Главная » Аналитика инноваций » Аналитика инноваций » Состояние и перспективы становления инновационной экономики России
Контакты English

Новиков В.И.: Состояние и перспективы становления инновационной экономики России

02.08.07

1. ВВЕДЕНИЕ

По мнению эксперта Бойко Ирины Викторовны, президента Центра региональной и инновационной политики, д.э.н.:

 «Инновационная экономика – это национальная реакция (совместная правительства, бизнеса, населения) на значительные ограничения, возникающие на пути экономического роста или на изменения «правил игры» на мировом рынке [1].

Порой кажется удивительным, что в эпоху «легких денег» - высоких нефтяных цен - в России, на самом высоком уровне, декларируется общегосударственная задача – уход от сырьевой специализации и развитие по инновационному сценарию. Мне представляется, что в отсутствие «видимых рыночных побуждений» требуется особая «административная проницательность», чтобы периодически фокусировать общество на этой, казалось бы, виртуальной идее. К тому же, вопрос ставится не столько как направление исследований, сколько как направление формирования новой программы действий. И в такой постановке эта задача соответствует самой природе инновационного развития, которое, как известно из мировой практики, происходит по формуле «изучать действуя» (learning by doing), а совсем не из того, чтобы навязать «плохой практике» «хорошие» экономические рецепты.

Мы не можем больше быть имитаторами, заимствуя рецепты из западных научных изданий. По многим существенным причинам мы должны стать инноваторами в разработке и внедрении стратегического курса на инновационное развитие... [2].

Что России необходимо прежде всего сделать, чтобы выступить лидером в этом процессе?  Прежде всего необходимо изменить характер своего экономического мышления, перестать быть имитатором западных экономических школ прошлого века, а предложить инновационный прорыв в направлении нового содержания реформ... Политика подражания не прижилась, да и не смогла бы прижиться на российской территории. Мелкое имитаторство не соответствует характеру развития крупной экономической системы. Пора признать, что либеральная идеология (как и любая иная) не способна стать основой для адекватного ответа России на те огромные вызовы, с которыми она сталкивается. Либеральный король не имеет тех платьев, в которые, как нас убеждают, он облачен. Пора перейти к прагматизму, то есть к четкой оценке реальной ситуации и выработке тех решений, которые позволят максимально эффективно на нее реагировать... [3].

Что чрезвычайно важно, постановка проблемы как основная стратегическая задача страны сформулирована Президентом. Это в значительной степени активизирует процесс поиска решений данной задачи различными структурами, вовлекает все большее число ученых и специалистов... Инновационная экономика – это экономика действия, а не рассуждения... Вопрос только в одном, готов ли сегодня кто-либо действовать ? [2]»

Воспользуемся мнением эксперта как руководством к действию и проанализируем положение дел с инновационными преобразованиями в России.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию, 26.04.2007 г., Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь». В числе главных задач на пути инновационного преобразования экономики, В.В. Путин подчеркнул «Первое – это устранение инфраструктурных ограничений роста».

Совершенно объективно, к таким инфраструктурным ограничениям можно отнести дисбаланс в объеме мер организационной и финансовой поддержки, касающихся двух составляющих инновационого процесса – создания новшества, новой разработки, технологии, изобретения, и нововведения, т.е. вывода нового интеллектуального товара на мировой рынок.   Если объем финансирования, в федеральном бюджете, фундаментальных, прикладных исследований и разработок с каждым годом растет, то понятия нововведения в официальных документах нет.

Возможно, этим объясняется тот факт, что за 16 лет вхождения в рыночную экономику нам не удалось существенно увеличить экспорт инновационных продуктов. Для сравнения, у нас и у Японии, примерно, равная численность населения (в Японии 127 млн. жителей), а интеллектуальные доходы составляют $9 млрд. и  $900 млрд., соответственно, т.е. различаются в 100 раз. Наш экспорт нефти и газа в 2005 г. составил $154 млрд. Таким образом, у России есть возможность увеличить в несколько раз свои экспортные доходы.

Естественно предположить, что причины наших неудач достаточно серьезны, и для их преодоления необходимы нетривиальные и радикальные решения.

Начнем с профильных министерств. Вся их деятельность к инновациям не имеет никакого отношения. В саму трактовку понятия «инновация» внесено искажение, удобное чиновникам. В российской практике понятие инноваций и инновационной деятельности появилось относительно недавно. Общее определение дано в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы». Введены следующие термины: «инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные  научные исследования и разработки.

Внимательно вчитайтесь в это определение. 95% информации связано с понятиями «исследование», «разработка», «продукт», «процесс», и только 5% отводится характеристике продукта: «реализуемый на рынке». С точки зрения грамматики, «реализуемый» - это незаконченная форма, аналог «инговой» формы в английском языке. Мы уже 16 лет что-то там реализуем. А правильнее было употребить законченную форму: «реализованный на рынке».

Искажение, позволяющее ограничиться поддержкой приоритетных направлений, выделением средств, контролем за расходованием этих средств. Любимое занятие для чиновников. Все это называется созданием новшеств, т.е. новых разработок, изобретений и прочего. В работе Фокина С. «Роль инноваций в системе мирового хозяйства» отмечается: «Изобретение и инновация имеют столько же общего, сколько Божий дар с яичницей. Новшество или изобретение является лишь начальным пунктом инновационного процесса, который требует много времени, денег, доступа к различным рынкам и блестящей интуиции». В работеДусаева Х.Б.: «Б.Твисс подчеркивает, что изобретение становится нововведением, если получает успех на рынке».

Подытожим: инновация – это нововведение, введение нового товара на рынок, инновация и успех на рынке – неразделимы. Нет успеха – нет инновации.  А у нас что? Есть приоритетные направления, есть коррупционные интересы, но ничего нет на рынке.

Вполне естественно, путь к успеху на мировом рынке начинать с нашего отечественного рынка, прежде всего, с  монополий, у которых есть деньги, есть научно-технические проблемы, и которые, как мы думаем, должны быть заинтересованы в снижении издержек.   Но в монополиях все делают деньги, кто как может. Руководители по-своему, а на производстве – по-своему: а именно, завышают суммы, направляемые, например, на капитальный ремонт, в ущерб расходам на перевооружение,   и выполняют работы силами сторонних подрядных организаций, которые, в знак благодарности …

Поэтому, во всех  жизнеопределяющих отраслях экономики страны реально присутствует отторжение инновационных разработок, поскольку они так  или иначе  снижают издержки эксплуатации оборудования, следовательно, уменьшают ту финансовую базу, от которой зависят коррупционные интересы группы заинтересованных лиц. Суммарная годовая величина искусственного завышения издержек, по всем жизнеопределяющим отраслям экономики: электроэнергетика, теплоэнергетика, ЖКХ, транспорт, железные дороги, - непрерывно растет и сейчас, по нашим оценкам, составляет, примерно, 400 млрд. рублей.

Завышенные издержки приводят к завышению тарифов. Таким образом, в России инфляционные закономерности можно описать функционалом, текущая величина которого определяется большой, искусственно созданной, константой и, примерно, такой же по величине переменной составляющей, подчиняющейся рыночным механизмам. Наличие константы не позволяет министрам контролировать темпы роста инфляции рыночными способами, поэтому экономика страны получит мощный импульс развития, если мы найдем способ уничтожить эту инфляционную константу и одновременно разрушим механизм безоговорочного отторжения любых новшеств, которые снижают издержки эксплуатации оборудования.

Потерпев неудачу в монополиях, автор идет в отраслевые НИИ, надеясь на то, что совместными усилиями удастся реализовать его разработку. Однако отраслевые институты, как и вся российская наука, живут впроголодь. Нищета материальная порождает нищету духа. Ведущие институты основных отраслей экономики, присвоив право экспертизы, всеми правдами и неправдами стараются не допустить конкурентов «со стороны» к общению со своими отраслевыми потребителями. Причем, уровень квалификации «сторонних» разработчиков и уровень предлагаемых разработок, подчас, гораздо выше, чем в отраслевых институтах, в результате чего, отрасли теряют значительную экономию и прибыль. 

Так что же делать? Как нам нормализовать ситуацию? Прежде всего, необходим простой и прозрачный критерий оценки развития инновационной деятельности в стране. Если мы говорим об обязательном успехе на мировом рынке, то  речь должна идти о росте доходов от экспорта наукоемкой продукции. Необходимые стране темпы роста инновационных доходов можно определить, исходя из возможной опасности падения мировых цен на нефть и исходя из величины конкретных сумм, необходимых для преодоления проблем бедности, социальной напряженности и т.д. Чтобы, действительно, накормить людей, а не дразнить их пустыми обещаниями, надо увеличить экспорт на величину, сравнимую с экспортом сырьевых ресурсов, для конкретности, за 10-15 лет увеличить экспорт наукоемкой продукции на $100 млрд.

Необходимо доходы от инновационного экспорта выделить в бюджете отдельной строкой и определить контрольные показатели по годам, соответствующие выходу к 2020 г. на величину в  $110 млрд. Эта сумма доходов вполне реальна. В качестве примера, рассмотрим конкретную схему выхода на эту сумму.

Мнение эксперта о путях приближения к инновационной экономике: «Задача номер два – определение специализации. Известно, специализирующие страны четко очерчивают направление концентрации своего интеллектуального потенциала, что также позволяет создавать альянсы между учеными, бизнесом и властью (что, известно, является признаком инновационной экономики). Известно, что специализация позволяет определить, в чем страна имеет преимущество, как технологическая политика может их улучшить, каков рынок, позволяющий получить наиболее высокий эффект от нововведений» [1].

2. ПРОГРАММА-МИНИМУМ

 В нашей стране все более угрожающе проявляется проблема надежности эксплуатации оборудования в условиях предельного износа. Поиск путей разрешения проблемы надежности, инструментов для нейтрализации возможных техногенных угроз актуален как для нашей страны, так и для развивающихся стран.  Рассмотрим возможную схему управленческих действий:

1. Составление перечня общенациональных, характерных для всех отраслей экономики научно-технических проблем, например, таких как:
1.1. Борьба с трением и износом механических узлов  оборудования.
1.2. Борьба с коррозией металла и бетона.
1.3. Диагностическое обеспечение надежности, в частности, безразборное определение степени износа, выявление признаков усталости металла, очагов образования трещин и т.д.
1.4. Ресурсо-энергосбережение, другие экологические вопросы.

2.  Финансирование исследований и разработок по данному перечню через инновационные статьи национального инвестиционного фонда на тендерной основе при условии обеспечения мировых темпов работ и превышения мирового уровня по основным показателям.

3. Полное или частичное инвестирование жизнеопределяющих отраслей экономики путем передачи им, на лизинговой основе, разработок по общенациональному перечню.

4. Разработка мер государственной поддержки вывода на мировой рынок научно-технической продукции, после ее апробации на предприятиях основных монополий, используя в качестве бренда громкое название этих монополий.

Предлагаемая схема действий позволяет, в основном, нейтрализовать факторы, препятствующие развитию инновационных процессов.

Во-первых, предусмотрены необходимые и достаточные меры для достижения успеха на мировом рынке.

Во-вторых, создаются равные условия для участия в конкурсах как для отраслевых институтов, так и для малых предприятий и любых других творческих коллективов. Причем эти условия стимулируют проведение работ в инновационном духе, что является некоторой гарантией того, что финансирование достанется наиболее достойным.

В-третьих, предлагается механизм обязательного внедрения инновационных разработок на предприятиях важнейших отраслей  экономики.

В-четвертых, появляется нарастающая возможность прибыльного вложения средств инвестиционного, стабилизационного, пенсионного и других фондов в экономику, без риска увеличения темпов инфляции, через инновационные и венчурные фонды.

В-пятых, создается прецедент настройки управленческого аппарата страны на достижение обязательного успеха на мировом инновационном рынке как необходимое условие дальнейшего развития инновационных преобразований.

Первые признаки успеха на пути инновационных преобразований, приобретение положительного опыта позволят последовательно расширять общенациональный перечень научно-технических проблем, более того, успех будет подхвачен и умножен независимыми коммерческими структурами, что сделает процесс построения инновационного сектора экономики необратимым.

Возьмем предложенную схему за основу в качестве программы-минимум.

3. ПРОГРАММА-МАКСИМУМ 

Практика нововведений  сродни искусству, требует совершенно оригинальных решений для достижения успеха в освоении мирового рынка.  Постараемся уйти от стереотипов мышления и найти такое оригинальное решение для отечественной наукоемкой продукции.

В соответствии с традиционными взглядами на развитие экономики, подразумевается, что должен непрерывно расти покупательский спрос, должно непрерывно развиваться промышленное производство, необходимо как можно более быстрое обновление основных средств производства. Все это было бы справедливо, если бы не было естественных причин для ограничения непрерывного роста мирового производства. В 1972 году учеными, объединившимися в 1968 г. в неформальную организацию под названием «Римский клуб», в докладе «Пределы роста» было предсказано, что рост численности населения Земли приведет к истощению ресурсов: сырья, питьевой воды, воздуха, - от которых зависит выживание человечества. В настоящее время эти предсказания начинают сбываться, множится число проявлений природных аномалий, происхождение которых с достаточной достоверностью может быть связано с техногенными причинами.

Экологическую ситуацию на планете довела до катастрофического уровня экономическая деятельность населения развитых стран, так называемый,  «Золотой миллиард». А что будет, если присоединятся еще три бурно развивающихся миллиарда населения. Пока что мы рассматриваем предложенный нами тезис энергетической безопасности с точки зрения гарантированных поставок наших сырьевых ресурсов. При этом речь идет и об удовлетворении потребностей в углеводородах развивающихся азиатских стран. Мы имеем печальный опыт индустриализации в нашей стране. Без должной экологической культуры, всеобщее развитие промышленности, энергетики и т.д., ускоренное нашими ресурсами, приведет к неизбежной всемирной экологической катастрофе. Поэтому мы просто обязаны поставить условие, что, одновременно с продажей наших топливно-энергетических ресурсов, на Россию  должно быть возложено право и обязанность научиться самой и научить развивающиеся страны рациональному использованию этих ресурсов.

Современное экологическое движение развивается в соответствии с духом доклада Римскому клубу [4] под девизом «Фактор четыре» - уменьшение  в 2 раза удельного потребления природных ресурсов с удвоением отдачи от их применения. Справедливость этого тезиса очевидна. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы мировое сообщество будет делать все более значимые  шаги в направлении массового освоения ресурсо-энергосберегающих технологий.

В данной ситуации, у России выигрышные позиции, поскольку в «Большой Восьмерке» она играет роль посредника между развитыми и развивающимися странами и занимает ведущее положение в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вследствие этого, будет вполне уместным выступить с инициативой по поводу разработки мировых стандартов, регламентирующих удельное потребление энергии и сырья,  по поводу возложения на Россию обязанностей по апробации на нашей территории  наукоемких разработок, обеспечивающих возможность реализации этих стандартов, и по поводу адаптации их, по показателю «цена-качество», к экономическим условиям развивающихся стран.

Таким образом, Россия инициирует создание нового сектора мирового инновационного рынка, где она будет ключевой фигурой, и тем самым обеспечит успех массовых нововведений. Одновременно, мы обеспечим  снижение издержек,  рационализацию отечественной экономики и оптимизацию тарифов. Получим новый источник доходов  и возможность прибыльного вливания в экономику, через финансирование инновационных проектов, средств из стабилизационного и других фондов, без риска увеличения инфляции.

Но это только необходимое условие. Достаточным условием для достижения большого объема продаж является конкурентоспособность отечественной инновационной продукции. Важно с самого начала попытаться завоевать лидирующие позиции, авторитет активного игрока на рынке ресурсо-энергосберегающих технологий, обеспечить благоприятные условия для успешного стартового рывка, для завоевания Росией прочных позиций на инновационном рынке. Для этого необходимо навести порядок на внутреннем рынке, создать благоприятные условия для востребованности и апробации новшеств на отечественных предприятиях.

Наличие в России таких сверх централизованных структур, как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», и другие, позволяет, используя административный ресурс, быстро осваивать наукоемкие проекты на предприятиях этих структур. Вопрос, захотят ли они. В начале статьи было сказано, что борьба с инфляцией в нашей стране затруднена наличием большой инфляционной константы, определяемой искусственно созданным завышением издержек на сумму, примерно, в 400 млрд. руб.

Мы видим возможность быстрой и эффективной ликвидации этой константы и нормализации ситуации в том, чтобы заставить монополии вернуться к их отраслевым, ранее ими же принятым, нормативам по расходам на капитальный ремонт и на эксплуатацию оборудования. Это можно сделать путем предъявления исков монополиям за неуплату налогов, поскольку искусственное завышение издержек занижает  налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом необходимо поставить условие, что иски будут погашаться пропорционально объемам реализации в отраслях инновационных проектов, направленных на повышение надежности эксплуатации оборудования, ресурсо-энергосбережение и на другие способы снижения издержек. После апробации на отечественных предприятиях, эти проекты станут полноценным товаром для выхода на мировой инновационный рынок с помощью брендирования, с использованием рекламного фактора громкого имени отечественных монополий. 

Исходя из соображений здорового прагматизма, можно создать федеральную службу инновационного аудита, которая составит для каждого предприятия паспорт, где будет обоснованно расписано, на сколько снизятся издержки и повысится надежность эксплуатации, если освоить проекты из рекомендованного перечня. Соответственно, нужна стимулирующая система налогообложения, поскольку опять речь идет о занижении  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. 

Таким образом, у России есть шанс массированного выхода на  мировой инновационный  рынок. Но он может остаться невостребованным, если не создать инфраструктуру, необходимую для успешной продажи наукоемкой продукции, и не поддержать этот выход средствами государственного регулирования.

4. О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРОДАЖУ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Мнение эксперта о путях приближения к инновационной экономике: «Задача номер один- это создание среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Решить такую задачу, значит снять нагрузку на правительство по финансированию многих сомнительных направлений исследований, значит переложить на бизнес ответственность за коммерциализацию технологий (следовательно, по разработке и реализации стратегии проникновения на рынки), значит предоставить частному бизнесу рисковать в надежде на получение высоких доходов, значит создать постоянное тесное взаимодействие между учеными и инженерами, менеджерами и преподавателями (высокопрофессиональные кадры - основной ресурс современного производства), а также властью» [1].

За последние 12-14  лет в России сформировалась инфраструктура, обеспечивающая процесс торговли всеми видами промышленных и продовольственных товаров. Инфраструктура включает в себя предприятия оптовой и розничной торговли, банки, транспортные предприятия, склады, таможенные терминалы, маркетинговые, консалтинговые, рекламные, аудиторские, юридические, охранные фирмы, информационную сеть и многое другое, без чего торговля невозможна.

Нам необходимо осознать, что наукоемкая продукция, интеллектуальный продукт, высокие технологии – это тоже товар, продавать который нужно на основе глубокого анализа рыночных закономерностей, тем более, что это самый сложный для понимания товар. Необходимо создание соответствующей инфраструктуры, способной вывести наш интеллектуальный товар на мировой рынок.

Для этого потребуются профессионалы высшего уровня квалификации: менеджеры, маркетологи, антрепренеры, аналитики, научно-технические эксперты, юристы, специализирующиеся на защите авторских прав, знатоки международной системы патентования. программисты и т.д. Работать они должны высокопрофессионально, с развитым рыночным чутьем, с расчетом только на коммерческую прибыль, с умением просчитать коммерческие риски.

Необходимо готовить   новые, не скованные стереотипами кадры, способные к самообучению, к адаптации. Готовить быстро, обкатывая и проверяя их в боевых условиях. Примеров  тому в России уже много. За короткое время, с нуля, сформировались биржи, фондовый рынок, рынок недвижимости, рекламный рынок и т.д.

Готовых специалистов такой направленности в стране нет. Подготовка специалистов, построение столь дорогостоящей инфраструктуры будет экономически оправдано, если с первого момента своего существования она будет продвигать рыночно востребованный проект или пакет проектов, реализация которых обеспечит самофинансирование начинания.

Как только инфраструктура заявит о своем существовании, количество прорабатываемых проектов начнет расти, как снежный ком, потому что авторы проектов, держатели «ноу-хау» не обладают навыками и финансовыми возможностями для раскрутки проектов, а, главное, не обладают знаниями о потребностях рынка.

Высокопрофессиональный анализ мирового рынка позволит направить научную мысль в нужное русло. Изголодавшаяся по результативной работе, мечтающая заработать на том, чему она отдала всю свою жизнь, огромная масса прозябающих в нищете работников ВПК и многочисленных НИИ получит возможность приложить свои силы и, наконец-то, вынести на рынок невостребованный задел научно-технических разработок, реализовать мощный потенциал отечественной науки.

Но делать это нужно быстро, потому что авторам проектов, обладателям уникального «ноу-хау» далеко за 50, и они, буквально, вымирают в нищете и разочаровании.

5. СОСТАВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Для работы с авторами разработок в инфраструктуре должны быть предусмотрены: биржа, которая на комиссионной основе будет принимать на продажу проекты; страховая компания для страхования рисков от сделок, что гарантирует соблюдение интересов авторов; исследовательский центр, конструкторское бюро, промышленные предприятия, дизайнерский центр, которые доведут разработки до товарного вида; служба патентования, юридическая служба, служба защиты информации и т.д.

Мнение эксперта: «Инновационная экономика – это очень подвижная система, способная быстро и гибко адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Именно поэтому многие страны подчеркивают особую роль малого и среднего бизнеса в инновационной экономике, он более подвижен, способен к постоянному обновлению продукции (внедрению «инноваций продукта») он не так «привязан» к своей достаточно узкой специализации как крупные отрасли, производящие стандартизированную продукцию» [1].

Первые признаки зарождения в стране инновационного сектора экономики привлекут нарастающий вал инвестиций, которые будут аккумулировать входящие в инфраструктуру инновационные фонды. Сейчас в стране инвестиционное пространство крайне ограниченно ориентацией экономики на сырьевые отрасли. В то же время, по мировому опыту, всем предпринимателям известно, что наибольшей рентабельностью обладают отрасли, связанные с реализацией высоких технологий, с созданием наукоемкой продукции, продукции глубокой переработки сырья. Поэтому ожидание высоких прибылей заставит предпринимателей рисковать и вкладывать невовлеченные в оборот капиталы в инновационные фонды.

Со временем, с увеличением доли экспорта наукоемкой продукции, начнут возвращаться капиталы, вывезенные за рубеж. С самого начала, необходимо создавать международные инновационные фонды с целью привлечения средств из стран, которые осознают необходимость построения инновационной экономики, но не имеют достаточного для этого научно-технического потенциала.

Акции инновационных фондов будут привлекательны для населения. Покупая акции, правительство  сможет содействовать развитию инновационной деятельности.

Нарастающий выпуск конкурентоспособной продукции приведет к росту числа рентабельных промышленных предприятий. Оживится банковская деятельность, промышленность начнет брать долговременные кредиты. Будет нарастать число инновационных, венчурных, консалтинговых, научных предприятий. Таким образом, очень быстро сформируется инновационный сектор экономики.

Мнение эксперта: «Особенная роль в инновационной экономике принадлежит информационному сектору – владение информацией и принятие адекватных решений (для которых также необходима информация о технологических, образовательных, рыночных возможностях страны) становится условием национального успеха. А уж в масштабах такой страны как Россия – информационный сектор в 21 веке – это как железнодорожное строительство конца 19 века, создающее мощную поддержку развитию рыночной экономики. Это рельсы для поездов на воздушных подушках, а не для броненосца на запасном...» [1].

А начинать надо, как и в любом новом сложном деле, с правильного первого шага. Таким первым шагом по созданию инфраструктуры, способной вывести наш интеллектуальный товар на мировой рынок, должно быть формирование маркетингового информационно-аналитического центра, который обеспечит тщательный маркетинговый анализ, выверенный выбор стратегических и тактических коммерческих целей, информацию о состоянии и тенденциях развития мирового рынка наукоемкой продукции и высоких технологий; просчитает ниши для отечественной продукции, задаст направления, поставит задачи для отечественных разработчиков.

Начало деятельности по экспорту интеллектуального товара потребует создания базы данных для систематизации информации об отечественных проектах, сбора и анализа информации о потенциальных покупателях на мировом рынке, разработки системы оценки потребительской и денежной товарной стоимости разработок. Необходимо будет создать систему оперативного обмена, на основе электронных средств связи, технико-экономической информацией внутри страны и с зарубежными потребителями. Будет создана информационная основа для повышения конкурентоспособности  отечественной продукции, для отбора наиболее эффективных проектов для экономики страны.

6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Создание инфраструктуры, обеспечивающей вывод интеллектуального товара на мировой рынок, - это необходимое условие. Достаточным условием является всеобщая поддержка государственного аппарата. 
Вся государственная машина должна быть нацелена на увеличение экспорта наукоемкой продукции.

Необходимо законодательно расписать по годам темпы роста экспорта, с выходом в 2020 г. на величину в  $110 млрд. И добиваться от Правительства и комитетов Парламента безусловного выполнения намеченных планов. Налоговое законодательство, таможенное стимулирование, внешняя политика государства должны работать на общую цель.

Мнение эксперта: «Ограниченность финансовых ресурсов регионов должна создать мощный импульс к их инновационному развитию. Здесь задача номер три - Федеральный центр должен максимально помочь этому процессу, сделать правильный выбор, способствовать использованию огромного национального «технологического запаса», поддерживать подготовку региональных стратегических менеджеров, создавать инфраструктуру для инновационной экономики и даже предоставлять финансовую помощь, особенно на переходный период от падения к росту... На этом пути мы можем создать подлинную инновационную экономику. И для этого не понадобятся десятилетия» [1].
 
Правительство должно правильно распорядиться данными анализа мирового рынка. Необходимо прагматично, оптимально распределить среди дотационных регионов предложения по организации производства конкурентоспособной продукции. В дальнейшем, несмотря на преимущественное участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна сохраниться, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж на рынке наукоемкой продукции.

Государство должно взять на себя заботы о подготовке кадров, в том числе: 
- разработку типовой программы обучения инновационных маркетологов, антрепренеров;
- организацию системы переподготовки кадров;
- организацию центров практического обучения, инновационных инкубаторов;
- организацию системы студенческих инновационных отрядов и т.д.

В свою очередь, развитие инновационного сектора экономики, появление нарастающего альтернативного источника доходов для бюджета страны поможет государству в решении ряда важнейших социальных проблем; у науки появится возможность самофинансирования, появятся предпосылки для возврата в страну научных кадров, появится стимул для развития системы образования.

Необходимо особо подчеркнуть значение инновационных преобразований для улучшения  состояния дел с наукой и образованием в стране. Нашей бедной науке никто не поможет, кроме нас самих. Благие намерения останутся намерениями, если не появится экономическая целесообразность. Как только проявятся первые признаки формирования инновационного сектора экономики, тут же наука превратится в главную производительную силу, а система образования станет машиной по воспроизводству производительных сил. Вот тогда весь государственный аппарат будет нацелен на то, чтобы поддерживать каждого ученого, каждого учителя, каждого ученика; на то, чтобы совершенствовать систему здравоохранения, систему социального обеспечения. Поскольку «человеческий фактор»; здоровье, квалификация, образованность работников, их мотивация будут определять уровень доходов государства и многих заинтересованных лиц.

7. ПРИМЕРЫ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ВЫВОДА РОССИЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТОВАРА НА МИРОВОЙ РЫНОК

Наш длительный опыт инновационной и венчурной деятельности позволяет нам предложить результаты нашего маркетингового анализа, а именно, наиболее выгодные для России направления выхода на мировой рынок наукоемкой продукции.

В области ресурсо-энергосбережения необходимо особо выделить технологии, направленные на борьбу с трением и износом. Мировая практика показывает, что значительная экономия средств, затрачиваемых на эксплуатацию различных видов механического оборудования и техники, может быть получена с помощью радикального уменьшения интенсивности износа и перехода от обслуживания по регламенту к обслуживанию по диагностическим показаниям. Интегральная экономическая эффективность достигает 500 денежных единиц на одну вложенную денежную единицу. Вот именно такую эффективность и обеспечивают разработки российских ученых трибологов.

В качестве примера резкого снижения издержек и повышения надежности при эксплуатации всех видов механического оборудования можно рассмотреть отечественную технологию антифрикционной ресурсовосстанавливающей обработки (АРВО), позволяющую отказаться от планово-профилактического режима эксплуатации оборудования (по регламенту) и перейти к безызносной эксплуатации с обслуживанием по вибродиагностическим показаниям.  В результате применения технологии АРВО, восстанавливается ресурс изношенного оборудования, в несколько раз снижается стоимость обслуживания, в 2-3 раза увеличивается срок службы. Технология не имеет мировых аналогов.

Вторым стратегическим направлением является максимальное участие в развитии информационных технологий. В настоящее время в развитии микроэлектроники достигнут естественный предел возможностей «традиционных» технологических подходов, и остро встает необходимость массового распространения сверхвысоковакуумных технологий. В этой связи, у России есть возможность забыть о своем безнадежном отставании в микроэлектронике и попытаться встать на одну ступеньку «эскалатора» с такими лидерами, как США и Япония. В России накоплен уникальный опыт комплексного решения машиностроительных проблем, связанных с герметизацией топливных систем ракетной техники в условиях сверхвысокого вакуума. Реализация этого опыта на рынке микроэлектронного сверхвысоковакуумного технологического оборудования позволит вовлечь нашу промышленность и науку в решение наиболее актуальных задач, связанных с разработкой информационных технологий.

В обеспечение решения задач ресурсо-энергосбережения, необходимо наладить массовое производство «интеллектуальных» датчиков, микропроцессорных систем, силовых транзисторов, что вполне по силам отечественной микроэлектронике. На основе отечественной элементной базы, необходимо наладить производство частотно-регулируемых приводов (ЧРП) и систем мягкого пуска, которые по показателю «цена-качество» будут конкурентоспособны в России и в развивающихся странах. Применение ЧРП позволяет экономить 10-30% потребляемой электроэнергии.

Необходимо целенаправлено искать возможности увеличения экспорта продукции легкой промышленности, в частности, традиционно российской продукции из льна, кожевенно-обувной продукции и т.д.
Продвижение на мировой рынок наиболее востребованных проектов послужит тем локомотивом, который вывезет за собой множество других проектов и создаст благоприятные условия для зарождения и непрерывного развития, на основе самофинансирования, инновационного сектора экономики страны.

8. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В СОЗДАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТОВАРА

8.1. Наш опыт научно-исследовательской работы говорит о том, что бесполезно надеяться на то, что в России сами собой появятся эксклюзивные разработки, способные вызвать революционный переворот на мировом рынке интеллектуального товара и обеспечить нам первенство. Обычно, близкие по духу разработки ведутся в 2-3 ведущих исследовательских центрах мира, и побеждает тот, кто быстрее добегает до рынка. Нам надо научиться продавать то, что мы уже имеем, и научиться видеть дальше, тщательнее просчитывать коммерческие комбинации, чем конкуренты.

8.2. Принципиально то, что начинать построение инфраструктуры надо  с продвижения рыночно востребованных проектов, способных обеспечить самофинансирование зарождающейся инфраструктуры. Только тогда это начинание будет аккумулировать кадры с рыночным мировоззрением и укреплять свою самодостаточность.

8.3. Сложность начинания требует четкой координации взаимодействия государственных, частных, политических и общественных структур. Координирующую роль может взять на себя Комиссия по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам Общественной Палаты РФ. Возможно, учитывая актуальность и сложность совокупности работ по организации продаж отечественной наукоемкой продукции, необходимо создать Подкомиссию инновационного маркетинга. В задачи Подкомиссии будет входить:

- координация действий государственных, частных, политических и общественных структур в области инновационных преобразований;
- создание необходимых и достаточных условий для нарастающего экспорта инновационного продукта;
- координация процесса построения системы подготовки инновационных маркетологов, антрепренеров;
- подготовка предложений по созданию инфраструктуры предпродажной подготовки инновационных товаров.

1. И.В.Бойко. Что мешает развитию инновационной экономики в России? - На сайте http://www.opec.ru/ 19.03.2003 г.
2. И.В.Бойко. Можем ли мы избежать развития по инновационному сценарию? - На сайте http://www.opec.ru/ 05.02.2004 г.
3. И.В.Бойко. Новый курс: «июньские тезисы» для Президента России. - На сайте http://www.opec.ru/ 04.06.2007 г.
4. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. ФАКТОР ЧЕТЫРЕ. Затрат – половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П. Заварницына и В.Д. Новикова под редакцией академика Г.А. Месяца. М.: Academia, 2000. 400 с.   

Новиков Вадим Иванович,
член Научно-экспертного Совета при Комиссии по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам Общественной Палаты РФ, руководитель секции «Инновационного развития и экономики» межведомственного научного совета по трибологии РАН, генеральный директор ООО «Венчур-Н», к.ф.-м.н.

тел/ф (495)534-3640; тел. (495)534-9468;
моб.телефоны: 8-985-9977822 (В Москве (495)997-7822), 8-962-9977822;
e-mail: 
 info@venchur-n.ru