Главная » Аналитика инноваций » Обо всем » К 170-летию российских железных дорог Тайная жизнь паровозов
Контакты English

К 170-летию российских железных дорог Тайная жизнь паровозов

15.10.07

ImageНи одна машина, вошедшая в историю развития транспорта, не произвела такого сильного впечатления, как паровоз. Причем с течением времени интерес к удивительному изобретению не угасает. Многочисленная армия любителей железных дорог, объединившихся в клубы во всем мире, коллекционируют фотографии, открытки, марки и чертежи паровозов, собирает модели и, наконец, воссоздает образцы ушедших из эксплуатации машин. Если же говорить о Красноярском крае, то он привлекает особое внимание поклонников старинной техники. Таежные и необжитые места Туруханского района хранят тайны самого драматического проекта в истории советских железных дорог.

В 2006 году ученые Московского государственного института путей сообщения предприняли экспедицию в Ямало-Ненецкий автономный округ и в Туруханский район Красноярского края, на «мертвую дорогу». Так называют историки трансполярную магистраль Салехард-Игарка, возведение которой было приостановлено сразу после смерти Иосифа Сталина. Амбициозный проект постройки самой северной железной дороги России в послевоенные годы (с 1948-го по 1953-й) воплощали в жизнь заключенные ГУЛАГа. Протяженность магистрали Салехард-Игарка должна была составить 1290 км (включая паромные и ледовые переправы через реки Обь и Енисей). В дальнейшем к этой линии хотели присоединить участок Игарка-Дудинка-Норильск, которым, по планам разработчиков, завершилось бы строительство Великой Северной железной дороги. Сколько людей работало на грандиозной стройке и сколько погибло из-за болезней, которые были неизбежным следствием тяжелых условий труда, неизвестно до сих пор. Даже собранные учеными во время экспедиции и имеющиеся в архивах материалы не дают прямого ответа на этот вопрос. По оценкам специалистов, только в притрассовых лагерях находились тогда от 200 до 400 тысяч человек. Но и эта цифра весьма приблизительна. Часть архивной информации по-прежнему засекречена. Сегодня сохранилась и действует одна ветка железной дороги Салехард-Игарка – магистраль Чум-Лабытнанги в Ямальском автономном округе.

Вернувшись из экспедиции в Туруханский район Красноярского края, ученые рассказали: уцелели лишь отдельные участки полотна и часть железнодорожного парка. Было обнаружено более 10 полуразрушенных паровозов и 50 вагонов, доставленных в те годы на Крайний Север по Енисею. В окрестностях поселка Янов Стан Туруханского района участниками экспедиции найден паровоз, сохранившийся целиком. Он произведен в середине 20-х годов. Во время гражданской войны и в начале 1920-х годов собственные паровозы в России практически не производились. Найденный образец – также импортный, германского производства. По мнению исследователей, сегодня заброшенная дорога представляет огромный интерес для историков.

В настоящее время основная транспортная магистраль на Крайнем Севере России – Северный морской путь. И хотя она в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток, суровые условия навигации (а их диктуют продолжительная холодная зима и короткое лето) являются серьезным препятствием на пути развития транспортного сообщения. Сами природные условия ограничивают плавание по рекам и Северному морскому пути. Поэтому идея строительства сети железных дорог за Полярным кругом остается актуальной. Существует даже проект строительства трансконтинентальной магистрали, которая сможет через тоннель, проложенный под Беринговым проливом, соединить Евразию и Америку.

Историческая справка

Используя термин «паровоз», никто не задумывается о его происхождении. Между тем такое название встречается только в русском языке. На заре развития железнодорожной отрасли России наряду с использованием пришедшего из Англии (родины изобретения паровоза) и не очень понятного для большинства иностранного слова «локомотив» здесь стали применять русские выражения «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега» и, наконец, «пароход». В прессе того времени встречались менее определенные, но более сильные словосочетания: «грозный исполин», «дикий зверь», «могучая машина». Впервые это слово появилось в газете «Северная пчела», которую издавал Н. И. Греч. Ему и приписывается «изобретение» слова. В «Северной пчеле» писали: «Вот идет паровоз с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собою несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст». Термин «паровоз» легко прижился в языке, его стали использовать не только в повседневной жизни, но и в технической документации.

Материалы предоставлены пресс-службой Красноярской железной дороги

Источник: «Континент Сибирь»