не на выдающихся школьников, а на 13,5 млн. учеников – как в селе, так и в городе». Эти слова вызвали бурную дискуссию в научном и преподавательском сообществе.

В эфире «Эха Москвы» Фурсенко значительно смягчил и уточнил свою позицию. Он отметил, что «математика хороша уже и тем, что приводит в порядок ум. …Глубокое изучение геометрии, стереометрии, алгебры, то есть тех вещей, которые создают представление о мире цифр, о пространстве, крайне необходимы. Именно потому, что они очень сильно развивают человека. Они дают возможность человеку постичь физику, химию, очень многие естественные науки».

Вместе тем, по мнению министра, в школе не надо «излишне увлекаться техникой математики. Идти далеко туда, где это уже не структурирование ваших взглядов, мыслей, а именно технические вопросы». Если человек захочет, то он потом сможет узнать об этом в вузе.

А. Фурсенко также отметил, что он «был тем человеком, который сохранил обязательный экзамен по математике в форме ЕГЭ после окончания 11-го класса.  ...Хотя было очень много людей, которые …говорили: «Ну, зачем мне? Зачем мне после 11-го класса логарифмы?».

Говоря о том, почему в школах не преподают более астрономию, министр признал, что «астрономия – замечательная вещь. Я думаю, что она может преподаваться в рамках курса физики более широкого, а может, и отдельно. Но для этого надо понять, от чего можно отказаться».

Отвечая на беспокойство многих слушателей из-за того, что РПЦ ведет наступление на школьное образование, А. Фурсенко поспешил успокоить общественность, подчеркнув, что он выступает против засилья одной конфессии, навязывания в школах того или иного мировоззрения. «Веру человек должен сформировать для себя сам». В то же время он считает, что «культурный человек должен знать и историю религии, и культуру религии» с точки зрения светского предмета.

Как всегда многочисленными были вопросы про ЕГЭ. Министр полагает, что «сегодня острота этой проблемы в значительной степени …связана с тем, что впервые в ЕГЭ по полной программе участвуют Москва и Петербург». Он отметил, что те регионы, которые давно приняли систему ЕГЭ, говорят, что система нормальная, что «система действительно позволяет выявить знающих, работающих ребят, которые хорошо учатся – не только хорошо сдали ЕГЭ, но и хорошо учатся после этого». По мнению министра,«ЕГЭ дает возможность объективной оценки и объективного сравнения. Если кто-то считает, что он получил оценку несправедливую по ЕГЭ, …что он несправедливо, скажем, не зачислен куда-то, имея достаточно высокий балл по ЕГЭ, то у него есть объективный показатель, по которому он может оспорить, опротестовать. Потому что раньше не было».

А. Фурсенко высказался за то, чтобы прекратить сейчас разговоры о полезности ЕГЭ и дать возможность ребятам спокойно сдать экзамены. А «после того, как эти экзамены будут сданы, мы можем обсудить, насколько хороши были контрольно-измерительные материалы и требуется ли какая-то коррекция в составе экзаменов и какие требуются изменения в учете результатов Олимпиад», – подчеркнул министр.

На фото: А. Фурсенко, фото с сайта «Эхо Москвы»

 

Источник: Полит.ру