Главная » Аналитика инноваций » Энергетика. Традиционная и перспективная. » Инновационная продукция ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" для нужд нефтегазопереработки
Контакты English

Инновационная продукция ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" для нужд нефтегазопереработки

Виктор Васильевич Мухин, 
д. т. н., начальник отдела 
развития ОАО "НЗХК"
Геннадий Викторович Ечевский, 
д. х. н., заведующий лабораторией 
каталитических превращений 
углеводородов 
Института катализа СО РАН
Владимир Николаевич Марков,
ведущий инженер отдела развития
ОАО "НЗХК"

 

В сентябре 2006 года на одном из крупнейших предприятий г. Новосибирска, ОАО "Новосибирский завод химконцентратов", будет осуществлен запуск в эксплуатацию первой очереди производства цеолитных катализаторов для нужд нефте- и газоперерабатывающей отрасли. Тем самым ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" заявляет о расширении сферы своей деятельности. Производство цеолитных катализаторов создано на основе лицензионного соглашения между ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" и Институтом катализа СО РАН, являющимся разработчиком технологии синтеза катализаторов.

 

Создание производства цеолитных катализаторов на ОАО "НЗХК" обязано разработанной Институтом катализа СО РАН новейшей технологии нефтегазопереработки - технологии БИМТ, для прямого получения моторных топлив из углеводородного сырья. И сама технология нефтегазопереработки, и катализатор для ее осуществления разработаны в лаборатории каталитических превращений углеводородов ИК СО РАН под руководством доктора химических наук Ечевского Г. В.

Технология БИМТ - процесс одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов в высокооктановые бензины, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3-С4.

Image

 Сырьем процесса могут быть нестабильные газовые конденсаты или прямогонные нефтяные фракции НК(35) - (350-360)°С без предварительной их разгонки. Отличительной особенностью указанной технологии является возможность переработки углеводородного сырья с нелимитируемым содержанием в нем серы и сернистых соединений (основного объема добываемого на территории РФ углеводородного сырья). Идеальным же сырьем для переработки и получения моторных топлив являются тяжелые газовые конденсаты или легкие нефти с большим содержанием светлых продуктов. При использовании такого сырья получаются практически только высокосортные моторные топлива, имеющие высокую ликвидность. При этом за счет одностадийности самой технологии значительно сокращается состав оборудования НПЗ и капитальные затраты на ввод его в эксплуатацию, что приводит к достижению наиболее выгодных экономических показателей.

Технология позволяет получать высокосортные моторные топлива, соответствующие современным российским и международным стандартам, и практически не требует разработки нестандартного оборудования. При малых мощностях установок (до 20 тыс. тонн в год) могут быть использованы реакторы трубчатого типа, при больших мощностях - адиабатические или полочные реакторы.

Технология БИМТ идеально подходит для мини-НПЗ по производству высокосортных моторных топлив при использовании в качестве сырья высокосернистых нестабилизированных газовых конденсатов (таких как, например, Астраханский или Оренбургский), или нефтей малодебитных месторождений. Эта технология также может быть использована при строительстве новых нефтеперерабатывающих комплексов в качестве современной ресурсосберегающей технологии.

По предлагаемой новой технологии из нефти необходимо выделить широкую фракцию (НК - КК 360°С), которая направляется на процесс БИМТ. В случае тяжелых газовых конденсатов, на процесс БИМТ можно направлять весь газовый конденсат без его предварительной разгонки на бензиновую и дизельную фракции. Допускается использовать в качестве добавки к сырью фракции термокаталитических процессов. Однако чем больше олефинов в сырье, тем меньше срок службы катализатора. Газовые конденсаты, имеющие конец кипения ниже 250.С, подвергать переработке по технологии БИМТ нецелесообразно. Полученный продукт далее подвергается ректификации с выделением высокооктанового бензина и высокоцетанового дизельного топлива (зимнего или арктического сорта). Соотношение между количеством получаемых бензина и дизельного топлива зависит от состава исходного сырья и может варьироваться изменением условий проведения процесса.

Еще одним товарным продуктом, получаемым при переработке тяжелых газовых конденсатов, является пропан-бутановая фракция.

Image 

Технологическая установка состоит из нескольких блоков. В блоке первичной разгонки сырья не происходит изменение качественного состава углеводородов, а происходит разделение нефти на мазут (товарный продукт) и сырье для каталитического блока. В каталитическом блоке на одном катализаторе светлые фракции подвергаются переработке, включающей несколько типов реакций, таких как крекинг, ароматизация, изомеризация, алкилирование и т. д., и приводящей в конечном итоге к изменению качественного состава углеводородов. В блоке разделения продуктов происходит выделение основных товарных продуктов - бензина и дизельного топлива. В блоке ожижения пропан-бутановой фракции происходит перевод углеводородных газов в жидкое состояние путем их сжатия компрессорами с получением товарного продукта пропан-бутановой фракции (СПБТЛ).

Процесс проводится в реакторах со стационарным слоем катализатора при температуре 350-450°С и давлении до 20 атм. Весовая скорость подачи сырья зависит от желаемого ассортимента конечных продуктов и находится в интервале от 1,4 до 2,5 час-1. Процесс на катализаторе идет в газовой фазе. Водород со стороны не используется.

В результате проведения процесса практически вся сера, содержавшаяся в сырье, переходит в сероводород. Для утилизации сероводорода предусматривается блок сероочистки, который может удалять сероводород по трем различным вариантам, в зависимости от производительности установки и содержания в сырье общей серы.

Реальные потери процесса будут состоять из потерь легких летучих фракций (метана, этана и сероводорода в случае сернистого сырья) в количестве 1,5 - 3% при условии отсутствия их дальнейшей переработки. Впрочем, и эти легкие фракции могут быть утилизированы следующим путем:

  • частичного использования для подогрева сырья;
  • ожижения отдельной компрессорной установкой с получением товарного бытового газа или автомобильного топлива;
  • превращения в концентрат ароматических углеводородов с использованием отдельного реактора по технологии ароматизации;
  • частичного подмешивания к основному сырью блока БИМТ (рециркуляция).

Основные энергетические потребности установки могут быть покрыты за счет использования в технологических печах образующегося в результате процесса газа. Мазут в технологии не участвует и, в принципе, может быть использован на собственные нужды установки.

Институтом катализа СО РАН на опытной площадке ОАО "НИПИгазпереработка" (г. Краснодар) проведены испытания технологии БИМТ на установке с реактором объемом 270 л и номинальной мощностью 4000 тонн/год по сырью (загрузка катализатора ИК-30-БИМТ составила 150 л, давление процесса 11 атм., диапазон температуры 350-450°C и объемный расход сырья в диапазоне 180-240 л/час). В качестве сырья использовалась фракция н.к.-360°С газового конденсата месторождения "Прибрежное" (Краснодарский край).

Полученные в различных режимах суммарные продукты разгонялись на бензиновую и дизельную фракции и затем исследовались на соответствие всем требованиям ГОСТов на бензин и дизельное топливо соответственно. Полученные бензины и дизельное топливо полностью соответствовали требованиям ГОСТов.

Проведенные испытания подтвердили работоспособность технологии БИМТ и возможность устойчивого получения с ее помощью бензинов, соответствующих маркам АИ-80 и АИ-93, а также дизельного топлива марки "А" из сырья широкого фракционного состава с концом кипения до 360°С.

Кроме того, процесс БИМТ дважды прошел испытания на различном сырье на установке мощностью по сырью 100 л/сутки, принадлежащей ООО "Плазмохим" (г. Казань). В первом случае сырьем процесса служили два дистиллята (35 - 360°С) с содержанием общей серы 3,75% масс., отогнанных из нефти различных скважин Нурлатского месторождения (Республика Татарстан). Эти дистилляты отличались соотношением бензиновой и дизельной фракций. Во втором случае сырьем процесса служил нефтяной дистиллят (40 - 350°С) с содержанием серы 0,51% масс., полученный смешением прямогонных бензиновой и дизельной фракций, взятых на Нижнекамском нефтехимическом комбинате. Для каждого типа сырья было проведено по три полных пробега катализатора до регенерации с двумя регенерациями между ними. После регенерации азотно-воздушной смесью катализатор полностью восстанавливал свои свойства.

По сравнению с традиционной технологией нефтепереработки технология БИМТ обладает рядом существенных преимуществ:

  • значительное удешевление и упрощение схемы нефтепереработки за счет отсутствия таких процессов, как гидроочистка, риформинг, депарафинизация, алкилирование;
  • возможность переработки сырья с нелимитируемым содержанием общей серы;
  • дополнительное увеличение выхода высокосортных продуктов при переработке газовых конденсатов (дополнительное увеличение выхода бензина на 20 - 25%);
  • обеспечивается высокий выход жидких фракций (для прямого процесса не менее 80 - 85%, а в варианте с рециркуляцией образующегося газа выход возрастает до 90 - 93% масс.);
  • содержание серы в бензине менее 0,001% масс;
  • содержание бензола в бензине составляет менее 1% при общем содержании ароматических углеводородов не выше 30 - 40%;
  • температура замерзания дизельного топлива ниже минус 35°С;
  • цетановое число дизельного топлива не менее 45 пунктов;
  • содержание серы в дизельном топливе менее 0,05% масс.

Одним из важнейших достоинств технологии БИМТ является значительное снижение энергозатрат (см. табл. "Сравнение энергозатрат для традиционного и альтернативного вариантов нефтепереработки").  Согласно расчетам эффективность предлагаемой новой технологии переработки нефтяных фракций в высокосортные моторные топлива минимум в четыре раза выше эффективности существующих в настоящее время технологий получения этих продуктов.

Image

Приведенные в таблице данные для простоты расчетов определены без учета следующих факторов:

  • без дополнительной экономии энергозатрат для БИМТ на исключении процессов гидроочистки и ректификации;
  • без учета потерь тепла на аппаратах в традиционном варианте, так как предполагается, что все тепло, затраченное на нагрев сырья до температуры реакции, полностью рекуперируется;
  • без учета потерь тепла, связанных с передачей тепла между отдельными процессами в традиционном варианте.

Таким образом, реальные значения эффективности технологии будут существенно превышать расчетные данные.
Основой технологии БИМТ, позволяющей достичь всех вышеназванных показателей, является использование цеолитных катализаторов, имеющих особым образом трансформированную кристаллическую структуру, активные центры в которой расположены с неравномерной плотностью. Катализаторы с таким расположением активных центров позволяют одновременно вести ряд каталитических процессов (ароматизация, изомеризация, алкилирование, крекинг, гидрообессеривание, депарафинизация) и получать за одну стадию высокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и пропан-бутановую фракцию. Модифицирование катализатора в ходе синтеза цеолита и последующего приготовления катализатора позволяет проводить на НПЗ все указанные выше процессы в едином интервале температур, давлений и скоростей подачи сырья без использования водорода со стороны.

Промышленный способ синтеза цеолитного катализатора с перераспределением активных центров в кристаллической структуре включает более десяти различных технологических операций и представляет собой высокотехнологичный процесс мирового уровня.

Основой цеолитного катализатора для технологии БИМТ является цеолит структуры ZSM-5. В 1998 году промышленно развитые страны произвели 102 тыс. т цеолитных катализаторов для крекинга и гидрокрекинга (цеолитов Y и ZSM-5). При этом объем выпуска ZSM-5 составлял около 2% от объема выпуска цеолита типа Y. В настоящий момент в России практически отсутствует промышленное производство цеолита структуры ZSM-5, а цеолит типа Y для катализаторов крекинга производят только на катализаторной фабрике Омского нефтеперерабатывающего завода в объеме, обеспечивающем только собственные потребности. Остальные нефтеперерабатывающие заводы закупают цеолитные катализаторы за рубежом. Поэтому создание промышленного производства катализаторов, приготовленных на основе цеолита структуры ZSM-5, является для России очень актуальной и важной задачей.

На основании проведенных в Институте катализа СО РАН исследований по изучению процесса закоксования цеолитного катализатора были сформулированы требования к продукту. В процессе синтеза должна быть обеспечена моноразмерность кристаллов цеолитного компонента, а сама поверхность кристаллов иметь структуру, обедненную атомами алюминия. Благодаря этому у нефтепеработчиков на НПЗ будет значительно снижена нежелательная крекирующая активность готового катализатора и уменьшено его закоксовывание при переработке углеводородного сырья широкого фракционного состава. Типичная кристаллическая структура синтезированного на ОАО "НЗХК" цеолита выглядит следующим образом.

Проведенные научные изыскания позволили оптимизировать все технологические стадии и создать базовый катализатор - катализатор ИК-30-БИМТ. Этот катализатор имеет структуру цеолита ZSM-5, дискретную величину силикатного модуля (в диапазоне 40 - 100 моль/моль), высокое содержание цеолита (не менее 80%) при отсутствии благородных металлов, низком содержании редкоземельных элементов и минимальном содержании соединений натрия.

В технологии предусмотрена схема утилизации отработавших растворов и возвращение в процесс большинства наиболее ценных химических компонентов, в результате чего технология производства катализаторов является практически безотходной.

Достоинства технологической схемы заключаются в следующем:

  • в высокой воспроизводимости качества получаемого катализатора;
  • в повышенной каталитической активности и стабильности катализатора;
  • в высокой рентабельности производства за счет сокращенного времени синтеза цеолита, применения наиболее распространенных химреагентов, а также возврата в технологический процесс основных непрореагировавших компонентов.

В результате реализации ряда технологий синтеза цеолитных катализаторов, разработанных Институтом катализа СО РАН, на ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" создана первая очередь производства цеолитных катализаторов и освоен выпуск следующей продукции:

Цеолитный катализатор ИК-30-БИМТ для получения моторных топлив

Общие данные. Катализатор на основе экологически чистой высококремнеземистой цеолитной системы, не содержит благородных и тяжелых металлов, не обладает взрывоопасными и пирофорными свойствами. Отработанный катализатор экологически безопасен.

Область применения. Переработка средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов, выкипающих до температур 350 - 360°С, и получение сжиженного газа С3-С4, высокооктановых бензинов, которые по своим эксплуатационным характеристикам соответствуют автобензинам Аи-80, Аи-93, Аи-95, а также получение зимнего и арктического дизельного топлива с цетановым числом не ниже 45 пунктов.

Цеолитный катализатор ИК-30-БИМТ-2 для получения моторных топлив

Общие данные. Катализатор на основе экологически чистой высококремнеземистой цеолитной системы с дополнительным модифицированием компонентами для гидроочистки, не содержащий благородных и тяжелых металлов.

Область применения. Переработка средних нефтяных дистиллятов с высоким содержанием сернистых соединений тиофенового ряда, выкипающих до температур 350 - 360°С, и получение сжиженного газа С3-С4, высокооктановых бензинов (Аи-80, Аи-93, Аи-95), зимнего и арктического дизельного топлива с цетановым числом не ниже 50 пунктов.

Порошок цеолита ИК-17-1

Общие данные. По новой экологически чистой технологии синтезирован низкомодульный цеолитный порошок структуры ZSM-5 со строго определенной морфологией кристаллов. Цеолит не содержит никаких модифицирующих элементов.

Область применения. Добавка в катализаторы крекинга нефти FСС, обеспечивающая увеличение октанового числа бензинов крекинга и увеличение содержания высокоценных углеводородных фракций в газах крекинга (олефинов), необходимых для процессов алкилирования и полимеризации.

Цеолитный катализатор ароматизации ИК-17-М

Общие данные. Катализатор создан на основе низкомодульного цеолита ИК-17-1 с дополнительным модифицированием химкомпонентами, не содержащими благородных и тяжелых металлов. Отработанный катализатор экологически безопасен.

Область применения. Переработка пропан-бутановой фракции и получение концентрат ароматических углеводородов (высокоценного сырья для нефтехимии).

Краткая справка ОАО «НЗКХ»

ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" (ОАО "НЗХК") ведет отсчет своей истории с 1948 года и является одним из ведущих российских производителей ядерного топлива для АЭС России и зарубежных стран. Производство энергетического ядерного топлива в ОАО "НЗХК" функционирует более четверти века.

Предприятие представляет собой самый современный комплекс химических и машиностроительных производств по изготовлению ядерного топлива для АЭС и исследовательских реакторов. Другим масштабным технологическим комплексом в ОАО "НЗХК" является производство лития и его соединений.

Система менеджмента качества ОАО "НЗХК" соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и сертифицирована TUV CERT - аккредитованным национальным органом Германии, признанным во всем мире. Действие сертификата ежегодно подтверждается результатами надзорных аудитов со стороны TUV CERT.
Система экологического менеджмента OАО "Новосибирский завод химконцентратов" соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:1996 и также сертифицирована TUV CERT в 2004 году.

Новосибирский завод химконцентратов награжден Дипломами лауреата премии Правительства Российской Федерации в области качества (1999, 2000 гг.) и рядом других престижных наград, в том числе и международных. 
 
 

 ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" 
630110, г. Новосибирск, ул. Б. Хмельницкого, 94
тел. (383)274-88-06, 274-82-74, тел/факс (383)271-74-57

Image
www.nccp.ru