Наука и технологии |
Джазовая давка30.09.08 Мы спали, и проснемся только в октябре. Фестиваль «Сибирские джазовые игрища» откроет нам глаза на современный джаз, до поры до времени заслоненный спинами и тенями уходящих мэтров 50-х – 60-х годов прошлого века Джазовый менеджер Сергей Беличенко, привычно прощающийся со своей «паствой» в конце каждого сезона — из-за невозможности продолжать борьбу за главное дело всей жизни — заметно воспрял духом. Еще бы — у сезона 2008–2009 блестящие перспективы. После открытия 2 октября и грома труб и саксофонов одновременно на нескольких площадках (в новосибирском Доме ученых, в «КОБРЕ» и музыкальном клубе «Агарта») джаз победоносно займет сразу несколько клубов. Об этом странно было даже мечтать еще в прошлом году, когда джазменам с трудом удалось закрепиться в Новосибирске на последнем рубеже — в гриль-баре «Республика». Центральная явка — клуб «Труба» — была к тому времени практически провалена. Сделав полный круг по потенциальным меценатам и спонсорам, Сергей Беличенко вроде отошел от антрепренерских дел, заняв место за барабанной установкой. Причем он так быстро вернул былую форму, что никто не мог заподозрить его в причастности к двум столь энергетически емким проектам, как создание звукозаписывающей студии и организации международного фестиваля. Оказалось, удача в виде инвестора обоих проектов, владельца компании «Автомотив» Анатолия Белева пришла к нему сама — мужчины разговорились после концерта в «Республике». Позднее к «Игрищам» подключилась фирма «Агарта», которая в итоге выступила в качестве его соучредителя. Так у фестиваля розлива 2008 года появились деньги. Отношения со многими гастролерами зашли настолько далеко, что некоторые черные братья уже сложили в свои портмоне авансы за новосибирские концерты. Беличенко клянется на книгах самых правдивых историков джаза, что ничего подобного за Уралом еще не случалось. Дескать, новый фестиваль легко заслонит его же самые успешные проекты конца 1990-х: «Сорос Интер Джаз 1998» и «Атрибуты Арта Блейки». И нет повода не поверить в значительность джазового пиршества — на музыкальный стол подадут десятки блюд, представляющих «кухни» 16 городов четырех стран мира: России, Швеции, Норвегии и США. Те, кто не был все эти годы в одном строю с музыкантами, вправе усомниться: «С чего Новосибирску столько чести?» Оказывается, этот город — одна из звезд «джазовой Медведицы». Первый большой смотр импровизационной музыки прошел здесь еще в декабре 1965 года под скромным названием «Фестиваль эстрадной, духовой и джазовой музыки». Тогда, когда трудно было себе представить, что время полуподпольного существования самодеятельного новосибирского джаза позади и что вскоре Новосибирск станет не только джазовой столицей региона, но и меккой отечественного джазового авангарда. Врач и барабанщик Беличенко и в 1965-м держал руку на концертном пульсе — в качестве неформального лидера джаз-клуба «Спектр». Участвовал он и в организации другого грандиозного события — симпозиума «Современная музыка» 1978 года. Ровно 30 лет назад и впервые в истории советского искусства теоретики и музыканты из Москвы, Ленинграда, Тарту, Свердловска, Новосибирска и других городов СССР собрались, чтобы обсудить проблемы развития и взаимодействия современной академической и джазовой музыки. С тех пор симпозиум удавалось выкраивать аккуратно раз в 10 лет. Будет теоретическая часть и у фестиваля 2008 года. Докладчиками выступят американский профессор Тим Вольф, Владимир Фейертаг из Санкт-Петербурга, Игорь Борисов и другие — из Новосибирска. В основной программе заявлены восемь зарубежных и столько же сибирских ансамблей. На афишах — имена первого эшелона нью-йоркской джазовой сцены, которые будут преобладать на концертах. Это вокалистки Ариэль Вигхэм, Эйми Аллен и Эрли Леонард, саксофонисты Абду Салим и Абрахэм Бертон, квартет Тимоти Вольфа из Мэрилэнда, Александра Сипягина из Нью-Йорка, трио гитариста Дэвида Гилмора и ансамбль тромбониста, трубача и вокалиста Фрэнка Ку-Умба Лэйси. «Все будет по-честному, без сюсюканья, — утверждает Беличенко. — Мы напомним горожанам, что джаз — это музыка отрицания в своей основе, в нем заложено «нет». Когда джаз говорил «да» — это были его самые худшие, хотя и денежные времена». Город достойно подготовился к встрече с заокеанскими коллегами, сибирякам есть что им предъявить. За последний год вышло с полдюжины сибирских джазовых дисков. Это запись Анны Бутурлиной с квартетом Подымкина, первый сольный альбомЕвгения Серебренникова, мемориальный диск памяти Геннадия Калинина, совместное детище Сергея Беличенко и Игоря Тюваева. Возможно, к фестивалю подоспеет пластинка трио Игоря Дмитриева с оркестром Арнольда Каца и канадского саксафониста Гленна Холла с гигантом современного джаза Гилом Эвансом. — Сергей Андреевич, а почему вы не выпускаете диски на CDR? — ехидно спрашиваю я. — Знаете, есть филателисты, а есть те, кто вырезает изображения марки со страниц каталогов. Так вот, я — филателист, — отшучивается Беличенко. И тут же добавляет: — Из этой индустрии стремительно уходят деньги. А страдает прежде всего настоящее искусство — академическая музыка и джаз. Достаточно вспомнить, что уровень продаж носителей джазовой музыки на родине, в Штатах, в прошлом году упал ниже одного процента от общего числа релизов. А ведь фиксация музыки и выпуск ее на диске — затратное дело. Хотелось бы «отбивать» хотя бы часть своих вложений. — Почему вы не выпускаете свою «Дискографию нового джаза»? — не унимаюсь я. — Рукописи этой книги хранятся в Королевской библиотеке в Лондоне, — скромно отвечает автор. — Но выпускать дорого и не имеет смысла. В России потребителей этого продукта осталось буквально пять человек: один в Краснодаре, один в Питере, по одному в Москве, Перми и Новосибирске. В Сибири интересы авангардной музыки представляет прекрасный дизайнер-архитекторСергей Фущенко — у него шесть тысяч дисков! — Вы считаете, у искусства, которое плохо продается, есть будущее? — Много лет назад Теодор Адорно, который интересовался джазом как социологическим феноменом, говорил: «Чем глубже общественное распространение джаза, тем сильнее он зависит от банального». Слава богу, из маргинального дела джаз стал профессией. Автоматически у него появились такие земные проблемы, как нехватка денег, слабый маркетинг и высокие издержки. Все это лишний раз доказывает, что как музыкальный товар джаз ничем не уступает рок-музыке или даже попсе. Но, в отличие от последней, джаз — не просто однообразно модулированный сигнал, а настоящие гимны думающих музыкантов. Публика перестала с нами носиться, потому что больше не считает нас горсткой революционеров-утопистов. Для понимающих людей мы — вполне состоявшиеся носители всемирно признанной идеологии. И меня это вполне устраивает. Антон Веселов
Источник: «Эксперт-Сибирь» |