13.11.08
Важно создать приемлемые условия для инновационной деятельности в Новосибирской области, а дальше система будет развиваться, подчиняясь законам самоорганизации
|
Геннадий Сапожников: «Сотрудничество бизнеса и науки в Новосибирской области ни на минуту не прекращалось» Фото: Борис Барышников |
Новосибирская область традиционно позиционируется как территория инновационного развития. Это отражено в стратегии развития области до 2025 года, а детально будет проработано в целевых программах, которые охватывают более близкую перспективу — четыре–пять лет. Ответственный за разработку программы развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере, заместитель губернатора, руководитель департамента науки, инноваций, информатизации и связи Геннадий Сапожников считает, что бизнес должен воспринимать интеллектуальный труд, а ученые — планировать проекты, учитывая рыночный спрос.
— Геннадий Алексеевич, как можно охарактеризовать стратегию развития инновационного направления в Новосибирской области?
— Стратегической целью инновационной политики Новосибирской области является обеспечение высокого уровня развития науки, качества и эффективности образования, диверсификация и рост конкурентоспособности экономики на основе высокотехнологичных отраслей производства и, естественно, улучшение качества жизни населения. При этом мы четко осознаем конкурентные преимущества области, уровень рисков, неизбежные затраты, связанные с сибирским климатом и удаленностью рынков сбыта, низкой плотностью населения и другие факторы.
— Можете дать более подробную информацию о среднесрочных программах, которые недавно внес губернатор?
— Для более эффективной реализации целей и задач стратегии экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года губернатор области Виктор Толоконскийпринял решение о разработке 11 долгосрочных целевых программ, курируемых его заместителями и соответствующей рабочей группой. Очень важно, чтобы все эти программы были взаимосвязаны. Те, что касаются персонально моей сферы ответственности, — инновационная деятельность и развитие высшего профессионального образования, естественно, наиболее полно затрагивают практически все сферы деятельности. Например, программа по охране окружающей среды не может быть реализована без науки и инноваций. То же самое по другим направлениям. До 1 марта 2009 года мы должны подготовить проекты для рассмотрения на совете по стратегическому развитию Новосибирской области.
— У вас уже есть наметки? Сформировано мнение о том, какой будет программа развития инновационной деятельности в Новосибирской области?
— Основные позиции заложены в стратегии развития до 2025 года, стержнем которой является инновационная деятельность. В среднесрочной программе мы планируем развивать базовые условия формирования инновационной среды, самоорганизацию инновационного сообщества, повышение мотивации с акцентом на формирование общества знаний, включая активизацию работы по просвещению.
Среди базовых условий выделяем систему непрерывного образования, нормативно-правовую систему, территории научного и инновационного развития (Академгородок, Кольцово, Краснообск, Бердск, Куйбышев, Искитим и другие города, а также крупные университеты и промышленные предприятия), инновационную инфраструктуру: технопарки, инновационные центры, центры инновационных компетенций, технологические площадки. Обязателен процесс технологического перевооружения предприятий, развитие малого и среднего бизнеса, крупные проекты и программы, инвестиционную активность, включая венчурное финансирование (создается фонд развития науки и инноваций, венчурный фонд, фонд развития малого предпринимательства), информационное обеспечение (главным образом с использованием www.rttn-siberia.ru), межрегиональное и международное сотрудничество.
Мы активно взаимодействуем с объединениями малых и средних инновационных предприятий, а их около десяти. Практически не принимаем ни одного принципиального решения по инновационной политике без участия представителей ассоциаций и объединений.
Важно развивать науку, научные школы, формировать комплексные проекты, которые сегодня нередко называют кластерами (к сожалению, зачастую слишком поверхностно подходят к этой инновационной категории). У нас выделено как минимум пять таких направлений: силовая электроника и электротехника, медико-биологические разработки и технологии, наноиндустрия, информационные технологии и приборостроение. Существуют также сотни проектов по стройиндустрии, электронно-лучевым, каталитическим, энергетическим, атомным, авиационным, экологическим, геологическим и другим технологиям.
В последние годы появился ряд замечательных прикладных решений, ориентированных на человека. Назову для примера два: сотрудники Института автоматики и электрометрии СО РАН и фирмы «ИнтраОЛ» создали технологию изготовления бифокального хрусталика глаза (для больных катарактой). Наличие двух оптических фокусов (бифокальность) обеспечивает независимость пациента от коррекции зрения с помощью очков. Инновационное предприятие «Сибтехномаш» создало машину быстрого реагирования (скорую помощь для ЖКХ) при авариях системы водоснабжения в зимних условиях. С помощью системы индукционного нагрева машина обеспечивает здание теплом до устранения аварии.
— Кооперация бизнеса и науки. Какие действия планируете здесь предпринимать?
— Это многоплановая работа, начиная от развития сотрудничества с государственными корпорациями и заканчивая индивидуальными предпринимателями. Сотрудничество бизнеса и науки в Новосибирской области, особенно в Академгородке, ни на минуту не прекращалось. Другое дело, что нас не удовлетворяет его масштаб и эффективность. Поэтому мы нацелены на развитие инвестиционного климата, включая венчурный капитал, на создание бизнес-инкубаторов и технопарков (как системных интеграторов), технологических площадок на предприятиях, центров превосходства в науке и инновациях. Важно развивать восприимчивость бизнесом интеллектуального труда, стратегический менеджмент и бизнес-проектирование с учетом рыночного спроса или системы формирования новых рынков для новейших инновационных продуктов. Имеются задачи по развитию культуры в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, создания условий по развитию опытно-промышленных площадок, умению подготовить бизнес-проект.
В немалой степени ориентируемся на инновационные площадки, где бы на ранней стадии начался диалог между учеными и бизнесом. Среди них назову центры развития инновационных компетенций (ЦРИК) в высших учебных заведениях.
В прошлом году мы создали эти центры в девяти вузах. Это межфакультетский центр, главная задача которого — учить и мотивировать научного руководителя к внедрению разработок, формировать уже на студенческой скамье команды специалистов для успешного вывода разработки на рынок. Если она востребована, то команда может переместиться в бизнес-инкубатор. А наша задача — в бизнес-инкубаторе поддержать эту фирму. Или, например, нередко работодатель говорит, что уровень компетенции выпускников довольно низок. Мы предлагаем ему обращаться в Центр развития инновационных компетенций вуза, где помогут сформировать команду студентов, которые впоследствии начнут решать инновационные задачи работодателя, включая и стажировку в компании, и возможное последующее трудоустройство.
— Кадровый дефицит в Новосибирске довольно жесткий. Какие меры будут предприняты в этом направлении?
— Демографическая яма, которую начинают ощущать работодатели, инициирует тревогу о дефиците, особенно рабочих массовых профессий. Трудно не согласиться, но едва ли удастся компенсировать это, если будем решать проблему по старинке или поиском специалистов в других регионах или за рубежом. Необходимо максимально снизить объем неквалифицированного труда за счет новых технологий, автоматизации и робототехнических систем. Здесь опять востребована наука. Поэтому очень приятно, что, например, в НГТУ открылся учебный центр немецкого станкостроительного концерна Dеckеl Маhо Gildemeister, где установлены несколько современных станков, которые могут обрабатывать материалы, следуя компьютерной модели. Нам необходимо максимально быстро внедрять в образовательный процесс новейшие технологии, включая зарубежные. А когда студенты освоят их, придут на промышленные предприятия, то, естественно, легко поймут имеющиеся технологические процессы.
Здесь особенно важно прогнозировать, какие специалисты будут востребованы через пять–десять лет. Опыт показал, что наиболее точен прогноз при формировании и реализации крупных проектов и программ. В настоящее время так же активно реформируется система начального и среднего профессионального образования, создаются ресурсные центры, осуществляется интеграция с промышленными предприятиями и организациями социальной сферы.
— В области разработок в российской науке все в порядке, но вот внедрение в производство нередко буксует. Каким образом избежать такой ситуации?
— Необходимо осознавать целевые функции академической, например, науки и инновационной деятельности. Одна из задач — построить взаимовыгодную и эффективную систему трансфера научной разработки или технологии. Категорически против обвинения ученых. Вопрос значительно более сложный, чем кажется на первый взгляд. Повторюсь, это и государственные приоритеты, и конкурентные преимущества, уровень развития рыночной среды и восприимчивость интеллектуального труда, способность общества освоить инновации и конкурентоспособность, фактор времени и технологическая культура, бренд и инвестиции. По всем этим направлениям необходимо системно работать, достигая синергетического эффекта. А этому может помочь широко обсуждаемая модель «4И» (инновации, инвестиции, инфраструктура, институты) и ее развитие (например, интеллект, инициатива, интеграция).
— Программа развития образования и эффективного использования кадрового потенциала Новосибирской области также находится под вашим патронажем. Что есть сегодня, каким образом развивать образование завтра?
— У нас сегодня в Новосибирской области в этой сфере достаточно устойчивые позиции — мы сохранили и развиваем уникальнейшую систему образования. Например, более 40 лет 30 тысяч школьников каждый год участвуют в олимпиадах, проводимых НГУ. Из них около 750 человек отбираются в летнюю физико-математическую школу, а около 300 лучших поступают в школу-интернат при университете, впоследствии практически все — в НГУ. Со второго-третьего курса студенты прикреплены к тому или иному институту. На территории институтов сегодня 86 кафедр. Преподаватели в основном совместители — активно работающие ученые. Это плюс — ученый сегодня получил результат, завтра уже рассказывает о нем студенту. В учебнике этот пример, может быть, окажется через пять–десять лет. В НГУ студенты обучаются и работают на современных научных установках в институтах и на ранней стадии привлекаются к исследовательскому процессу. Каждый исследовательский институт имеет хорошую профильную библиотеку.
С нашей точки зрения, интеграция НГУ, СО РАН, СО РАМН, наукоемких фирм и создаваемого технопарка демонстрирует модель современного федерального университета в Академгородке. Практически каждый крупный вуз Новосибирска могу охарактеризовать как развивающуюся динамическую систему. Но важна и межвузовская интеграция. Так, по инициативе ректора НГУЭиУ профессора Юрия Гусева создана концепция подготовки современных специалистов в сфере экономики и управления.
На днях проведена видеоконференция со всеми сибирскими регионами по проблемам образования. И я, в частности, подал предложение — сформировать единую базу данных центров коллективного пользования уникальным научным и образовательным оборудованием. Сейчас мы ее создаем и, скорее всего, в начале следующего года проведем соответствующий конкурс.
— Базовые условия для развития инноваций и образования создали. Дальше — самоорганизация?
— Это идеально. Но самоорганизация возможна только в открытой системе (эта система обменивается с внешней средой массой, энергией, информацией) при развиваемых базовых внутренних и внешних условиях и активном участии всего общества в инновационном творчестве.
Игорь Мельник
Источник: «Эксперт Сибирь»