18.09.09
Способствовать ускоренной модернизации экономики государство может через введение новых стандартов и техрегламентов — считает руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
- Григорий Иосифович, несколько лет назад было объявлено о коренном реформировании системы технического регулирования — на смену старым ГОСТам, которые регулировали всё и вся, должны были прийти техрегламенты, регулирующие лишь нормы безопасности. Однако реформа не заладилась. В чем причина?
Григорий Элькин: Причин здесь сразу две. Первая в том, что вообще сфера стандартизации, технического регулирования очень сложная система. Когда в 2004 году приняли закон, наметивший путь перехода от обязательных ГОСТов к техрегламентам, то ориентировались прежде всего на европейскую систему. А она складывалась десятилетиями. У нас же захотели воспроизвести ее — с известными поправками, конечно, — за пять лет.
Вторая причина — законом в редакции 2004 года предполагалось переписать все нормы, то есть перенести все, что в ГОСТах касалось безопасности, в техрегламенты. А дополнительную — сверх безопасности — часть прописать в нацстандартах. Это не просто трудоемкая, а колоссальная работа. Поняв, что реформа тормозится и это просто мешает делу, мы вместе с Минпромэнерго выступили за внесение изменений в закон, которые и были приняты в мае 2007 года.
- Что это за изменения?
Г. Э.: Отпала необходимость переписывать всю нормативную базу по стандартам. Мы более тщательно проанализировали европейский опыт и взяли из него самое лучшее. Ведь как там обстоит дело? Там действуют директивы — они обязательны к исполнению. И есть стандарты — они содержат нормы, соблюдая которые ты выполняешь требования, изложенные в директиве. Ты можешь и свои нормы предложить, не совпадающие с теми, что есть в стандартах, — пожалуйста. Но при этом докажи, что параметры, заложенные в директиву, будут выполнены.
- Можно это пояснить на примере?
Г. Э.: Директива предписывает, что дом должен выдержать землетрясение силой во столько-то баллов. А стандарт говорит, что достичь этого можно, применяя такие-то материалы и такие-то технологии. Ты можешь стандарт проигнорировать и построить дом из других материалов. Но при этом — например, через испытания — доказать, что твой дом указанной силы землетрясение все равно выдержит. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает важнейшую функцию государства в сфере техрегулирования — обеспечить безопасность, а с другой — лишен того недостатка, что был в ГОСТах: он не тормозит технологическое развитие через закрепление устаревающих норм и технологий.
Помимо уже перечисленных мной изменений новая редакция закона закрепила и вот еще какие важные вещи. Во-первых, теперь техрегламент можно проводить и как федеральный закон, и через постановление правительства — это значительно убыстряет и облегчает обновление норм в соответствии с требованиями времени. Вовторых, вновь получили право на жизнь группы норм — санитарных, строительных, — которые по прежней редакции должны были полностью уйти, уступив место техрегламентам. А теперь такие своды правил могут служить основой техрегламентов.
- И когда эта обновленная система заработает?
Г. Э.: Она уже начала работать — приняты два техрегламента. Один определяет экологические требования к выбросам колесных транспортных средств, так называемые «Евро-2» и «Евро-3», а второй содержит соответствующие нормативы по топливу. Он вступит в силу уже нынешним летом. Что же касается всего фонда ГОСТов, то у нас сохраняется прежний срок: до конца 2010 года должна вступить в силу система техрегламентов. И если какой-то техрегламент не будет принят к указанному сроку, то соответствующий стандарт или группа стандартов потеряют силу — в части норм по безопасности, конечно, остальные нормы не действуют уже сейчас.
Под каждый техрегламент должен быть принят свод стандартов. Например, под техрегламент по топливу, о котором я уже говорил, таких стандартов уже принято 32, до конца года примем еще девять, и тогда эту часть норм можно будет считать полностью определенной.
- То есть работа по созданию новых стандартов продолжается — от них не отказываются?
Г. Э.: Конечно, ведь стандарты, пусть и в рекомендательном, а не обязательном виде, задают планку для производства. И это необходимая работа. Если в год принятия закона о техрегулировании, в 2004-м, мы приняли 189 стандартов, то за прошлый — уже 636. План на нынешний год — 762 стандарта, а на будущий — 1200–1400. При таких темпах мы выйдем на ежегодное пяти-семипроцентное обновление всего корпуса стандартов — а их у нас сейчас около 23 тысяч. Это тот темп, который позволяет поддерживать систему техрегулирования на уровне современных требований.
- А может ли система техрегулирования не только поспевать за техническим прогрессом, но и подталкивать его?
Г. Э.: Стандартизация всегда была мощным рычагом повышения конкурентоспособности. Возьмите современный автомобиль: заложенный в стандартах уровень требований к безопасности его деталей и топлива был и остается мощным стимулом постоянного совершенствования.
Однако здесь есть и другая сторона вопроса. Например, когда мы принимали техрегламент по требованиям к выбросам колесного транспорта, то закладывали в нем переходный период — автозаводам ведь надо было успеть адаптироваться. Они успели. А вот смежники — например, те, кто устанавливает на шасси краны, цистерны и тому подобное, — не успели. Пришлось пойти навстречу. Но это, конечно, исключение.
А вообще модернизацию системы стандартов подталкивает и их гармонизация с международными нормами, и разработка предприятиями собственных — повышенных — стандартов, которые со временем переходят в стандарты государственные.
- Когда все-таки завершится реформа техрегулирования?
Г. Э.: Как я уже говорил, в законе есть срок — к 2011 году. И если очень постараться, то его можно соблюсти. Дело, впрочем, тормозится тем, что пока официально утвержденного списка техрегламентов, которые мы к этому сроку должны создать, нет. Речь идет о 300–500 техрегламентах, не больше. Хотя, впрочем, конечной цифры здесь нет и быть не может — я уже говорил, что сфера стандартизации и техрегулирования очень подвижна.
С завершением реформы экономике будет легче дышать: вместо громадного числа ГОСТов, содержащих обязательные требования, появится в разы меньший фонд техрегламентов. Сфера обязательных норм ограничится соблюдением безопасности. А у предприятий появится возможность заимствовать из стандартов, которые будут прилагаться к техрегламентам, современные технологические решения. Впрочем, это уже будет делом добровольным.
- Вы упомянули, говоря об изменениях в законе о техрегулировании, о сводах правил — строительных и санитарных. Ранее предполагалось, что они прекращают свое действие. А что теперь решено с ними делать?
Г. Э.: На СНиПы и СанПиНы распространяется тот же порядок, что и на ГОСТы — в части требований по безопасности они продолжают действовать до начала 2011 года. И, что важно, после внесения изменений в закон мы получили право обновлять эти своды правил — в старой редакции это делать было запрещено, что, конечно, здорово тормозило развитие строительной отрасли, да и попросту было чревато опасностями. Сами же СНиПы и СанПиНы послужат хорошей основой для техрегламентов. Естественно, что при этом будет учтен самый последний опыт, которого не было у наших предшественников, — например, нормы, касающиеся строительства небоскребов. В этом направлении активно работает Ассоциация строителей во главе с Николаем Кошманом, бывшим главой Росстроя.
- Помимо строителей вы ведете с кемто еще обсуждение новых норм?
Г. Э.: Конечно, ведь саморегулируемые организации, разного рода ассоциации — это основные «потребители» нашей «продукции». Они же зачастую выступают как инициаторы появления новых норм — они же ведь находятся ближе к «земле». Кстати, в Германии, к примеру, национальный орган по стандартизации — это вообще не госструктура, а организация, созданная Союзом инженеров. Живут они за счет продажи стандартов — это дает им 65–70 процентов доходов, еще 10–15 — это добровольные взносы предприятий, и лишь небольшая доля — это государственные деньги.
Надо, впрочем, иметь в виду и то, что пока у нас далеко не все организации достигли того уровня развития, который позволял бы им выглянуть за пределы узких интересов отдельных — пусть и очень крупных — предприятий. Но, уверен, этот недостаток преодолим. Тем более что у нас общая цель — повышение конкурентоспособности. А это в первую очередь означает повышение скорости обновления основных фондов за счет внедрения новой техники и технологий. Когда стандарты этот процесс стимулируют, сами производители в большинстве случаев «за» такие стандарты. В указанном направлении мы ведем совместную работу в рамках советов по стандартизации в нефтегазовой отрасли, в АПК, в строительстве. Будем создавать подобный совет в автопроме — а он представляет большую часть всего машиностроения.
Работа с бизнесом, кстати, это вообще неизбежность. У нас в агентстве работает 160 человек. Они попросту не в состоянии сами выполнить колоссальную работу по реформе техрегулирования. Помочь, сорганизовать — это да. Но не подменять.
Федор Жердев
Фото Александра Забрина
Источник: Энергия промышленного роста