Главная » Аналитика инноваций » Новости инноваций » Чубайс вложился в микроэлектронику
Контакты English

Чубайс вложился в микроэлектронику

06.06.09

Госкорпорация "Роснано" сделала первый шаг к обещанной Чубайсом RFID-революции

Анатолий Чубайс. Фото: Александров Василий/PhotoXPress.ru

Анатолий Чубайс ускоряет нано-процессы: не прошло и недели с момента, когда "Роснано" подписало самое крупное в своей истории инвестиционное соглашение с группой "Ренова" (3,7 млрд руб. в уставный фонд и 9,8 млрд в долг) о строительстве завода по производству элементов солнечный батарей, как госкорпорация совершила новую интересную инвестицию. Благодаря стараниям "Роснано" в Россию может переехать владелец уникального ноу-хау Galileo Vacuum Systems.

Итальянская Galileo, в связке с которой создается новое предприятие "Роснано", владеет уникальной технологией избирательной металлизации поверхностей. Сейчас ноу-хау применяется для выпуска металлизированной упаковки, однако по-настоящему широкие перспективы ждут ее в бизнесе по производству антенн радиоидентификационных меток (RFID). Будущее детище Galileo и "Роснано" станет первым в мире предприятием, где она будет использована.

Инвестиция "Роснано" в уставный фонд предприятия составит 21 млн евро (912,9 млн руб. по курсу ЦБ) при общей стоимости проекта 43 млн евро. Оставшиеся 22 млн внесет Galileo Vacuum Systems, причем взнос будет имущественным: в него войдут оба принадлежащих Galileo завода в Италии и Сербии. В "Роснано" не исключают, что в результате сделки Galileo обоснуется в России.

В новом предприятии "Роснано" получит долю в 49%, как это бывало с большинством учрежденных им предприятий. Никакие дополнительные инвесторы в проект привлекаться не будут. Подписание инвестиционного соглашения ожидается в июле 2009 г.

ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ВСЕХ НОУ-ХАУ

Новая компания займется выпуском антенн для RFID-меток методом селективной (избирательной) металлизации в вакууме. На рынке говорят, что эта инновация "на порядки" снизит себестоимость радиометок по сравнению с распространенными сейчас RFID, которые, к слову, в России не производятся. "Ситроникс", производящий в год около 400 млн RFID-билетов для метро, закупает антенны в Японии.

Толщина металлизированного слоя в продукции Galileo Vacuum Systems в среднем равна 50 нм, что позволяет говорить о ее "нанотехнологичности". Компания не берется точно сказать, насколько ее процессы снизят себестоимость RFID-антенн. Примерная оценка такова: при тираже до 1 млрд в год стоимость одного экземпляра антенны выглядит "незначительной" и условно оценивается в 0,01 евроцента против нескольких центов за одну антенну сегодня.

Можно ожидать, что из-за падения цен на RFID и роста их популярности, российский рынок вырастет многократно: сейчас он составляет $120 – 150 млн. В "Роснано" полагают, что к выходу завода на проектную мощность в 2015 г. спрос на RFID в России будет выражаться суммой в $1 млрд. В 2011 г., после запуска завода, на его продажи за рубежом будет приходиться 80% продукции, а к 2014 г. доля отечественных продаж возрастет до 50%. К этому времени завод "Роснано" и Galileo собирается выйти на проектную мощность и генерировать выручку 80 млн евро.

Мировой рынок RFID в ближайшие годы ожидает хороший рост. Сейчас он составляет около $5 млрд, из которых непосредственно на RFID-метки приходится $2,1 млрд., а к 2015 г., как думают в "Роснано" и Galileo, он увеличится до $18 млрд.

КОНКУРЕНТЫ НЕ ВОЗРАЖАЮТ

Неожиданно доброжелательно на проект "Галилео" отреагировали отечественные производители микроэлектроники, которые не видят в новом проекте "Роснано" своего конкурента, а напротив, ожидают возможностей для сбыта собственной продукции. Председатель совета директоров "Ангстрема" Дмитрий Милованцев подчеркнул, что предметных переговоров с "Роснано" о поставках кристаллов своего предприятия он пока не вел, но не исключил этой возможности в скором будущем. Источники в "Ситрониксе", с которыми переговорил Slon.ru, надеются, что раз "Галилео" захочет поставлять им свои антенны, то о встречных поставках чипов с ними можно будет договориться.

Руководитель проекта со стороны "Роснано" Александр Кондрашов заявил, что хотя недостатка в производителях RFID-чипов на мировом рынке не наблюдается, договоренности с "Ангстремом" и "Ситрониксом" возможны в случае интересной цены.

ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ

Возможно, это первый шаг в RFID-революции, которую Анатолий Чубайс анонсировал еще в конце 2008 года, рассказав о магазинах без кассовых аппаратов с оплатой покупки посредством RFID-карт. За последние два-три месяца его корпорация эволюционировала из государственного института с невнятными задачами в простого и понятного инвестора, вкладывающего деньги в упаковку, солнечные батареи и перспективные радиочипы. В самом "Роснано" говорят, что весь пакет инвестиций последних месяцев корпорация совершает в плановом порядке и имиджевой составляющей в них искать не стоит. Однако появление простой, понятной и активно инвестирующей российской госкорпорации совпало по времени с проявлением президентского недоумения о том, что для проекта "было предусмотрено столько денег, а в результате почти ничего не потратили, потому что было непонятно, как тратить и на что тратить".

Владислав Чучко

Источник: Slon.ru