Главная » Аналитика инноваций » Наука и инновации за рубежом » Китай повысил уровень открытости внешнему миру
Контакты English

Китай повысил уровень открытости внешнему миру

21.09.07

Согласно докладу Государственного статистического управления КНР, с 16-го всекитайского съезда КПК Китай активно участвует в процессе экономической глобализации, неуклонно расширяет масштабы внешней торговли и повышает уровень открытости внешнему миру. По объему внешней торговли Китай непрерывно передвигался вперед в мире. Как сообщила ВТО, по общему объему внешнего товарооборота Китай передвинулся с 5-го места в 2002 году на 3-е в 2004 году, в 2005 г. и 2006 г., как и прежде занял 3-е, удельный вес общего объема внешнеторгового оборота в мировой торговле вырос с 4,7% в 2002 году до 7,2% в 2006 году.

В период с 2003 г. по 2006 г. внешний товарооборот Китая четыре года подряд увеличивался со среднегодовым приростом на 29,8%, в частности объем экспорта вырос на 31,3%, импорт – на 28,0%, в этот период были зафиксированы самые быстрые темпы развития в истории. В 2002 году общий объем внешнеторгового оборота составил 620,8 млрд. долл., в 2004 году – превысил рубеж 1 трлн. долл, в 2006 году – достиг 1760,4 млрд. долл. и в 2,8 раза больше, чем в 2002 году.

Одновременно с непрерывным расширением масштабов торговой деятельности, Китай добился заметных успехов в осуществлении стратегии развития многоканальной международной торговли, формируется диверсифицированная архитектоника торгового рынка.

В 2003 году Япония явилась крупнейшим торговым партнером Китая, США и ЕС заняли соответственно 2-е и 3-е места; в период с 2004 г. по 2006 г. ситуация изменилась, ЕС стал самым большим торговым партнером Китая, США и Япония заняли соответственно 2-е и 3-е места, США стали крупнейшим экспортным рынком Китая, Япония – крупнейшим поставщиком товаров для Китая. В 2006 году китайско-европейский, китайско-американский и китайско-японский двусторонний товарооборот составил соответственно 272,3 млрд., 262,7 млрд. и 207,3 млрд. долл., увеличившись соответственно в 3,1 раза, 2,7 раза и 2 раза по сравнению с 2002 годом. Страны АСЕАН вышли на пятое место в торговле с Китаем, в 2006 году объем двустороннего товарооборота между Китаем и АСЕАН достиг 160,8 млрд. долл, в 2,9 раза больше, чем в 2002 году. Индия стала десятым по величине главным торговым партнером Китая, китайско-индийский двусторонний товарооборот составил 24,9 млрд. долл. со среднегодовым приростом на 49,8%, в 5 раз больше, чем в 2002 году. Кроме того, в течение 2003 – 2006 гг.. объем двустороннего товарооборота между Китаем и Африкой возрос со среднегодовым приростом на 45,5%, между Китаем и Латинской Америкой – на 40,9%, эти цифры оказались выше общих темпов роста внешнеторгового товарооборота страны в тот же период.

Наряду со стремительным развитием экономической глобализации неуклонно повышается положение индустрии услуг в мировой экономике. Китай, используя исторический момент перемещения мировой индустрии услуг, интенсивно развивает сервисную торговлю. В 2003-2006 гг.. общий объем экспорта в этой отрасли составил 273,8 млрд. долл. со среднегодовым приростом на 23,4%, на 9,3 процентного пункта выше средних темпов роста в мире. В частности, в 2006 году общий объем экспорта в этой области составил 91,4 млрд. долл, в 2,3 раза больше показателя 2002 года, а удельный вес в мировом объеме экспорта вырос до 3,4%, на 0,9 процентного пункта больше, чем в 2002 году. Ускорились темпы роста экспорта новых видов услуг, дальше улучшилась структура. В 2006 году объем экспорта транспортных услуг составил 21 млрд. долл. или 23% объема экспорта в области сервисной торговли, на 8,5 процентного пункта больше, чем в 2002 году. В период 2002 – 2006 гг.. объем экспорта компьютеров и информационных услуг увеличился с 640 млн. долл. до 2,96 млрд. долл, а его доля в объеме экспорта в отрасли сервисной торговли выросла с 1,6% до 3,2%; объем экспорта консультационных услуг увеличился с 1,28 млрд. долл. до 7,83 млрд. долл, а его удельный вес в объеме экспорта в области сервисной торговли – с 3,2% до 8,5%; объем экспорта кино- аудио- и видеопродукции вырос с 29,67 млн. долл. в 2002 г. до 140 млн. долл. или в 4,6 раза.

В течение пяти лет наблюдалась тенденция роста притока прямых зарубежных инвестиций в (нефинансовых учреждениях). В 2002 году объем реально использованных прямых иноинвестиций впервые превысил 50 млрд. долл., в 2004 г., 2005 г. и 2006 г. три года подряд превысил 60 млрд. долл, в частности, в 2006 г. достиг 63 млрд. долл. В период с 2003 г. по 2006 г. объем реально использованных прямых иноинвестиций стабильно вырос со среднегодовым приростом на 4,6%. Одновременно с привлечением инокапитала, китайское правительство активно поощряет и поддерживает «выход за границу» отечественных предприятий различных форм собственности, обладающих сравнительными преимуществами. Вкладывание капитала в зарубежные страны и районы вступило в этап быстрого развития. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось более 30 тыс. предприятий, занимающихся транснациональным инвестированием и бизнесом, их инвестиции вложены в более чем 160 стран.

Источник: «Жэньминь жибао»