Главная » Аналитика инноваций » Аналитика инноваций » Европейский опыт построения инновационной системы
Контакты English

Европейский опыт построения инновационной системы, рассмотренный на примере таких инструментов, как трансфер технологий. Применимость к развитию инновационной инфраструктуры Новосибирской области и создающемуся технопарку в Новосибирском Академгородке

01.02.08

Трансфер технологий и технологический менеджмент как инструменты инновационной системы рассматриваются на примере европейских стран (Франции и Англии). Возможности использования европейских моделей и перспектива развития инновационного кластера в Новосибирской области. За и против размещения такого кластера в Академгородке Новосибирска.

В Европейских странах развитие инновационной системы, процесс становления технологического менеджмента и трансфера технологий получил толчок в 80-х годах прошлого века и развивался в нескольких направлениях.

Технологический менеджмент является  важнейшим фактором успеха каждой компании и представляет собой стратегическое управление технологическим развитием.  К вопросам технологического менеджмента относятся управление жизненным циклом продукта и ассортиментом продукции, в том числе управление процессами замены устаревших технологий и оборудования, формирование инновационной культуры персонала, управление качеством выпускаемой продукции, стратегия управления интеллектуальной собственности и многое другое. Трансфер технологий это некоторый частный механизм инновационной системы, который состоит из организаций и рычагов создания и продвижения инноваций (включая технопарки). Важными факторами трансфера считаются налаженные личные контакты участников процесса разработки, продвижения и продажи инноваций, географическая концентрация научно-технологического продукта и формирование спроса на этот продукт на рынке.

Схема трансфера технологий во Франции работает примерно так: 
«Предприятия малого и среднего бизнеса или промышленные – поиск научных лабораторий – получение научной продукции – внедрение на рынок», т.е. исходят из потребностей рынка. Центры трансфера технологий обмениваются материалами и, собрав запросы предприятий по своим научным направлениям, начинают вести поиск научных лабораторий или фирм, которые могут выполнить заказ.

В сети технологического менеджмента задействованы 60 научно-исследовательских институтов  и 165 учреждений высшего образования, из которых 85 университетов.

В начале нынешнего века более 5000 компаний и промышленно-технических центров проводили научно-технические работы. Из этих разработок 53,8% финансировалось промышленными компаниями (похожая пропорция например, сложилась в Австралии, а в Японии и США она равна 75%).

Объединение крупных и мелких промышленных предприятий, а также промышленно-технических центров может образовать кластер. Мелкие компании, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, являются «платформой» для крупных компаний, поставляя им перспективные проекты. Инновационный кластер –  вся инновационная цепочка от развития фундаментальной научной идеи до производства и дистрибуции готовой продукции.

Во Франции в 2005 году отобраны 66 кластеров по географическому признаку, открытых для международного сотрудничества.

Систему трансфера Франции можно подробнее рассмотреть на примере одного из её регионов  – Лотарингии:

Image

Промышленные предприятия и предприятия малого и среднего бизнеса посещаются членами Сети развития технологий (промышленного сектора) с регулярностью в 3-4 года. В каждом регионе Франции имеется своя Сеть развития технологий (СРТ), поэтому их насчитывается по числу регионов – 22.

Из проблем, с которыми сталкиваются члены Сети развития технологий, основная –  недостаток координации, например, не всегда одни члены Сети  передают другим то, что касается именно их компетенции.

Крупные промышленные предприятия зачастую имеют  свои собственные научные учреждения.

В СРТ Лотарингии: 8 областных инновационных центров трансфера технологий (ОИЦТТ), каждый из которых занимается одним из научных направлений, 8 информационных технологических центров, 5 Торгово-промышленных палат, 7 ассоциированных членов (университеты). 

ОИЦТТ, а также Центры технологический исследований, которые подчиняются непосредственно Министерству науки, были образованы для того, чтобы свести предприятия как друг с другом, так и с университетами.

Почему возникла необходимость в создании и тех, и других центров? Потому что стало ясно, что предприятия разделяются на две категории. Предприятия первой могут предлагать инновации и их производить, набирая дополнительный штат, в то время как из предприятий второй категории надо «выуживать» потребности.

Центры трансфера технологий обмениваются информационными материалами и, собрав запросы предприятий по своим научным направлениям, начинают вести поиск научных лабораторий или фирм, которые могут выполнить заказ. Лаборатории сами должны составлять список своих возможностей, что в реальности бывает не всегда.

Разработанные приборы и технологии передаются затем обратно по цепочке в соответствующие предприятия. Но авторы этих разработок зачастую находят им и другое применение, модернизируют их и получают новые патенты, а затем находят и новых клиентов.

Следует отметить, что не все ОИЦТТ активно занимаются трансфером. Например, ОИЦТТ в области информационных технологий и телекоммуникаций (ОИЦТТ ИТТ), только на 11 год существования (в 2005 году)занялся непосредственно трансфером. Изначальным направлением деятельности было внедрение Интернета на предприятиях Лотарингии. Затем появилась задача продвижения инноваций, которая реализовывалась, во-первых, в виде помощи предприятиям, занимающихся информационными технологиями, набирать группы сотрудников для реализации проектов. Во-вторых, ОИЦТТ ИТТ помогает инновационным предприятиям искать и получать необходимое финансирование.

В июне 2004 года ОИЦТТ ИТТ подписал соглашение о партнерстве с Центром социологических исследований Анри Тюдора (Люксембург) и с Валлонским Инфополем информационных и коммуникационных систем (Бельгия). В результате этого соглашения, организации представляют ежемесячно одного – двух членов каждой сети и предлагают всем, кто желает вступить в международное партнерство, обращаться к оператору местной Сети.

Финансируется ОИЦТТ ИТТ из трех источников: из государственного бюджета, из областного бюджета и Французским агентством инноваций (ФАИ) ANVAR.

OSEO ANVAR (до недавнего времени именовался ANVAR) – национальный координатор внедренческой цепи, который занимается технической и юридической оценкой, а также оценкой интеллектуальной собственности.

Французское агентство инноваций оказывает помощь промышленным предприятиям и предприятиям малого и среднего бизнеса вфинансировании:

А) набора дополнительных штатных единиц с образованием не ниже двух курсов высших учебных заведений или с высшим техническим образованием, кандидатов наук или находящихся в докторантуре.

В) конкурсов на образование инновационных предприятий. Т.о. Французское агентство инноваций совместно с Министерством науки помогает: 1) молодым ученым  уйти из научной лаборатории и создать свое предприятие; 2) создавать «инкубаторы» для доводки научных исследований до готовности к рынку.

Французское агентство инноваций оказывает финансовую помощь на разных стадиях доводки научной продукции до рыночной готовности. Например, оказывается помощь в анализе  потенциала лаборатории, которая еще далека от рынка; возможно выделение денежных средств на изготовление промышленного образца. В целом на анализ научной идеи затрачивается 15 000–20 000 евро. Возмещение расходов ФАИ  предполагается из роялти.

Без ограничения финансируется получение предприятиями патентов, проведение анализа рынка, изготовление промышленных образцов, набор дополнительных штатных единиц, все виды подрядов. Но на любом этапе Французское агентство инноваций может прекратить финансирование.

Финансирование беспроцентное. В связи с этим возникли некоторые проблемы. Например, в биотехнологии при успешности проекта на 1 евро получают 100 евро. Поэтому ФАИ разработало систему сбалансированной выплаты долгов.

В случае же отрицательной оценки, возмещения нет. На такой исход ориентировано 50% бюджета Агентства.

Всего в год финансируется 30 проектов.

Французское агентство инноваций занимается и трансфером технологий:

Первоначально Агентство помогало лабораториям оценивать научные идеи, но потом было решено, что оценка должна происходить не в лабораториях. Теперь ФАИ обещает помочь с внедрением, но при условии, что первоначально профинансирует анализ консалтинговым агентством потенциала разработки, область или области ее применения (рынок).

В Лотарингии существует три структуры, занимающиеся оценкой научной деятельности. Одна располагается в университете Меца, две другие в Нанси, в том числе – Университет Анри Пуанкаре (UHP). Эти структуры занимаются заключением контрактов научных лабораторий с предприятиями.  Трудность  заключается в том, что не все лаборатории обращаются к этим трём структурам, ибо существует выбор. Не все научные сотрудники «открываются», публикуя результаты своих исследований, некоторые предпочитают  обеспечить патентную защиту.

Подобная проблема возникает и на стадии образования малого предприятия, которое не может существовать без патентования, лицензирования работ. В то же время сотрудники хотели бы заявлять о себе в публикациях.

Очень важен международный компонент деятельности Агентства. Французское агентство инноваций развивает сотрудничество за пределами Франции. Объясняется это и тем, что бюджетное финансирование не увеличивается, и необходимо искать дополнительные источники.

Агентство предусматривает финансовые расходы по посредничеству, инициируя предприятия  выходить со своей продукцией на общеевропейский рынок.

Из каждых 100 евро, полученных ФАИ, половина приходит за счет возмещения долгов по успешным проектам, а оставшиеся 50 евро складываются из дотаций государства (Министерство науки и Министерство промышленности), региональной сети и Европы (например, сотрудничество с Европейским социальным фондом (FSE)).

Французское агентство инноваций участвует в Программах развития научных исследований(PCRD), которые являются основным инструментом Европейского Союза для финансирования научных исследований в Европе.

Агентство совместно с другими странами Европы организует Европейские технологические встречи (RTE), которые проходят в виде Конгресса, в рамках которого устраиваются индивидуальные встречи между потенциальными партнерами: заказчиками и обладателями научной разработки. Причем заказчикам обеспечивается анонимность по отношению друг к другу.

В Конгрессах участвуют люди, готовые к трансферу. В своих докладах они, как правило,  только в общих чертах представляют результаты своей деятельности. 

С 1990 года ФАИ тесно сотрудничает с французским секретариатом межправительственной программы ЭВРИКА, которая объединяет 36 членов и выходит за рамки европейской программы.

Еще одно из направлений деятельности Агентства – организация виртуальных посреднических инновационных центров (CRI),  а также участие в подобной европейской Интернет-сети, которая объединяет 68 виртуальных посреднических инновационных центров из 30 стран. Обмен информацией между центрами ведется на английском языке. И заказчики, и потенциальные исполнители подают свои объявления анонимно. Задача служащих центра – свести потенциальных партнеров вместе, помогая преодолеть трудности, которые возникают при общении представителей  различных культур. Все объявления просматриваются регулярно, по два – три раза в неделю.

Например, в Германии обнаруживается разработка, в которой нуждаются в Лотарингии (Франция). Тогда Французское агентство инноваций окажет финансовую помощь для доведения этой разработки до внедрения на рынок.

Во Франции организовано 8 виртуальных посреднических инновационных центров. Несколько регионов объединены в так называемый Большой Восток.

Связующим звеном в Лотарингии между Сетью развития технологий (СРТ) и финансирующими организациями (верхний ярус схемы) является координирующая организация «3i lorraine», в которой работает всего 11 человек. Она образовалась в числе первых четырех во Франции. Организация работает совместно с Областным Советом Лотарингии в партнерстве с государством и ФАИ Лотарингии. Ее роль заключается в  активизации, координировании и в налаживании совместной деятельности трех главных сетей государственных и частных специалистов в области образования предприятий, инновации и экономического консалтинга.

Основная цель организации:

- Понять нужды предприятий;
- Мобилизовать средства: поиск партнеров, мобилизация мнения общественности или частных лиц, мобилизация финансирования;
- Информировать: проведение  технических дней, когда обсуждаются технологические проблемы; распространение информации; 
- Сопровождать предприятия в течение длительного времени.

Схема трансфера технологий в Америке или Англии кардинально отличается от таковой во Франции. В этих странах идут от научных разработок, которые необходимо внедрять на рынок.

Оксфордский университет был первым в Англии, организовавшим трансферный офис в 1988 году. С целью привлечения инвесторов первоначально была создана благотворительная компания Оксфорд Траст, которая опиралась на 6 мелких компаний. Потребовалось 10 лет, чтобы сменилась культура, развился технологический менеджмент.

После замены управляющего директора количество компаний выросло до 32. Программы Евросоюза и государственное финансирование помогли получить здания для работы над инновациями. Помещения сдаются молодым учёным, работающим над инновационными проектами. Молодые компании поддерживаются Оксфорд Траст три года, после чего их «пускают в самостоятельное плавание».

По статистике 98% фирм, начавших сотрудничать с Оксфорд Траст, выживают и затем работают самостоятельно. Компания помогает провести стратегический анализ молодым фирмам и наметить пути решения стоящих перед ними проблем, составить бизнес-планы, найти финансирование. Оксфорд Траст проводит регулярные семинары и знакомит фирмы между собой, чтобы они могли сотрудничать друг с другом. Сама компания не получает выгод от привлечения финансирования, не является конкурентом для сотрудничающих с ней фирм, не берёт прибыль. Работа оплачивается из взносов и управления, что не окупает всех расходов, поэтому Оксфорд Траст опирается на частное финансирование.

Сотрудники компании не имеют специального образования по внедрению инноваций, но имеют успешный опыт работы в бизнесе. Поэтому они имеют видение перспектив и бизнес-интуицию, настойчивы в достижении цели, умеют налаживать и поддерживать контакты. Важно, что специалисты центров трансфера объективно оценивают проекты, опираясь на их перспективность для рынка, а не на субъективное предпочтение.  Их совет – работать параллельно с несколькими проектами, т.к.  по опыту они знают, что лишь один из пяти проектов успешен.  Другие важные моменты в деятельности ячейки трансфера, необходимые для успешного «запускания» разработки в рынок: управление рисками, проработка вопросов интеллектуальной собственности и  неразглашения технологий организации (особенно в случае ухода из компании); надежность проектов, высокое качество экспертных знаний, наличие опыта исследований.

Как уже определялось выше, кластер может образоваться путём объединения крупных и мелких промышленных предприятий и промышленно-технических центров одного ареала. Успешность географического кластера зависит в большой степени от расстояния между компаниями (они не должны быть велики),  тесного сотрудничества с университетом, налаживания личных связей. Замечено, что:

1) 70% успеха достигается личными контактами учёных с представителями корпоративных предприятий;

2) вклад частных компаний не должен быть существенно меньше половины  госфинансирования, лучше если гос. доля больше 50%.

В Англии инициируется создание кластеров, в которых большие фармацевтические компании ведут крупномасштабные исследования и оплачивают аналогичные проекты университета. Есть и мелкие предприятия, фармацевтические ассоциации. Крупный кластер в области медицины, образовавшийся на базе Оксфордского университета, – сеть Diagn OX.

Около Оксфорда находится 5 крупных исследовательских центров на которые приходится 32% всего финансирования научных исследований Великобритании.

Неотъемлемой частью развития кластеров является международная составляющая. Оксфордский университет сотрудничает с Гренобльским университетом-побратимом (Франция),  с Emilia Romagnа (Италия), Kartsruhe (Германия). Выявляются новые идеи в области инноваций, идет работа с бизнес-ангелами Гренобля, Болоньи; создана венчурная компания, которая занимается инвестированием сугубо русских технологий.

Если рассматривать перспективы появления инновационного кластера в Новосибирском Академгородке, то можно было бы сказать, что просматривается  аналогия с английской моделью. Но если Оксфордский университет располагает интеллектуальной собственностью сотрудников, то в России не сформирована законодательная база для интеллектуальной собственности. Нет и законодательной базы, регламентирующей деятельность технопарков. По существу у технопарков в России нет оговоренных законом льгот и диапазона их деятельности.

Однако в Новосибирске уже применён и используется французский опыт создания сети виртуальных посреднических инновационных центров. Проект был инициирован администрацией НСО совместно с Инновационным центром Кольцово. Региональная база данных –  это составная часть базы данных Российской сети трансфера технологий (RTTN). Электронная платформа RTTN позволяет создать единое информационное пространство для региональных сетей трансфера технологий.

Существует однако вероятность того, что создание мощного технопарка в самом центре Новосибирского академгородка, проект которого готовится к реализации, изменит направление его развития. Этот технопарк, как и другие в России, будет строиться  по принципу частно-государственного партнерства. Основные направления: биотехнология, силовая электроника, IT-технологии и научное приборостроение. Сейчас рассматриваются пропорции около 15% государственного финансирования, остальное инвестируют частные компании. Как видим, это сильно расходится с мировой практикой. И даже с практикой российских аналогов. В Черноголовке, к примеру, планируется создание технопарка в половинном частно-государственном партнёрстве.

Исторически главной миссией так называемой Верхней зоны Академгородка были фундаментальная наука и образование. Основатель Сибирского отделения РАН академик М. А. Лаврентьев предлагал создавать инновационную зону в г. Новосибирске в районе Шлюза, на Левом берегу, в Ельцовке и в г. Бердске. Академик В.Е. Накоряков также считает, что Верхняя зона должна остаться кластером фундаментальной науки и образования, но не зоной производственной инновационной деятельности. Здесь можно было бы создать компактную зону (мини технопарк) информационных технологий для разработки программного обеспечения и автоматизированных норм расчета (так называемых кодов), в которых могли бы участвовать все институты ННЦ (Новосибирского Научного Центра). 

В последнее время, вследствие сильного акцента на инновационную деятельность, миссия Академгородка меняется. Идея супертехнопарка возникла после того, как не удалась попытка создания научно-технической свободной зоны.

Инновационные внедренческие системы формировались за рубежом на протяжении десятилетий, и развитие их сопровождалось соответствующими изменениями в схемах трансфера технологий. Россия только в начале этого пути, который и на первых этапах имеет свою специфику. Процесс внедрения научных инноваций на рынок еще не обусловлен стройной системой. Администрация НСО образовала Департамент науки, инноваций, информатизации и связи, который занимается широким кругом вопросов, касающихся трансфера технологий, в том числе поддержка международных проектов, среди которых использование английского и французского опыта виртуальных посреднических цепей.

Финансирование предприятиям малого и среднего бизнеса, вовлечённых в инновационную сферу, осуществляется как Областной администрацией в рамках проводимых специализированных конкурсов и программ, так и на Федеральном уровне (например, Фонд Бортника).

По данным рейтингового агентства Эксперт РА, Новосибирская область в 2006 году вошла в группу регионов России, которым присвоен сводный рейтинг инвестиционной привлекательности «средний потенциал – умеренный риск». В 2004 году ранг риска составлял 64, в 2006 году снизился до 41. В конце июля 2007 в Москве обсуждали перспективы развития НСО. Вот некоторые представленные материалы.

Инвестиционные проекты, имеющие национальное значение
Image

Кроме того, Новосибирская область включена в Государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Отметим, что недаром создание в Академгородке парка стоит на первом месте, хотя выход продукции масштабнее у многих других. Но разница между вложенными инвестициями и ожидаемым выходом в этом проекте максимальна.

Поставленной задаче обновления и развития экономики России в целом и нашей Новосибирской области, города Новосибирска и Академгородка в частности, должен соответствовать человеческий ресурс, кадровый потенциал. Развитие Новосибирского университета, рост числа университетских общежитий и домов для аспирантов и преподавателей даст второе дыхание Академгородку. Преподавателями при этом могут стать люди любого возраста, которые уже работают и живут в Академгородке.

Во всём мире прослеживается тенденция развития сфер образования и медицины, как наукоёмких и перспективных локомотивов экономического развития всего общества. И со стороны социальных, этических ожиданий российского общества аналогичные процессы перспективны. Согласно последним социологическим опросам, для создания «идеального», то есть социально справедливого общества, принципы социальной справедливости следует применять в сферах образования и медицины, причем за них особенно активно голосовали самые преуспевающие регионы – Москва и Санкт-Петербург. Во всем мире университеты играют ведущую роль в генерации новой фундаментальной науки, и большинство лауреатов Нобелевской премии воспитаны именно в университетах. Идёт увеличение роли университетов и в жизни нашего государства, особенно в науке.

Для состыковки планов развития инновационных технологий и реального производства существует необходимость в создании специальных структур при администрации НСО. А значит, будут изучаться аналогичные структуры, уже созданные и успешно работающие в других странах. Зарубежные инновационные  структуры объединяет интерес к надежности проекта, к качеству научно-исследовательских разработок и их экспертной оценке. В новосибирских университетах и научно-исследовательских институтах достаточно высококвалифицированных экспертов, важно научиться находить и подключать их для конкретных проектов.

Екатерина Сергеевна Годунова, Татьяна Ивановна Яковлева