Главная » Аналитика инноваций » Новости науки » Катализаторы работают на экономику страны
Контакты English

Катализаторы работают на экономику страны

24.05.07

Осуществление мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив», ведущееся Институтом катализа СО РАН, уже принесло в ВВП страны миллиарды рублей. 

В определенных кругах распространена перефразированная присказка: «Больше бензинов — хороших и разных!» Почему она появилась, вполне понятно. Количество действующих моторов (механизмов и техники) многократно увеличивается, растет в геометрической прогрессии. «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили!» — сегодня как никогда актуальна песенка с этим незатейливым припевом. Соответственно, топлива надо все больше и больше, качество его — все лучше и лучше.

В мире основным фактором, определяющим направление развития нефтепереработки, стало ужесточение экологических и экономических требований к качеству нефтепродуктов (основы этих топлив), что обеспечивается, прежде всего, углублением переработки минерального углеводородного сырья. И здесь основополагающая роль отводится катализаторам. Именно катализаторы, среди многих других проблем, должны решить и задачу сохранения в наших городах, населенных пунктах относительно чистого воздуха при столь ощутимом скоплении автомобилей и прочей техники.

Институт катализа, работая вместе с его бывшим Омским филиалом, а теперь Институтом проблем переработки углеводородов над очень крупным инновационным проектом, сумел решить многие из актуальнейших на сегодня вопросов.

ImageКорреспондент «НВС» Л. ЮДИНА попросила руководителя проекта директора Института катализа СО РАН академика Валентина ПАРМОНА рассказать о ходе осуществления проекта и достигнутых результатах.

— Нашей главной задачей было создать такие катализаторы, которые бы позволили значительно поднять выход качественных моторных топлив. Причем, создать конкурентоспособные марки катализаторов важнейших процессов нефтепереработки. Нужда в них преогромная. Значительную долю катализаторов страна закупает за рубежом по высоким ценам. А требуется обеспечить независимость отечественных производителей.

— Валентин Николаевич, но ведь проблема эта не нова, давно на слуху, ею занимались многие отечественные коллективы…

— Проблема не нова, но те новые экономические условия, которые сформировались в стране за последние годы, разорвали звенья единой цепи. Большинство отраслевых институтов, занимающихся разработкой катализаторов для процессов нефтепереработки, приказали долго жить, технологии и оборудование катализаторных фабрик устарели — и морально, и физически. А нефтеперерабатывающим заводам для осуществления процессов крекинга и риформинга постоянно нужны катализаторы, и в большом количестве. 70-75 % их приобретается за рубежом, при этом не всегда обеспечивается должное качество. Более того, зависимость нефтегазового сектора от поставок импортных адсорбентов и катализаторов представляет серьезную угрозу экономической и стратегической безопасности страны. И в зависимость от импорта попадает реализация энергетической стратегии России, задачи которой не могут быть решены без развития отечественной катализаторной базы.

— За годы работы над мегапроектом институт создал новые катализаторы, технологии. Назовите те из них, которые уже работают на идею.

— За 2003-2006 гг. созданы: микросферические катализаторы крекинга серии «Люкс», обеспечивающие получение высокооктанового крекинг-бензина с выходом 55-56 % (масс.); полиметаллические катализаторы полурегенеративного риформинга ПР-71 и Ru-125, позволяющие производить риформат с октановым числом 98-100; новая технология — процесс «Биформинг»; катализатор глубокой гидроочистки для производства дизельных топлив с содержанием серы менее 50 ppm (стандарт Евро-4); комбинированный процесс получения риформатов с пониженным содержанием ароматических углеводородов (менее 50 %) и катализатор для его реализации; микросферический катализатор крекинга, обеспечивающий выход крекинг-бензина не менее 59 % масс. и достижение октанового числа 93 по ИМ. При выполнении проекта созданы восемь объектов интеллектуальной собственности.

— Как эти новинки выглядят в сравнении с мировыми образцами?

— Все соответствуют уровню достижений мировой практики или превосходят зарубежные аналоги. Новые катализаторы обладают преимуществами как по эксплуатационным, так и по ценовым характеристикам.

— Разработки внедрены?

— В целях освоения выпуска обновляемой продукции осуществлены работы первой очереди по модернизации технологии и оборудования на катализаторной фабрике Омского НПЗ и в ЗАО «Промышленные катализаторы» в Рязани. Созданы укрупненные производства высококремнеземных цеолитов, особо чистого оксида алюминия, носителя катализаторов риформинга на его основе.

Для обеспечения внедрения разработок проведена частичная реконструкция его базовых объектов на Саратовском, Рязанском, Омском НПЗ.

Image 

Особенность реализации проекта на этапе работ 2003-2006 гг. — организационное и финансовое партнерство государства, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и промышленных предприятий.

— Начали ли получать отдачу от вложенных в проект немалых средств?

— В 2004-2006 гг. объемы продаж новых катализаторов составили 801 млн руб. За счет их внедрения на российских предприятиях дополнительно выработано 237 тыс. тонн высокооктановых компонентов бензинов. Кроме того, около 70 тыс. тонн риформатов дополнительно получено на Лисичанском НПЗ, Украина. Приросты продаж автобензинов на внутреннем рынке в 2004-2006 гг. составили 5,2 млрд руб. В целом за период 2004-2006 гг. объем дополнительно произведенной продукции внутри России превысил 6 млрд руб., а доходы бюджета в виде налогов от промышленности — 1,8 млрд руб.

Таким образом, уже по итогам 2004-2006 гг. только указанные доходы бюджета в 3,7 раза превысили его расходы по финансированию проекта.

За период 2003-2013 гг. прогнозируемые объемы производства и потребления разработанных в рамках проекта катализаторов крекинга и риформинга могут обеспечить получение высококачественной продукции (моторных топлив) на сумму свыше 400 млрд руб.

Расширяется география потребителей катализаторов. В ближайшие годы возможны поставки в страны СНГ, дальнее зарубежье (Индия, Иран). По предварительным подсчетам, спрос на новые катализаторы может составить около 12 тыс. тонн в год.

Л.Юдина

Источник: «Наука в Сибири»