Главная » Аналитика инноваций » Наука и образование в России » Но исчезла запятая
Контакты English

Но исчезла запятая

15.12.06

Сибиряки бьют в набат: по нынешним законам после вступления в ВТО российским вузам уготована роль... филиалов зарубежных университетов

Похоже, Координационный совет по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение” (МАСС) обостреннее других профессиональных сообществ чувствует опасность, грозящую образованию и науке в нашей стране. По крайней мере, на своем 13-м заседании совет высветил проблемы, не решив которые Россия получит массу неприятностей, вплоть до сложностей в обеспечении безопасности государства.

ImageОткуда сей прогноз? Из опыта жизни по пресловутому 122-му закону. Как известно, принятый в сезон отпусков, под гул “монетизации” льгот, он в одночасье лишил регионы возможности вести свою научно-техническую, образовательную и инновационную политику. И даже финансировать научные и образовательные проекты совместно с федеральным бюджетом. “Сибирское соглашение” тогда быстро включилось в борьбу и вместе с другими структурами добилось того, что в декабре 2005 года августовские поправки к закону были изменены. А в закон 95-й “О разделении полномочий” внесли пункты о праве регионов финансировать из своих источников научно-технические и инновационные проекты.

- Однако исчезли запятая и прилагательное “образовательные”, - констатирует глава Координационного совета по высшей школе МАСС В.Зинченко (вице-губернатор Томской области), - и образовательная деятельность была исключена. В результате сегодня регионы не имеют юридического права поддерживать финансами интересующие их мероприятия образовательных ФЦП и национального проекта. Это шаг назад. Программа РЕОИС во времена Минобразования позволила суммировать несколько десятков миллиардов рублей федеральных и региональных средств и серьезно поднять обеспеченность школ компьютерной техникой, даже создать силами томичей телепорт. Благодаря этому мы освоили режим видеоконференций для четырех десятков школ города и села Томской области, выработали методики дистанционной подготовки кадров управленцев, получили районные ресурсные информационные центры, способные решать массу задач. Наша система ориентирована в первую очередь на общее образование, ее технологические подходы осваивают сейчас Омская область, Алтайский край. Эту работу бы продолжить, увязав с Национальным проектом “Образование”, но не согласованы условия выполнения нынешнего и предыдущих проектов, помимо этого скоростные режимы телекоммуникаций нацпроекта не позволяют организовывать видеоконференции. Мы можем по нескольку раз в неделю их проводить между университетом и школами, оснащенными в результате регионально-федеральных действий 2005 года. В 2006 году мы вышли с крупным комплексным проектом на Минобр­науки: мы имели поддержку 12 территорий, готовых к софинансированию развития работы телепорта. Но по Закону о торгах и закупках сложившаяся лотовая система лишила территории возможности выполнять крупные комплексные проекты. Сначала мне предложили проект разделить на лоты по видам услуг, потом - и сам проект исчез. Сегодня, чтобы провести такой крупный проект, нужна политическая воля руководителей Минобрнауки. Иначе мы до молекул и атомов будем расщеплять задачи, но ни на йоту не приблизимся к их решению. А альтернативы подобному проекту для Сибири нет. По настоянию Президента РФ министерства стали активнее работать с территориями, но проблема не решена.

Надо отметить, что эти вопросы с подачи В.Зинченко недавно обсуждали на выездном заседании комитета Общественной палаты в Томске. Пункт о необходимости устранить законодательную ошибку вписали в решение руководства Общественной палаты, настаивающего на изменении половинчатого характера развития национальных проектов и ФЦП. Но, как известно, принять закон с ошибками удается быстрее, чем их потом устранить. Совет по высшей школе МАСС обратился за поддержкой к аппарату полномочного представителя Президента РФ в Сибири: просить губернаторов, чтобы они, все как один, выступили за решение вопроса.

Есть при этом и трудности: пока властвовал 122-й закон, к стыду своему ряд региональных дум ликвидировал свои региональные законы о науке и научно-технической политике. Неужели им видится будущее без высоких технологий, глубокой переработки сырья? Ведь чтобы работали те самые высокие технологии, обеспечивающие социально-экономическое и инновационное развитие территорий, нужны подготовленные кадры. То есть надо поддерживать науку и профессиональное образование...

Но кто скажет, что с этим в Сибири проблемы? Формально все в норме: с первого конкурса среди вузов, расположенных от Урала до самого дальнего восточного края России, признаны инновационными целых четыре. Из них два - томские. Вероятно, во втором конкурсе тоже будут победители из Сибирского федерального округа. На днях началось слияние красноярских вузов в Сибирский федеральный университет... В Сибири возросло количество молодых ученых, поддержанных грантами Президента РФ и ФЦНТП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы”. Но любопытно распределились средства победителей этой ФЦНТП в 2005 году: из 9 млрд рублей программы две столицы (Москва да Питер) получили около 85%. Еще 15% поделили на всю оставшуюся Россию.

ImageВыяснив это, члены Координационного совета по проблемам высшей школы МАСС обратились в аппарат президента, дабы изменить практику работы с регионами по линии Минобрнауки. Их поддержала МАСС, полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин обратился к министру образования и науки. Было обещано, что формат работы с регионами изменят. Сибиряки надеются, что произойдет это реально, не только на словах. А то обидно: зарубежные партнеры признают силу научных школ Сибири, а соотечественники ее в упор не видят.

- Вот тут нам тоже нужна поддержка губернаторов, представляющих интересы регионов в Госсовете, - подсказал ход академик РАН Валентин Пармон. - Казус с распределением бюджета внутри Садового кольца имеет обоснование: у центра есть формальное объяснение, почему он отказывается привлекать людей из регионов в экспертные комиссии и рабочие группы конкурсов, так как Счетная палата считает нецелевыми траты бюджета на командировки в столицу из регионов. Я на себе ощутил это два года назад, когда был избран в Президиум РАН. Первое время мне компенсировали расходы по приезду на заседания президиума, а потом прекратили по требованию Счетной палаты, и я стал бывать на заседаниях втрое реже - недешевое это дело. Поэтому не просить надо изменить формат отношения к регионам, а заставить изменить правила взаимодействия.

Правила - это прежде всего законы. А Закон об автономных учреждениях, что начнет действовать с января следующего года, применительно к вузам у присутствующих вызвал сомнение и тоску: он требует сегодня большой разъяснительной работы со стороны Минобрнауки и Рособразования...

Одна из главных задач - совмещение образовательной и исследовательской функций. Иначе кому нужны университеты без науки? “Кому надо в сегодняшних условиях, чтобы покупка оборудования для вузовских лабораторий происходила после того, как средства превратят в прибыль, заплатят с прибыли налоги? А по Закону об образовании государственный университет лишен права иметь прибыль...” - рассуждал Ю.Кирюшин, ректор Алтайского госуниверситета. Такие статьи закона ограничивают систему гособразования, вытесняют из рыночных отношений крупные вузы.

- После вступления в ВТО все упрется в статус вуза, - заострил тему А.Лепешев, представитель Красноярска. - Мы как не были в СССР, так и в России не являемся субъектами рынка: нам нельзя создавать МП, организовывать или вступать в некоммерческие партнерства, работать на фондовом рынке. А зарубежным университетам это не запрещено. И они придут к нам во всеоружии, а нам отведут роль в лучшем случае их филиалов, потому что для другой роли у нас нет ни условий, ни законодательного обеспечения. Вопрос легитимного наделения высшей школы статусом субъекта рынка актуален как никогда. Статус автономного учреждения - полумера, которая может привести к сокращению числа объектов высшей школы, к сокращению количества студентов... Это облегчит нагрузку на бюджет? Да, но разрушит базис независимости страны. Надо смотреть, изу­чать западный опыт и спешно делать выводы: может, дополнять закон по усилению автономизации университетов... Уровень технологического развития нашей промышленности крайне низкий, инновации не востребованы и уходят за рубеж, планов стратегического развития у 80% предприятий как не было, так и нет. Работодатели скажут нам, кого и как готовить? Да они на этот вопрос уже третье десятилетие не отвечают.

- Остается последняя мера, после которой вузы выстроятся в очередь, кто скорее станет автономным учреждением: это отнести внебюджетные деньги в доход бюджета, - невесело произнес ректор Омского госуниверситета Г.Геринг. - А после Рособразование нам выдаст смету расходов, где определит процент использования средств на зарплату, оборудование и т.д. Это нанесет непоправимый ущерб развитию российской высшей школы. Но я вам скажу: МАСС не зря школа передового опыта Сибирского региона. Эту функцию надо сохранить. Закон об АУ расширяет возможности вузов, президент его подписал. Это первый шаг. Возможно, закон потребует дальнейшего развития. Значит, один путь - биться за то, чтобы вузы погрузились в рыночное пространство. Надо инициативно продолжить работу с законом, чтобы решить поставленные вопросы по повышению конкурентоспособности российского образования.

И уж коли пришли такие времена, уделить особое внимание правилам бюрократического русского языка.
  
Елизавета ПОНАРИНА

Источник: «ПОИСК»