Наука и технологии |
«О развитии инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы»13.07.07 Доклад Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на заседании Уважаемый Михаил Ефимович! Уважаемые коллеги! Начиная с апреля текущего года Министерство образования и науки ведёт активную работу по разработке структуры и необходимой системы координации и управления Национальной нанотехнологической сетью (ННС), определённой Президентом России как организационная основа отечественной наноиндустрии. На сегодня можно констатировать завершение в основном разработки ключевых составляющих ННС, сформулированных в президентской инициативе. В частности: Основу нанотехнологий составляют фундаментальные исследования, проводимые в институтах и научных центрах Российской академии наук. В этой связи хочу отметить, что сегодня нанотехнологии в РАН выстраиваются, фактически, в отдельное специализированное направление деятельности, обеспеченное необходимыми кадровыми, административными и финансовыми ресурсами, чётко вписывающееся в систему управления и научной экспертизы РАН и нацеленное на тесную координацию с другими элементами сети. Сформирована федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы (слайд 1). Целью этой ФЦП является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, которая включает головную научную организацию, призванную координировать исследования и разработки для формирования научно-технологической базы наноиндустрии, а также научно-образовательные центры на базе ведущих вузов, выбранных на конкурсной основе. Кроме того, в состав сети войдут головные организации отраслей, осуществляющие поддержку проектов развития нанотехнологий по приоритетным направлениям и координацию в рамках других федеральных целевых программ. Эти головные организации определены федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками сформированной ФЦП из числа крупных отраслевых специализированных научно-технологических комплексов. Особая актуальность и значимость сформированной ФЦП обусловлена опасным разрывом, образовавшимся на сегодня между научным потенциалом российских специалистов, ведущих исследования в области нанотехнологий, и значительным моральным и физическим износом используемой ими приборной базы. Поэтому в перечень задач программы входит обеспечение элементов ННС передовым научно-технологическим оборудованием, современной информационно-аналитической и методической поддержкой, решение вопросов метрологии и стандартизации. Дальнейшее промедление здесь не только сведёт на нет наши пока ещё имеющиеся конкурентные преимущества в уровне научных разработок, но и сделает невозможной их масштабную коммерциализацию и прорыв профильных российских организаций на формируемый международный рынок. Основные тематические направления деятельности организаций ННС показаны на слайде 2. Для достижения указанной цели в рамках ФЦП предусмотрено выделение всего 27,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 24,9 млрд. рублей. Программа на сегодня полностью разработана и согласована всеми заинтересованными федеральными ведомствами, в том числе сняты разногласия с Минфином России. Ещё одним ключевым элементом сети является Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (слайд 3), которая создаётся в целях содействия реализации государственной политики в области нанотехнологий. На практике, как представляется, она должна служить основным связующим звеном при реализации всех инновационных проектов российской наноиндустрии, в первую очередь, имея в виду взаимоувязку различных имеющихся финансовых инструментов, включая венчурные и инвестиционные фонды. В частности, предполагается поручить госкорпорации организацию адресной поддержки лучших программ развития ведущих научных и технологических институтов, реализующих инновационные программы в области нанотехнологий. Поручение о проведении таких конкурсов было дано Владимиром Владимировичем Путиным в послании Федеральному Собранию. К настоящему времени законопроект «О Российской корпорации нанотехнологий» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Параллельно ведётся разработка соответствующих регламентирующих документов, которая, как ожидается, будет завершена в IV квартале 2007 года. Необходимо отметить, что перечисленные системные решения не будут работать без дополнения их адекватной подготовки высококвалифицированных кадров отечественной наноиндустрии (слайд 4). И эта компонента также предусматривает совершенно новый подход, поскольку речь идёт не только о выпуске новых специалистов, но также и об адаптации учёных и преподавателей вузов, проводящих научные исследования и опытно-конструкторские разработки на вновь закупаемом наукоёмком оборудовании. А в более широком плане наноиндустрия потребует новой системы непрерывного образования и повышения квалификации. Все вышеприведённые взаимоувязанные элементы являются необходимыми предпосылками создания в России инфраструктуры Национальной нанотехнологической сети. Конкретный же механизм этого процесса, по решению руководства страны, будет зафиксирован в формируемой «Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года». Это отнюдь не традиционная федеральная целевая программа (слайд 5). Дело в том, что, по сути своей, нанотехнологии носят межотраслевой характер. Потому и развитие инфраструктуры этой индустрии требует совершенно иных подходов. Они характеризуются комплексным характером, высокой сложностью управления, масштабами привлеченных средств. Ключевой момент здесь – это организация контроля и координации. Предлагаемая нами система единого управления всем процессом формирования инфраструктуры наноиндустрии обеспечивает постоянный и действенный государственный контроль. При этом координация, в частности, выполняемых федеральных целевых программ обеспечивается соответствующими научными советами. Управление и координацию работы Российской корпорации нанотехнологий осуществляет специальный наблюдательный совет, состав которого формируется по представлению Президента и Правительства, а также обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Ключевая же роль в плане общей координации в рамках программы остаётся за Правительственным советом по нанотехнологиям. Другой особенностью Программы развития, обусловленной, однако, объективной спецификой задачи, является совершенно новая система её целей, задач, показателей и индикаторов. При этом очень важно, чтобы эти индикаторы служили бы конкретными критериями эффективности, например, отражали бы стоимость созданных чистых активов в области нанотехнологий. Задача разработки и гармонизации этих показателей относится к разряду сложнейших, но в то же время и жизненно необходимых. Она затрагивает все вовлеченные в Программу структуры и ведомства и требует для решения их тесного и конструктивного взаимодействия. Представляется оправданным создание для этих целей соответствующих рабочих групп во всех указанных ведомствах. В заключение я хочу ещё раз подчеркнуть то обстоятельство, что базой всех запланированных мер по развитию отечественной наноиндустрии является ФЦП «Инфраструктура наноиндустрии». Эта программа представлена сегодня на утверждение Правительства. Прошу её принять. |