15.11.06
Франция объявила о новом курсе индустриальной политики. В основе лежит государственная поддержка высокотехнологичных предприятий, которые предполагается объединить в особые зоны — полюсы конкурентоспособности.
Совместный проект журнала «Эксперт» и ассоциации «Клуб Франция»
Франция заслуженно может хвалиться достижениями в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. Компании этой страны занимают лидирующие позиции в аэронавтике, создании передовых продуктов в области медицины и фармацевтики, микроэлектроники. Во многом эти успехи обусловлены серьезной государственной поддержкой таких отраслей. Однако в ближайшей перспективе французы могут совершить еще более впечатляющий рывок.
«Во Франции сейчас создана весьма эффективная система взаимодействия государственных и частных структур в области поддержки развития высоких технологий, — рассказывает Жером Боном, директор по экспорту в страны СНГ и Японию компании Aereco, крупного французского производителя высокотехнологичных вентиляционных систем. — В частности, созданы национальные центры научных исследований, есть развитая сеть университетских лабораторий. Эти научные институты, которые финансируются исключительно государством, практикуют различные формы взаимодействия с частными промышленными компаниями. Именно благодаря такому четкому взаимодействию в промышленности внедряются разработанные французскими учеными самые современные и передовые технологии».
Мега-полюс
В своем инновационном развитии Франция не намерена останавливаться на достигнутом. Новая программа поддержки работ в области высоких технологий в стране — создание так называемых полюсов конкурентоспособности.
Это идея новой территориальной и индустриальной политики, которая на протяжении нескольких лет разрабатывалась правительством Франции. Ее цель — усиление конкурентоспособности ведущих высокотехнологичных предприятий как внутри страны, так и на международных рынках. Под созданием полюсов конкурентоспособности во Франции понимают формирование крупных научно-производственных комплексов — своеобразных зон, объединяющих деятельность высокотехнологичных предприятий и научных институтов в различных отраслях экономики.
Идея создания подобных полюсов зародилась у руководства Франции еще в 2002 году. Однако потребовалось еще два года, чтобы в жарких дискуссиях обсудить все детали новой инициативы. Наконец осенью 2004−го было объявлено о приеме заявок от предприятий и научных центов, претендующих на статус полюсов конкурентоспособности. К рассмотрению заявок подошли с размахом: была учреждена специальная Межведомственная комиссия по обустройству и конкурентоспособности территорий, которая объединила усилия сразу восьми министерств. Помимо нее в отборе предприятий в новые высокотехнологические зоны участвовали региональные префектуры, а также независимые эксперты.
Всего на конкурс было представлено свыше ста крупных заявок, и в середине прошлого года премьер-министр Франции Доминик де Вильпен объявил о создании на территории страны 67 полюсов конкурентоспособности. Организовать их было решено в различных районах государства. 15 полюсов должны иметь международное значение, а шесть самых передовых, по словам премьера, будут пользоваться особым вниманием правительства (см. подверстку). В частности, особое внимание планируется уделять таким отраслям, как аэронавтика, медицина, нанотехнологии, разработка программного обеспечения комплексных систем планирования. Кроме того, в число приоритетных проектов вошли комплексы предприятий в области химии, сельского хозяйства, автомобилестроения, строительства железнодорожного транспорта. Все уже сформированные полюсы сейчас готовят заявки на государственную поддержку конкретных проектов.
Помогите материально
Что дает французским предприятиям создание полюсов конкурентоспособности? Прежде всего правительство Франции объявило о солидной финансовой поддержке участников таких образований. Всего на субсидирование новых комплексов за период с 2006−го по 2008 год власти обещают выделить 1,5 млрд евро. Эти средства предприятия смогут получать в самых разных формах. В первую очередь — с помощью так называемых кредитных интервенций, то есть предоставления на льготных условиях кредитов на закупку оборудования и расширение производства. Еще ряд проектов государство готово финансировать напрямую.
Другое важное преимущество для высокотехнологичных предприятий — участников новых полюсов — существенное снижение налоговой нагрузки. Правительство Франции объявило о значительных налоговых льготах для таких компаний. В частности, если предприятие занято в проекте, связанном с исследованиями и развитием технологий, а также является участником одного из зарегистрированных полюсов, то на первые три года оно полностью освобождается от уплаты налога на прибыль, а в течение еще двух лет ставка этого налога будет составлять лишь 50% от обычного размера. Кроме того, предприятия могут быть на пять лет освобождены от налога на недвижимость и ряда региональных сборов.
Существенные налоговые послабления предусмотрены для персонала, связанного с прогрессивными научно-производственными проектами. Например, для ряда категорий работников полюсов (исследователей, инженеров, менеджеров и других специалистов) существенно сокращен объем социальных сборов. Объявлено, что сотрудники малых и средних предприятий будут экономить до 50%, а персонал крупных фирм — 25% от стандартных социальных отчислений, причем на протяжении шести лет.
Административная реформа
По мнению специалистов, важный фактор новой индустриальной политики Франции — продуманная административная поддержка. Для существенного облегчения административных процедур каждый полюс конкурентоспособности курирует ответственный за него чиновник из упомянутой межведомственной комиссии. Одновременно четко определены сферы ответственности всех причастных к новым проектам государственных ведомств. Так, предприятия, планирующие совместно с государственными научными центрами работать над теми или иными фундаментальными исследованиями, должны обращаться в Национальное агентство по науке. Это ведомство призвано отбирать и субсидировать разработку технологий, коммерческое использование которых возможно лишь в отдаленной перспективе.
Если же коммерческая реализация проекта возможна раньше, в течение ближайших пяти лет, то финансирование осуществляется напрямую — за счет средств фондов конкурентоспособности предприятий. Эти фонды находятся в ведении особой государственной структуры — Межведомственной генеральной дирекции предприятий. Другой государственной структуре — агентству инноваций OSEO — поручено рассматривать проекты малого и среднего бизнеса. А наиболее масштабные проекты (смета которых превышает 10 млн евро) курирует Агентство промышленных инноваций.
Наконец, четко прописан путь заявки на реализацию того или иного инновационного проекта. Он состоит из трех этапов. Сначала проект должен пройти отбор внутри конкретного полюса — его руководство отбирает наиболее актуальные и достойные внимания заявки. Второй этап — утверждение заявки региональной финансовой комиссией, ответственной за данный полюс. Эта комиссия имеет право на доработку предложений и внесение корректив, и именно она определяет, на какие льготы или дотации может претендовать заявка. Третий, завершающий, этап состоит в том, чтобы получить одобрение заинтересованных министерств и агентств, после чего участники проекта могут пользоваться налоговыми послаблениями, государственными дотациями и прочими преференциями.
Эти масштабные инициативы по развитию полюсов конкурентоспособности во Франции рассчитаны на пять лет. Однако, по заявлениям официальных лиц, по истечении этого срока будут приниматься дополнительные меры поддержки новых научно-производственных комплексов. Руководство страны уверено, что развитие полюсов поможет Франции не только сохранить, но и упрочить на глобальном уровне лидирующие позиции в области развития высоких технологий.
Алексей Грамматчиков
Источник: Эксперт «Обзоры стран»
|