06.10.09
Миллиардный контракт РЖД в рамках крупнейшего проекта использования ГЛОНАСС в экономике страны заморожен. Спутниковые системы, поставляемые на сотни поездов, заподозрены в подделке и изъяты. Права на них предъявил известный в прошлом музыкант, а ныне изобретатель Юрий Финк, уже полгода сидящий в Бутырской тюрьме по обвинению в мошенничестве. Он утверждает, что стал жертвой рейдеров — охотников за контрактом РЖД.
Столичное Юго-Западное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело в отношении ЗАО «Аэро-космические технологии» за нарушение патентных прав. Следователи заподозрили компанию в незаконных поставках систем безопасности на железнодорожные вагоны.
Установка систем идет с марта 2009 года по контракту с ОАО РЖД в рамках правительственной программы по внедрению систем спутниковой связи с использованием ГЛОНАСС с целью обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Причем, как утверждается на сайте компании «Аэро-космические технологии», это самый крупный проект применения спутниковых систем в экономике России. За текущий год уже более 300 составов пассажирских поездов было оборудовано данной системой.
Теперь поставленное оборудование изъято, а уголовное дело расследуется по ч. 2 ст. 147 УК России (нарушение изобретательских и патентных прав), сообщили Infox.ru источники, близкие к следствию. Впрочем, конкретных обвинений по делу пока никому не предъявлено. Сейчас допросы работников «Аэро-космических технологий» продолжаются.
Патентный спор
По данным источников Infox.ru, изначально контракт ОАО РЖД на установку систем спутниковой связи на железнодорожные поезда был подписан 18 июня 2008 года с другой компанией — «Дженерал Телеком», которой руководил изобретатель Юрий Финк. Общая сумма контракта составляла 4 млрд рублей. Согласно этому контракту изобретение Финка «Системы контроля безопасности и связи пассажирских поездов» должно было быть установлено на несколько тысяч вагонов.
«Контракт с РЖД был только началом большой правительственной программы: предполагалось, что после этого все вагоны РЖД будут оснащены нашими системами, — рассказывает Инна Лукашевич, представитель федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» и бывшая коллега Финка. — Речь шла об огромных суммах. Разработанные Финком системы позволяют передавать в ситуационный центр данные о ЧП в вагоне, будь то пожар, общественная опасность или техническая неисправность, сразу, без промедления и из любой точки маршрута. Аналогов такой системы в стране нет».
Однако после скандала и ареста руководителя «Дженерал Телеком» Юрия Финка сама компания за долги перешла Фондсервисбанку, где брала кредит на выполнение работ. Директором «Дженерал Телеком» был назначен бывший начальник управления космических и наземных комплексов Роскосмоса Геннадий Дмитриев. Он передал права по контракту с РЖД новой компании — «Аэро-космические технологии», партнером которой выступает тот же банк и гендиректором которой на сайте компании указан тот же Геннадий Дмитриев.
В феврале этого года компания получила патент на полезную модель – системы безопасности и связи на железнодорожном транспорте. А в марте стала исполнителем по контракту РЖД.
Но в ходе доследственной проверки по заявлению Юрия Финка выяснилось, что патент на полезную модель и патент на изобретение, полученный Юрием Финком еще в 2007 году, полностью идентичны, утверждают в московском Юго-Западном следственном управлении на транспорте.
Таким образом, права на спутниковые системы по-прежнему принадлежат бизнесмену Финку, который уже полгода сидит в Бутырской тюрьме по обвинению в мошенничестве. Ущерб, нанесенный продажей изобретения, оценивается следователями в 6 млн рублей.
Изобретатель систем безопасности 55−летний Юрий Финк утверждает, что стал жертвой рейдерской атаки, и отрицает предъявленные ему обвинения.
После того как в августе этого года Московское следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело, все системы безопасности, поставленные за это время на вагоны, изъяты у РЖД до окончания расследования. Дело также направлено в Палату по патентным спорам при Роспатенте для аннулирования патента на полезную модель «Система контроля безопасности и связи пассажирского поезда», выданного ЗАО «Аэро-космические технологии». Решение по этому делу пока не принято.
Между тем ОАО РЖД приостановило работы по своей программе обеспечения безопасности поездов спутниковыми системами на основе ГЛОНАСС.
Компания «Аэро-космические технологии», в том числе руководитель фирмы Геннадий Дмитриев сочли преждевременным давать Infox.ru какие-либо комментарии по предъявленным им претензиям.
Сергей Смирнов
Источник: Infox.ru