31.03.11
В работе представлены детальные оценки нефтегазовой ренты за 1999–2009 гг.. Впервые оцениваются размер, источники и использование «скрытой природной ренты» - той ее части, которая не включается в цену продукции, а идет на субсидирование производителей либо потребителей и другие цели. Показано, что эта часть ренты составляла в рассматриваемый период от 8 до 17% ВВП.
Наибольшие потери нефтегазовой ренты связаны, во-первых, с субсидированием внутренних потребителей природного газа и, во-вторых, со снижением добавленной стоимости в процессе переработки нефти. Показано, что условием консервации технологической отсталости нефтепереработки была проводимая государством политика «мягких бюджетных ограничений» (по сути - компенсации отрасли слабых результатов ее деятельности с помощью налоговых стимулов). На примере нефтепереработки и газовой отрасли делается вывод о том, что мягкие бюджетные ограничения (особенно в сочетании с монопольным положением на рынке) представляют собой одно из главных препятствий на пути модернизации российской экономики.
Скачать: "НЕФТЕГАЗОВАЯ РЕНТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ"
Е. Гурвич, кандидат физико-математических наук, руководитель Экономической экспертной группы
Источник: Журнал «Вопросы экономики», №11, 2010