Главная » Аналитика инноваций » Обо всем » Эльдар Рязанов: о цензуре, «большом пу-пу» и душе
Контакты English

Эльдар Рязанов: о цензуре, «большом пу-пу» и душе

25.10.07

ImageОдин из известнейших российских кинорежиссеров Эльдар Рязанов ответил на вопросы читателей BBCRussian.com.

В этом году режиссер отпразднует 80-летний юбилей.

Беседу вела продюсер Русской службы Би-би-си Мария Гречанинова.

Би-би-си: Многие наши читатели просят передать вам поздравления в связи с предстоящим юбилеем.

Эльдар Рязанов: Нашли с чем поздравлять... соболезновать надо.

Би-би-си: Итак, вопросы. Наш читатель Ефим из Израиля спрашивает, когда было более продуктивное время для творческой работы – в СССР или теперь. 

Эльдар Рязанов: Я должен сказать, что хорошего времени не было никогда. Потому что раньше были идеологические препоны, коммунистические догмы, с которыми мы должны были считаться, а сейчас финансовые «рогатки», которые иногда преодолеть труднее, чем идеологические. Мы, в советское время, приспосабливались, обманывали, хитрили, у нас были всякие свои приспособления. Хотя это было очень противно, потому что фильмы нам уродовали, сценарии заставляли переделывать, что-то вырезать. А сейчас то, что делать, нам диктует малообразованная часть нашего населения. Слово «быдло» не хочется употреблять, но это люди, которые находятся на грани дебилизма.

Мы в какой-то степени сами в этом виноваты. У нас раньше запрещали буржуазное кино, западное... Люди очень соскучились, и когда произошла перестройка, на наши экраны рванул американский кинематограф. Американский кинематограф – великий кинематограф, там есть свои шедевры, замечательные картины, но то, что стали показывать у нас в начале 90-х годов, да и до сих пор показывают, это в основном фильмы группы «b» и «c». Покупали пакетами, это было дешевле, фильмы были второстепенные.

Я это все называю «большое пу-пу» – экшен, боевики и так далее. Там герою таких надают кренделей, что надо год лежать в коматозном состоянии в реанимации, а он через секунду встает и отвешивает своему противнику тоже черт-те что. В кино стала ходить молодежь, необразованная еще, она этим очень увлекалась и своим выбором стала диктовать вкусы нашим прокатчикам. А когда у нас сейчас появляется какая-то серьезная вдумчивая картина, национальная по духу и содержанию, которая рассказывает о богатстве души героя, это часто не находит спроса. Публика воспитана на белиберде, она настоящего видеть не хочет. А прокатчики хотят зарабатывать деньги, у них только один интерес. Поэтому ситуация очень сложная.

Би-би-си: Вам не кажется, что российское искусство процветает под давлением? Что лучшие произведения и фильмы создавались в периоды, когда приходилось преодолевать цензуру и сопротивление властей? Этот вопрос задает читатель Абе из США.

Эльдар Рязанов: Сейчас практически нет никакой цензуры. Если только кино поощряет национальную вражду или призывает к свержению власти или к терроризму, хоть лично я с этим не сталкивался, но я думаю, это остановят. В остальном же цензуры нет – делай что хочешь.

Би-би-си: Другой наш читатель Илья из Израиля тоже пишет о цензуре. Не являлась ли оглядка на цензуру в СССР положительным стимулом, повлиявшим на высокое качество ваших работ, пишет он.

Эльдар Рязанов: Есть такое мнение. Но все дело в том, что если цензуру проводят умные, талантливые, воспитанные, образованные люди, то это не такое уж плохое дело. Но у нас, как правило, на цензуре сидели недоумки, необразованные дураки, которые знали только три главы из краткого курса истории ВКП(б) и все этим мерили. Поэтому в нашей стране благородной цензуры быть не может. Теоретически она возможна, и это было бы неплохо, но это только в теории и в другой стране, но только не в нашей.

Би-би-си: Ваши фильмы всегда несколько саркастически выделяли какие-то черты времени, над которыми стоило посмеяться. В советское застойное время это были чаще комедии – тогда власть была в почти безобидном маразме. В 90-е комедии стали грустными. А что вы думаете о новом времени? Этот вопрос задает наш читатель Чейн-Сток. 
 
Эльдар Рязанов: Сегодня огромная проблема в нашей стране – это невежество нового молодого поколения. Это просто огромная толпа невежд, которые не знают истории, ничего не читали, у них нет никаких идеалов, кроме накопления денег. Поэтому у нас есть, над чем смеяться. Но дело в том, что вместе с потерей СССР, наши многие кинематографисты лишились чувства такта, вкуса, чувства того, что это пошло, неэстетично. Очень многие хотят, задрав штаны, бежать за комсомолом, как писал в свое время Маяковский, т.е. угодить современному зрителю, чтобы их фильмы широко прокатывались, а для этого надо угодить и прокатчикам.

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать.

Би-би-си: А как вы оцениваете современную Россию и сегодняшнее российское кино? Об этом спрашивает Николай с Украины.

Эльдар Рязанов: Я обращал внимание, что когда меняется строй в стране, происходит социальный перелом, то всегда появляется новая плеяда кинематографистов. Когда случилась Октябрьская революция, то пришло поколение Сергея Эйзенштейна, Козинцева, Ромма, Арнштама, Довженко... Это была целая плеяда замечательных мастеров. Потом произошел XX съезд, умер Сталин – огромный социальный перелом. Тогда появилось наше поколение – в которое входили Чухрай, Алов, Наумов, Тарковский, Данелия, я... Сейчас, казалось бы, когда мы перешли от социализма к капитализму, должна была бы появиться новыя плеяда мастеров, но она не появилась. Есть какие-то отдельные люди, более или менее даровитые. Но один хочет поехать на кинофестиваль, другой хочет понравиться публике, тот хочет заработать деньги... А человек пишет, снимает, поет, рисует, чтобы выразить то, что его волнует. И это самое главное.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил. Это была белая зависть. Когда я увидел картину, скажем, «Не горюй» Данелии, я подумал – ах, черт побери, вот это я с удовольствием поставил бы. То же самое с картиной «Полет над гнездом кукушки», я тоже подумал – с каким бы с удовольствием я поставил бы ее. Она у меня может такой же прекрасной не получилась бы, но я говорю о том, что мне нравится, и о том, что я бы хотел сделать.

Би-би-си: Дима из США спрашивает, а какой ваш фильм самый любимый?

Эльдар Рязанов: Этот вопрос задают всегда. На него отвечать неинтересно. Есть такое штампованное сравнение, что фильмы как дети. Это штамп, но это так. Я в связи с этим могу сказать одно – я сопереживаю тем фильмам, которые я сам считаю хорошими, но у которых не было такой шикарной прокатной судьбы, как у «Иронии судьбы», «Служебного романа» или «Жестокого романса». Есть у меня какая-то боль по этому поводу.

Эти фильмы мало кто знает, это «Человек ниоткуда» – дебют Сергея Юрского и Анатолия Папанова. Фильм о снежном человеке, который пришел в Москву. Этот фильм попал под «сусловский трамвай». Он сказал, что это за человек «ни оттуда»... Фильм не выпустили, он 28 лет пролежал на полке, т.е. в тюрьме... Хорошо, что там не автор был, а фильм все-таки. Фильм «Предсказание», который я снял 93 году, когда была черная дыра, все фильмы уходили в никуда, кинотеатры закрылись, в них устраивались караоке, вселялись банки, там продавали мебель, автомобили, все что угодно, только не кино. Этот фильм никто не увидел. И «Дорогая Елена Сергеевна» – острый фильм о молодежи, я его снял в 88 году. Он тоже попал в какое-то межпрокатное существование, его тоже никто не видел.

Эти три картины, которыми я горжусь и считаю, что они одни из моих лучших картин, большинство зрителей не видели и даже не подозревают о том, что я их сделал.

Би-би-си: Хотелось бы узнать, как у вас зародилась идея создания фильма «Андерсен. Жизнь без любви»? На мой взгляд, фильм удался, пишет нам Саида Алиева из Азербайджана. 

Эльдар Рязанов: Это мой недавний фильм, он еще только набирает силу. Мои фильмы – они долгоиграющие. Когда выпустили фильм «Берегись автомобиля», его выпустили летом, в июле месяце, его не увидел никто. Летом никто не ходил в кинотеатры и в советское время. Но сейчас в нашей стране невозможно найти человека, который бы не смотрел «Берегись автомобиля», да еще и не один раз. И «Андерсен» – долгоиграющий фильм, у него еще все впереди. Я в этом не сомневаюсь. Эта картина будет набирать силу, ее будут показывать по телевизору и так далее. Эта очень серьезная картина, она для меня очень важна.

Я не знаю точный перевод слова «blockbuster», но для меня это что-то большое, громоздкое, дорогое и значительное. Вот так я отношусь к «Андерсену». Потому что картина сложная, интересная, в ней много найденных любопытных вещей, которых не было раньше в нашем кино. Она белая ворона, потому что там никого не убивают, нет никаких погонь нет, контрольных выстрелов в голову, никого не насилуют, ничего этого нет. Она просто рассказывает о жизни гения, чьи произведения знают все, но о его жизни никто не знает ничего, как выясняется. А у него была невероятно интересная жизнь. Я эту картину делал с большим удовольствием, увлечением, интересом. Отзывы тех, кто видел эту картину, меня устраивают.

Би-би-си: Наша читательница, подписавшаяся Анка, США, считает, что в ваших последних фильмах больше грусти, чем оптимизма. Не поверю, что это возраст, пишет она. А что тогда?

Эльдар Рязанов: Возраст имеет значение, конечно. Очень многое прожито, очень многое видено, много разочарований. Это естественно. Очень большой разброд в стране. Кто во что горазд. Я вообще уже не понимаю, в какой стране я живу. Раньше нас объединяла колючая проволока, которая шла по границе Советского Союза. Мы жили в каком-то спецпоселении. Была выдуманная идеология, которая говорила о счастливом будущем. На словах там было очень много хорошего, но только на словах, а на самом деле все было извращено.

Кроме того, мы были помоложе и верили в какие-то ценности. Сейчас нет никакой колючей проволоки, мы не сожалеем, естественно, о ней. Раньше люди мечтали уехать заграницу, повидать что-то, а сейчас, пожалуйста, езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интересней, богаче. Но она стала бездуховной. Стало много, не хочется грубо выражаться, но недоумков... Очень много людей приближаются к этому состоянию. Многие девочки мечтают стать путанами, мальчики – киллерами. Невероятно... Моральный вывих в стране очень большой, огромное количество невежества. Такое цунами невежества, что я не знаю даже, как это назвать.

Би-би-си: Как вы считаете, кто в этом виноват – западное влияние или то, что происходит внутри страны?

Эльдар Рязанов: Тут много чего. Россия привыкла жить в жестком режиме, это было и при царизме, и еще более при советской власти. И когда вдруг наступила свобода, то выяснилось, что многие не могут ее воспринять, не понимают, что это такое. Недостаточно внутренней культуры, у людей нет истории демократии в стране. (Не может быть истории того, чего никогда не было). Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов. Когда я смотрю на это, то веселиться-радоваться нечему.

Бороться с этим бессмысленно. Сейчас никто ни на какую лекцию о чем-то интересном не пойдет даже под угрозой автомата. Поэтому я, когда делаю какие-то телевизионные программы или фильмы, всегда действую по своему тезису – просвещая, развлекать – развлекая, просвещать. Потому что без развлечения просвещаться никто не хочет. Никто ничего не читал, никто ничего не знает. Ко мне приходят корреспонденты, они думают, что они уже пуп земли, а они ничего не знают, это невежественные темные люди.

Би-би-си: Валерий Лыжин пишет, что глядя на вас создается ощущение, что ваша работа – это ваша жизнь. Он спрашивает, как вы предпочитаете отдыхать и где?

Эльдар Рязанов: Я должен сказать, что я рабочая лошадь. И если говорят, что работа дураков любит, то я абсолютный болван и дурак, потому что я всю свою жизнь работал как ненормальный. Каждой картине отдавалось столько сил, моральных и физических, что организм после фильма был похож на выжженную пустыню, и казалось, что уже никогда ничего там не вырастет. Для того чтобы восстановиться, я старался уезжать на море, я люблю плавать, читать, лежать на пляже кверху пузом и жить практически жизнью растения. Через месяц глядишь, начитает что-то шевелиться в организме, потом постепенно сочиняется что-то новое, снимается новый фильм и так далее. Для меня отдых всегда пассивный, я не скачу по экскурсиям, по храмам, не езжу куда-то чего-то смотреть, для меня это накопление сил.

Би-би-си: Арман из Казахстана вспоминает, что у вашего героя из «Иронии судьбы» была традиция каждый год 31 декабря ходить в баню. Он спрашивает, есть ли у вас какой-нибудь «святой» ритуал?

Эльдар Рязанов: В баню я не хожу, я только фильм про это снимал. Меня в детстве как-то затащили в парную, я там потерял сознание. После этого в баню я не хожу, предпочитаю душ. Я люблю плавать, читать, гулять и, к сожалению, люблю есть.

Би-би-си: Дарр Айта из Казахстана спрашивает о том, как вы подбирали музыкальное сопровождение к вашим фильмам. 

Эльдар Рязанов: У меня был очень простой критерий. Я слышал музыку на концерте, на радио, на телевидении. Мне хотелось, чтобы такая музыка у меня была записана дома на магнитофон. Это некий бытовой повод, но он очень верный. Тех композиторов, которые мне нравились, я приглашал к себе. Таривердиева, Андрея Петрова, с которым я сделал 15 картин. Петров был великий композитор, он умер два года назад. Это был образец высокой жизни – невероятно деликатный человек, нежный, улыбчивый, с юмором, у него всегда было хорошее настроение. Он был невероятный мелодист. То же самое относится и к Микаэлу Таривердиеву.

Би-би-си: Марина из Лондона пишет, что вы часто снимались в эпизодах своих фильмов. Вам никогда не хотелось быть актером?

Эльдар Рязанов: Нет, мне актером быть не хотелось, но мне хотелось бы, чтоб меня приглашали играть. Но меня не приглашали никуда, даже мои друзья, ни сверстники, ни старшие, ни младшие. Что-то такое было пару раз, но не получалось. Поэтому я решил, что надо пользоваться служебным положением, так как оно существует, по сути, только для того, чтобы им пользоваться. И я стал играть у себя в эпизодах, такие малюсенькие рольки. Это похоже на художника, который пишет большое многофигурное полотно и где-то рисует себя, мол, я тут тоже был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. Это такое местное озорство, местные радости. Но я никогда не посягал на роли крупные, зная, что у меня нет ни образования, ни умения.

Би-би-си: Кого из современных советских актеров вы считаете продолжателями традиций игры таких актеров, как Ролан Быков и Олег Басилашвили? Об этом спрашивает Настя Простова из России.

Эльдар Рязанов: Сейчас много хороших актеров. Режиссеров, как я сказал, мало, а актеры есть замечательные. Женя Миронов, Сережа Безруков, Сергей Маковецкий, Гармаш, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, много... Константин Хабенский, Роман Мадянов. Снимать только бы и снимать.

Би-би-си: Миколай из Польши спрашивает, почему многие известные российские актеры оказываются в нищете?

Эльдар Рязанов: Так государство наше новое распоряжается. В советское время говорили, что в армии есть райская группа для генералов, маршалов, которые состарились. От них пользы нету, и они там получали зарплату. Такая же вещь была и в кино. Крупные режиссеры продолжали получать зарплату, им платили, лишь бы они не снимали. И это было замечательно. Эти люди умирали не в изобилии, но доживали свои дни нормально. Это надо было бы перенести и на актеров. Но сейчас этого нет, ни для режиссеров, ни для артистов, ни для писателей. Как писал Ганс Фаллада «Каждый умирает в одиночку», и, к сожалению, многие умирают в бедности.

Би-би-си: Майкл Руди из Канады спрашивает вас о будущих творческих планах. В Канаду не собираетесь приехать?

Эльдар Рязанов: Ему сколько лет? Пусть доживет до моего возраста и поймет, что такие вопросы лучше не задавать. Я как подумаю, что лететь до Лос-Анджелеса 12 часов, да ну его на фиг. Я шучу, конечно. У меня друзья в Америке есть, которые живут там постоянно, может, и приеду. Мне сейчас надо спихнуть этот проклятый юбилей. Хорошо бы остаться после него живым. Если останусь, то будем думать о будущем.

Би-би-си: А новые картины? 

Эльдар Рязанов: Я очень много намучился с доставанием денег для своих картин за последние 10 лет. Это и «Привет, дуралеи», «Ключ от спальни», «Старые клячи». (Картины, кстати, очень хорошие, я их люблю). И с «Андерсеном» были сложности. Поэтому я понял, что больше не буду ходить к банкирам и олигархам (в моем возрасте неприлично уже это) просить деньги на картины, не для себя. Если так совпадет, что будет сценарий, и при этом будут деньги, то я с удовольствием сниму. А если нет, то пусть снимают молодые, пусть они корячатся.

Би-би-си: Игорь Правда из Украины пишет: у вас огромный опыт жизни. Что вы думаете о душе человека, вечна ли она?

Эльдар Рязанов: Этого я не знаю. Я не был там, за кордоном жизни. Я вообще материалист, я воспитывался в эпоху совершенно сумасшедшего атеизма, когда рушили церкви... Я всегда относился к этому неодобрительно, и к людям, которые верят в бога, отношусь уважительно. Только к тем, которые верят действительно, а не к тем, которые вчера молились на Маркса, а сегодня на Христа. Этим я не верю, это они очень быстро перекроились.

Пусть он задаст мне вопрос после того, как я отбуду туда. Если смогу ответить, отвечу, а не смогу, уж не обессудьте. Я думаю, что жить надо здесь, надо сделать все, чтобы прожить жизнь достойно, надо не терять чувство собственного достоинства, надо всегда оставаться самим собой, не стараться казаться лучше или хуже, чем ты есть на самом деле. А там уж, если есть какая-то высшая жизнь, тебя там рассудят по справедливости. Если они существуют, они понимают, притворялся ты или ты на самом деле такой. А очень много людей притворяются. Если есть загробная жизнь, там все поймут. 

Источник: «Би-би-си»