Наука и технологии |
Об итогах деятельности Министерства образования и науки РФ в 2007 году и задачи на 2008 год19.02.08 Доклад Министра образования и науки РФ А.Фурсенко Уважаемые члены коллегии, участники заседания! В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля с.г. Президент сказал, что единственно возможной стратегией развития России: «...является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом». Главной целью Министерства с момента его образования было обеспечение конкурентоспособности страны в сферах образования и науки. Вся наша работа строилась на основе нескольких базовых принципов: – комплексное развитие человеческого потенциала в условиях тесной интеграции образования и науки; Опираясь на сформулированные принципы, Министерству за счет совершенствования нормативной базы и введения новых организационно-финансовых механизмов в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования и науки удалось создать нормативную основу для решения большинства проблемных вопросов в данных областях. Так, только в 2007 году разработано и принято свыше 20 законов, направленных на модернизацию сферы образования и науки. (Слайд 1)
Это позволило повысить качество общего образования и доступность высшего и среднего профессионального образования за счет введения единого государственного экзамена, приблизить высшее образование к потребностям рынка труда за счет введения уровней высшего профессионального образования, расширения участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, изменения структуры федерального государственного образовательного стандарта, внесения в него требований к условиям реализации основных образовательных программ. Принятие поправок в законы о науке и образовании позволило полноценно использовать образовательный потенциал академической науки и обеспечить вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность за счет усиления степени интеграции образования и науки, повысить эффективность деятельности государственных академий наук за счет большей экономической самостоятельности, дополнительных академических свобод и повышения ответственности за результаты их деятельности. Принятые нормативные акты Правительства и Министерства позволили повысить требования к подготовке кадров высшей квалификации за счет усовершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров путем повышения транспарентности работы диссертационных советов, экспертных советов ВАК. Замечу, что за последнее десятилетие количество защит по так называемым модным гуманитарным специальностям увеличилось в разы. Благодаря принятым мерам удается упорядочить этот процесс. В частности, за 2007 год количество диссертационных советов уменьшилось вдвое, в первую очередь за счет советов именно по этим направлениям. Реализация системных изменений, заложенных в созданной нормативной базе, обеспечивалась за счет введения новых институтов в указанных сферах. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила на практике начать переход на новые механизмы финансирования, обеспечивающие структурные и институциональные изменения, которых требует от системы образования инновационная экономика. (Слайд 2)
При этом средства на поддержку программ развития образовательных учреждений выделялись на конкурсной основе и были обусловлены как четко сформулированными обязательствами со стороны учреждений, так и значительным софинансированием со стороны заинтересованных партнеров. Яркий пример эффективности партнерских отношений: к выделенным в 2007 году из федерального бюджета 4 млрд.рублей регионы добавили почти в 2 раза большую сумму, а в Краснодарском крае на 1 рубль федеральных средств приходится 7 рублей региональных. Был сделан ряд практических шагов по продвижению принципов нормативного подушевого финансирования в образовании. Такой подход реализован при обеспечении школьников учебным оборудованием и автобусами, при поддержке классных руководителей, лучших школ и учителей, а также при распределении средств между регионами, внедряющими комплексные проекты модернизации образования. Во всех этих проектах деньги выделялись пропорционально количеству учеников с учетом особенностей сельских школ. Утвержденный Правительством Российской Федерации устав Российской академии наук существенно расширил ее права, позволив ей самой определять основные направления фундаментальных исследований по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам, распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности. Министерством разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. При этом запланированный объем финансирования программы на 5 лет составляет более 250 млрд.рублей. (Слайд 3)
Кроме того, Российской академии наук предоставлено право самостоятельно определять численность работников и систему оплаты труда. Министерством в течение всех четырех лет активно внедрялся метод программного финансирования науки с привлечением финансовых ресурсов заинтересованных партнеров со стороны бизнеса. Эти подходы были опробованы в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, и получили свое развитие в новой ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», которая реализуется исключительно с использованием принципов государственно-частного партнерства, включая привлечение существенных средств из внебюджетных источников. Возвращаясь к вопросам образования, хочу сказать о проекте, который еще два года назад казался фантастическим – это подключение всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет, что позволило существенно продвинуться в обеспечении доступности качественного образования школьникам вне зависимости от того, где они живут. Это во многом перевернуло представления и школьников, и учителей о современных образовательных технологиях. Новое поколение учащихся предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными и образовательными технологиями, формирующий в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду, то есть именно ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании. Для обеспечения профессионального и карьерного роста граждан мы начали в этом учебном году эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования. Хочу подчеркнуть, что помимо кредита на оплату образования введено понятие «сопутствующего кредита», обеспечивающего покрытие затрат на жилье, питание, транспорт во время учебы, что позволит повысить доступность качественного высшего профессионального образования, в том числе для малообеспеченных семей. Безусловно, важнейшим принципом в нашей работе является ставка на лидеров, на формирование и развитие прорывных направлений. Эти лидеры выявлены и поддержаны во всех направлениях в рамках национального проекта. Лучшие школы стали базовыми в своих регионах, в том числе в комплексных проектах модернизации образования. Поддержка начального и среднего профессионального образования с участием бизнес-партнеров позволила создать ресурсные центры. В рамках приоритетного национального проекта начато формирование научно-образовательных комплексов на базе создаваемых федеральных университетов, которые должны обеспечить реализацию задач социально-экономического развития Южного и Сибирского федеральных округов. Важно отметить, что начатая практическая работа по созданию новых образовательных стандартов также возглавляется лидерами национального проекта. Так, ведущими университетами России на конкурсной основе разработано 66 проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по уровням «бакалавриат», «магистратура». Принципиально новые направления научных исследований и разработок также реализуются лидерами. Продолжая тему развития приоритетных направлений развития науки и техники, утвержденных Президентом Российской Федерации, хотел бы остановиться на одном из них – нанотехнологии. В развитие Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» была принята федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 2010 годы». Главная задача, решаемая программой – техническое перевооружение ведущих научных организаций и вузов, решение вопросов в сфере стандартизации и метрологии, переподготовки кадров для наноиндустрии. Эффективность нашей политики в сфере образования и науки во многом зависит от правильного видения глобальных тенденций. В 2007 году Министерство завершило разработку прогнозной потребности в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием до 2015 года. Этот прогноз согласован с РСПП, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. Контрольные цифры приема в вузы и федеральные профессиональные училища, техникумы и колледжи на 2008 г. сформированы в соответствии с прогнозной потребностью. Мы впервые за многие годы предложили увеличить прием на специальности в сфере здравоохранения, строительства и приборостроения, сократив количество бюджетных мест по ряду гуманитарных профессий (юристы, экономисты, педагоги), невостребованных на рынке труда. Замечу при этом, что благодаря увеличению финансирования сферы образования расходы федерального бюджета на одного студента выросли с 2004 года почти в три раза и составили 78 тыс. рублей в год. В 2007 году впервые был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, содержащий информацию о важнейших внешних и внутренних тенденциях, определяющих развитие мировой экономики; направления технологического развития мировой экономики; место Российской Федерации в мировом научно-технологическом пространстве; национальные приоритеты научно-технологического развития. Именно исходя из долгосрочного прогноза, сформулированы приоритеты научно-технического развития, одним из которых является развитие нанотехнологий. Важнейшим шагом по реализации Президентской инициативы стало создание Российской корпорации нанотехнологий, целью которой является организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в наноиндустрии, в первую очередь перспективных инновационных проектов. Этот, как и многие другие проекты, имеет международное значение и тесно связан с вопросами полноценного участия России в глобальном образовательном и научно-техническом пространстве. Развитию экспорта образовательных услуг служат также последовательные усилия по подготовке международных соглашений о признании документов об образовании. Работа в этом направлении ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, а также с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья на двусторонней основе. В целях последовательного укрепления позиций российских ученых в мировом научном сообществе предпринимаются усилия по обеспечению более активного участия научных коллективов в проектах 7-й Рамочной программы Евросоюза на 2006-2013 годы. В течение 2007 года Министерством и научным директоратом Европейской комиссии были сформированы четыре рабочие группыпо направлениям: нанотехнологии, науки о жизни, аграрное и пищевое и энергетика. По двум из них уже объявлены совместные конкурсы. Возрастает объём международного сотрудничества, направленного на усиление позиций русского языка за рубежом, чему во многом способствовала инициатива Президента России В.В.Путина о провозглашении 2007 года Годом русского языка в мире. Вопросы преподавания и изучения русского языка стали составной частью программ двустороннего и многостороннего сотрудничества. Уважаемые коллеги! Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Введение новой системы оплаты труда учителей, основанной на общефедеральной модельной методике, в пилотных регионах, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, уже в 2007 году привело к дифференцированному росту заработной платы. При среднем повышении зарплаты на четверть у самых высококвалифицированных учителей зарплата возросла более, чем в 2 раза и превысила средний уровень зарплаты в экономике регионов. Приняты меры, направленные на сохранение и развитие кадрового потенциала отечественной науки, создания условий для притока в науку талантливой молодёжи, преодоления опасной тенденции к росту среднего возраста работников научных учреждений. Так, с мая 2006 года в Российской академии наук реализуется пилотный проект по совершенствованию системы оплаты труда научных работников с целью поэтапного повышения заработной платы до среднего уровня 30 тыс. руб. к концу 2008 года. (Слайд 4)
Безусловно, важнейшим направлением нашей деятельности в сфере формирования человеческого капитала, воспитания полноценных членов общества является работа в области обеспечения защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативное сопровождение процессов семейного обустройства детей нуждалось в серьезном реформировании. Интернатные учреждения и детские дома практически повсеместно были переполнены. Для радикального изменения ситуации в этой сфере Министерством в 2005-2007 годах разработаны проекты законов и нормативных документов, которые были приняты. Предпринятые на федеральном и региональном уровнях меры позволили несколько улучшить ситуацию: если в 2005 году число выявленных сирот составляло 133 тыс. детей, то в 2007 году – 123 тыс. детей. В то же время численность детей, переданных на семейные формы устройства, в 2007 году составила 120 тысяч против планируемых 77 тыс. детей. (Слайд 5)
Вместе с тем, количество детей, информация о которых содержится в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, все еще остается неприемлемо высоким – порядка 160 тыс. человек. Как вы знаете, с 1 января 2007 года регионы стали получать значительную финансовую поддержку в виде субвенций и субсидий на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемному родителю. Эти меры федеральной поддержки во многих субъектах РФ стали подкрепляться мерами существенной региональной поддержки. В результате только за 2007 год число детей в приемных семьях увеличилось в целом по стране больше чем в два раза. В рамках реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот ставится задача переориентировать эти учреждения с постоянного пребывания в них детей на содействие их семейному устройству, а также создать в учреждениях благоприятные, приближенные к семейным условия для содержания и воспитания детей. Уважаемые коллеги! В заключение мне бы хотелось отметить несколько основных направлений нашей деятельности в 2008 году и на предстоящий период. В законопроектной работе мы целенаправленно движемся к созданию в перспективе (в 2010 году) федерального нормативного акта, интегрирующего на новом качественном уровне все законодательство об образовании. В наступившем году будет продолжена реализация всех направлений приоритетного национального проекта «Образование». В частности, в полтора раза возрастет количество регионов, получающих поддержку на внедрение комплексных проектов модернизации образования. Наряду с введением новой системы оплаты труда учителей, переходом на нормативное подушевое финансирование школ и другими ключевыми направлениями, в рамках комплексных проектов в 2008 году будет отработана новая модель повышения квалификации работников образования, в первую очередь, руководителей. Только на эти цели в 2008 году предусмотрено 650 млн. рублей. Кроме того, с этого года в рамках приоритетного национального проекта будет реализовываться эксперимент по совершенствованию организации школьного питания. В дальнейшем ряд ключевых направлений национального проекта лягут в основу государственных программ. В настоящее время Министерство завершает разработку федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», целью которой является привлечение молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепление ее в этой сфере. Начало реализации ФЦП планируется в 2009 году. Одновременно мы подготовим всю необходимую нормативную базу для запуска в 2009 году не менее 50 проектов поддержки интеграции вузов и научных учреждений с реальной экономикой. В 2008 году будут продолжены работы по созданию федеральных университетов. С учетом этого опыта в последующие годы на конкурсной основе будет формироваться система научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов. 2008 год – переходный для введения ЕГЭ в штатном режиме на всей территории Российской Федерации. Достижение определенных результатов по ЕГЭ должно стать как пропуском на бюджетное место в вузе, так и обусловливать саму возможность получения высшего образования. В 2008 году продолжатся работы и по созданию новых стандартов в профессиональном образовании. К 2009 году предстоит осуществить необходимые подготовительные работы по созданию национальной рамки квалификации и системы общественно-профессиональной сертификации. Предстоит создать нормативную базу для проведения оценки результативности деятельности научных организаций государственного сектора. Начнется реализация пилотного проекта по созданию научно-исследовательского центра на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр «Курчатовский институт», направленного на отработку механизма деятельности НИЦ, как «центров превосходства» в научно-технической сфере по прорывным направлениям технологического развития. Мы нацелены на получение Российской Федерацией статуса ассоциированного члена 7 Рамочной Программы ЕС в рамках интеграции отечественной науки в глобальные процессы научно-технологического развития, позволяющей получить доступ к европейским «технологическим платформам». Важнейшим направлением нашей работы в предстоящий период станет вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, разработанных за счет средств федерального бюджета, отработка процедур передачи исполнителям прав на технологии, принадлежащие Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, а также решение вопросов, связанных с передачей технологий гражданского назначения за рубеж. Соответствующие проекты нормативных правовых актов уже подготовлены и внесены в Правительство. Наконец, мы заканчиваем разработку законопроектов, позволяющих бюджетным учреждениям в сфере науки и образования учреждать малые предприятия с целью внедрения результатов научно-технических разработок и разрешающие вносить в качестве вклада в уставный капитал указанных предприятий внебюджетные средства, имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Уважаемые коллеги! Я уверен, что успешная реализация названных мной системных изменений в сфере образования, науки и инноваций позволят нашей стране стать лидером в «экономике знаний», сформировать эффективную национальную инновационную систему, развить человеческий потенциал нации. Благодарю за внимание. Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации |