Наука и технологии |
ФиБры сибирской души25.04.08 Начинающие инновационные предприятия на старте чаще всего упускают из виду конкурентную среду и выстраивают деловые предложения потенциальным инвесторам без ее учета. Это главный недостаток, который выявил финал конкурса «БИТ Сибирь-2008».
«Дамы и господа, спасибо за внимание. Сейчас мои помощницы раздадут вам более подробную информацию о нашем проекте… – голос со звона переходит на доверительный, почти интимный шепот. – И тут, девчонки, вы такие, походкой моделей топ-топ-топ. Пожалуйста, вам. Улыбочка. Пожалуйста, вам. Улыбочка. Возьмите, будьте добры», – дружный хохот. Высокий, худой, безупречно одетый молодой человек, дурачась изображает руками коротенькую юбочку-колокольчик, на цыпочках (как на каблуках) описывает круг по фойе. Небрежно изогнув спину, он раздает воображаемым членам комиссии воображаемые бумаги. Легкая, чуть ироничная улыбка скользит по его лицу и вызывает новый взрыв смеха. Участники финала «Бизнес инновационных технологий в Сибири – 2008» выбирают для себя лучший вариант того, как справиться с волнением и в сотый раз отрепетировать текст презентации. Совмещают приятное с полезным. Общероссийский предпринимательский конкурс «Бизнес инновационных технологий» (БИТ), региональный этап которого впервые проводился в Томске, тоже из разряда удачных совмещений. Учеба, игра и шанс реализовать свою идею – в одном. Сначала прошли лекции, деловые игры и мастер-классы, общая цель которых была объяснить студентам, аспирантам и молодым ученым механизм привлечения инвестиций и то, каким образом для будущего бизнеса разрабатывается маркетинговый план. Затем оформление заявки инновационного проекта и предварительный отборочный этап. Из нескольких десятков новаторских идей и работ отобрана дюжина. И наконец, финал: конкурсанты представляют свои презентации вполне реальным, относительно давно работающим на рынке бизнес-ангелам и руководителям венчурных фондов. А это уже не игрушки, ведь на кону по 75 тыс. рублей тем, кто занял равнозначные в этом конкурсе второе и третье места, а победителю сибирских состязаний – 250 тыс. вкупе с возможностью принять участие в общероссийском полуфинале БИТ-2008 в Москве. Тот, кто одержит победу в столице, поедет на международный чемпионат бизнес-планов, который проходит в Калифорнии, в университете Беркли. Призовой фонд этого конкурса тоже солидный, но главное вовсе не это. Важны навыки, знания и встречи с российскими и иностранными венчурными инвесторами, с бизнес-ангелами. Важен шанс! В этом соль и ценность БИТ.
ИСКУССТВО СОВЕРШЕНСТВА «Организаторы конкурса БИТ-Сибирь оказались самыми активными (речь идет о томской инновационно-управляющей компании «ФиБр» – Ред.). Они умудрились вытащить на свою площадку даже меня, – восхищенно демонстрирует «обиду» организатор общероссийского конкурса БИТ Илья Пичугин. – Хотя на Дальнем Востоке, в Поволжье, Санкт-Петербурге все происходит без нашего участия, мы не вылетаем на место события. Стоит отдать должное организаторам сибирского конкурса и позавидовать их энергии». Впрочем, завидовать приходилось энергии не только организаторов. Стойкость и выдержку сибирского характера в этот день демонстрировали и выступающие, и слушатели. Вместо заявленных 10 проектов оказалось 14. Традиционные для БИТ деловые предложения по инициативе томичей дополнились социальными (кстати, не менее любопытными). А жесткий, как было заявлено изначально, регламент – семь минут на презентацию и десять на вопросы и ответы – рухнул на самом старте. Первое выступление (непонятно, по каким причинам, но докладчик растерялся и говорил крайне путано и сбивчиво) вынудило членов комиссии потратить на проект значительно больше запланированного времени, чтобы узнать-таки суть предложения и помочь сформулировать бизнес-предложение. Тема сама по себе была крайне любопытной: экспрессный метод обнаружения токсических веществ. К 2011 году команда высказала намерение выйти со своей продукцией на международный рынок и там получить патент, необходимые сертификаты. Срок окупаемости запрашиваемых пяти миллионов рублей составлял всего 32 месяца. Уточняющие вопросы и попытки в слайдах найти нужные ответы заняли далеко не 17 минут. На этом фоне акцент, что сделал во вступительном слове Николай Бадулин, глава ИУК «ФиБр» – «Ваше выступление непременно должно быть удачным» – стал вполне ясен. Впрочем, как и замечание Ильи Пичугина: «Уметь очень быстро рассказать инвестору суть своей идеи и суметь за это время убедить его – искусство, которым вам необходимо овладеть в совершенстве». Впрочем, только первый блин оказался комом, дальше все пошло гладко. Выступление команды ООО «НИТЭК» (Томск) с проектом системы контроля автотранспорта завершилось аплодисментами и криками с мест «Молодцы!». Но победителями оказались не они. Видимо, конкурсной комиссии во время подведения итогов голосования удалось-таки справиться с усталостью и эмоциями. Они действительно, как профессионалы, отвечали на вопрос: «А дал бы я денег на этот проект?» 3D Bazar «Наличными сейчас возьмете?» – в конкурсной комиссии у кого-то явно сдали нервы. Компании STS (Томск) и лично Дмитрию Клименко удалось очаровать и заставить поверить в себя всех присутствующих. После его выступления вопросов, кто в этот день займет лидерские позиции, уже не было. – А можно ваши кроссовки померить? – Вряд ли они вам подойдут – они детские. Шутливая пикировка встречена бурными аплодисментами зала. Компания STS представила потенциальным инвесторам продукт под названием 3D Bazar.com. – услугу по формированию трехмерных флэш-изображений. Как пояснил Дмитрий Клименко, эта технология интересна интернет-магазинам. «Любой пользователь сможет отсканировать весь свой каталог товаров в трехмерный вид и представить его покупателю во всей красе. Одна модель в среднем весит 10 килобайт, чтобы не сильно загрузить интернет-трафик, – рассказал он. – Зачастую при покупке товаров в интернет-магазинах многих пользователей ждет разочарование, потому что на картинке они видят одно, а в реальности получают другое. Покрутив его в виртуальной реальности с разных сторон, посмотрев, человек получит возможность покупать товар почти как в реальном магазине». По словам авторов идеи, процесс сканирования предметов прост до примитивности. Технология такова: пользователь печатает на простом бумажном листке черно-белый круг, размещает в него объект и снимает вокруг обычным цифровым фотоаппаратом. Затем переходит на сайт компании STS – 3D Bazar.com и загружает видеоролик. Смотрит пример трехмерной модели после обработки. Во время предварительного просмотра она защищена водяным знаком. В случае если модель устраивает, пользователь нажимает «купить». Водяной знак исчезает, и он может разместить изображение у себя на сайте. Если ему не нравится полученная модель, он опять сканирует предмет и смотрит на результат. Что касается конкурентов, то в развитии этого направления у STS пять основных соперников. Они представляют эту идею в виде сканирования предмета с использованием трехмерных моделирующих программ, таких, как 3D MAX и Maya. Работать с ними сложно, заметили выступающие, для обработки моделей требуются услуги специалиста. В среднем на выполнение задания по созданию трехмерной модели тратится от одного до пяти часов. При этом труд профессионала стоит очень дорого. Программный пакет обходится в две–три тысячи долларов и сами средства разработки стоят приблизительно столько же. «У нас на обработку модели, ее создание, сканирование уходит около десяти минут. Никакой квалификации от человека эта работа не требует, – пояснили программисты компании. – Она доступна даже уборщику, который немного знаком с компьютером. Цена продукта пять долларов, себестоимость один доллар США». При этом программу довольно сложно взломать: все данные обрабатываются на сервере компании, куда пользователь не имеет доступа. Это, по мнению cоздателей, служит лучшей защитой от разного рода хакеров и желающих бесплатно воспользоваться услугами их сайта. В принципе, и на это обратили внимание члены конкурсной комиссии, применение данной технологии может быть достаточно широким. Но, как сказал Дмитрий Клименко, они намеренно остановились на рынке интернет-магазинов. Это идеальная площадка для старта. У виртуальных торговых точек есть широкий канал для передачи данных, в частности, видеороликов, есть потребность в этом продукте и налажена работа с электронными деньгами. Рост рынка виртуальных магазинов, по статистике поискового портала Яндекс, составляет 50% в год. Сегодня в России насчитывается 3 677 магазинов. STS ориентируется на 2% рынка, прибыльность проекта прогнозируют в 15 млн рублей в год. «Как мы получили эти данные? Составили колл-базу из 600 магазинов, обзвонили их и 70 пользователей сразу проявили интерес к нашей продукции, – разъясняет потенциальным инвесторам Дмитрий Клименко. – Кроме того, у нас есть соглашение о начале продаж с магазином Ozon.ru [1] – самым крупным в России». При этом требуемый объем инвестиций шуточный – 1 млн рублей. Из них 35% пойдет на телемаркетинг, интернет-рекламу, размещение статьей в специализированных изданиях. Четверть миллиона будет потрачена на заработную плату и 40% на оборудование. Инвестору предложено 90% в уставном капитале, с правом последующего выкупа 39% акций по первоначальной стоимости. «Мы предлагаем такие условия лишь для того, чтобы вы нам больше доверяли», – добавил Дмитрий. И конкурсная комиссия доверила STS призовой чек на 250 тыс. рублей и участие в финале БИТ-2008. Мы еще не научились терять деньги
– Мне знакома эта компания, она рассказывала о своей идее на традиционной томской сессии бизнес-ангелов, и мы давно держим ее в поле зрения. Честно сказать, проект замечательный, но реально там инвестиций не требуется. Все это можно спокойно продавать и зарабатывать деньги, чем, собственно, ребята уже и занимаются. На конкурсе они продемонстрировали свой потенциал, условно называя сумму в один миллион рублей. Хотя если действительно взяться за раскрутку этого бизнеса на мировом рынке, то нужно гораздо больше. БИТ – это образовательный проект, а не способ создания инновационных предприятий или реализаций каких-то идей. Мы просто все вместе учимся представлять проекты, оценивать их, продвигать. Представитель «Майкрософта» правильно сказал (имеется в виду Михаил Цыганков, руководитель группы по работе с партнерами и технологическими предпринимателями департамента стратегических технологий, Microsoft Russia – Ред.): если наши молодые предприниматели выезжают на международные конкурсы, сражаются там с американцами и сингапурцами, выигрывают у них, значит, у нас уже существует некий уровень культуры бизнеса. А что касается организации предприятий, то сейчас основной поток инновационных компаний возникает благодаря программе «Старт» фонда Бортника. Но у нее есть свои особенности: там ученым дают возможность позаниматься бизнесом. И проект направлен не на создание производства, а на то, чтобы ученый имел возможность почувствовать, что такое руководить предприятием, его это или нет? Соответственно, эффективность у «Старта» с точки зрения создания компаний очень низка. Но я с большим удовлетворением обнаружил, что в конкурсе участвовало несколько предприятий, созданных без посторонней помощи. Например, компания Александра Баранова, которая предлагает ИТ-продукт, обеспечивающий доступ к веб-технологиям с любого мобильного устройства. Компания «НИТЭК» мне запомнилась командой и тем, что пытается закрепиться на таком достаточно хорошем, перспективном рынке. Радует, что есть люди, которые берут риски на себя и пытаются что-то сделать сами. – В Томске работают такие инновационные монстры, как «Микран», «Элеси». Могут их истории успеха служить начинающим предпринимателям примером? – Нет, это предприятия, которые строят свой бизнес на одном или нескольких заказчиках. «Элеси» полностью зависит от «Транснефти». «Микрану» тоже не нужна маркетинговая служба, у них пять клиентов, которых они знают наперечет. Таких компаний, которые бы работали серьезно на массовом, конкурентном рынке, в Томске не так много. Я всех молодых ребят ориентирую на массовый рынок. Это гарантирует им динамичное развитие, создание в перспективе крупного холдинга, выход на международные рынки. – Чего сейчас, на ваш взгляд, не хватает Томску для развития инновационного бизнеса? – Вся проблема в том, что в Томске не создана атмосфера, подобная той, что существует в Силиконовой долине. Там предприниматель готов рискнуть деньгами. У нас, прежде чем дать молодому инноватору энную сумму, размышляют: а не потеряют ли они ее? И все, мысль не идет дальше, она не работает на то, как можно развить идею и вместе на ней заработать, кого еще найти и привлечь к реализации проекта. В этом смысле есть два подхода. Один из них мы стараемся реализовать в центре венчурных инвестиций. Приходит ко мне разработчик с дохлой идеей. Я начинаю искать какую-то искорку, формировать команду, чтобы этот проект стал жизнеспособным. Другой подход – это нам неинтересно, до свидания, мы с этим работать не будем. В финансовой сфере превалирует именно второй вариант взаимоотношений инвестора и разработчика. Люди с деньгами считают, что лучше потратить средства на небольшое количество каких-то нефтяных или газовых проектов, которые понятны с точки зрения окупаемости. К сожалению, венчурные фонды у нас попали в те же тиски. Инвесторы только и рассуждают: а где меня обманут, где меня не понимают, а эти неопытные, вдруг не потянут проект. Если так думать, то у нас ни одного венчурного проекта не получится. Сейчас мы стараемся бороться с подобными предрассудками инвесторов. Они должны понимать, что существует система оценки рисков, понятие инвестиционного портфеля, в котором далеко не один инновационный проект. Их может быть десять, пятнадцать. И хоть один да выстрелит, покроет все расходы. Это просчитывается. Но вкладывать в те проекты, которые могут про¬играть, нужно обязательно. Уверен, Силиконовая долина начиналась с того, что люди вкладывали деньги, не боясь их потерять. Ольга Шадрина, руководитель направления менеджмента «Эксперт Сибирь» Источник: «Эксперт Сибирь» |