Главная » Аналитика инноваций » Российские технопарки » От идеи до рынка
Контакты English

От идеи до рынка

09.11.07

Имеют перспективы технопарки, финансируемые государством и бизнесом на паритетной основе, считает директор Института инноватики и маркетинга УГТУ-УПИ доктор технических наук Всеволод Кортов.

Image– Всеволод Семенович, у технопарка есть множество определений. Самое правильное, на ваш взгляд?

– В прошлом году по заказу областного правительства мы подготовили проект закона «Об инфраструктуре инновационной деятельности Свердловской области». Там написано: «Технопарк – это форма организации инновационной инфраструктуры, состоящей из компактно расположенной на обособленной территории совокупности офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, используемых для осуществления инновационной деятельности». Основная задача технопарка – выпустить на рынок конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

– Инновация – определяющее слово для компаний, входящих в технопарк. Что считать инновационным продуктом?

– Инновационная технология отличается высокой научной насыщенностью, это разработки, связанные с фундаментальными прикладными исследованиями. Например, предприятие, которое в большом количестве выпускает востребованные на рынке гвозди, не может быть инновационным. Но если оно применяет какие-то технологии, чтобы повысить, к примеру, прочность гвоздей, стойкость к коррозии, их можно рассматривать как инновационный продукт.

– Если технология изобретена три года назад, она инновационна?

– Если она востребована, способствует созданию новых машин, механизмов, услуг, повышающих качество жизни, – это инновационная технология. Но есть нюанс. Технология может быть изобретена сотни лет назад, просто тогда не было условий для ее использования. Например, наночастицы известны миру уже три века. Мастера покрывали витражи в церквях наночастицами золота, придавая им разный цвет. Наши научные организации занимаются исследованиями в этой области 20 лет. Но новой технологией это стало только сейчас, когда возникли условия создания наноматериалов, разработаны приборы наблюдения за ними, когда появилась возможность производить нанопорошки тоннами.

– Когда новая технология перестает быть новой?

– Когда создана и внедрена более совершенная, а старая теряет востребованность рынком.

– Кто будет измерять инновационность технопарков?

– Проектом закона предусмотрено, что при правительстве Свердловской области будет создана конкурсная аттестационная комиссия. Технопарк должен удовлетворять конкретным требованиям. Для научного технопарка главное условие – наличие бизнес-инкубатора.

Инновационная цепочка «от идеи до рынка» обычно рвется по пути к производству. У нас осталось мало учреждений, где создается опытный образец, отлаживаются новые технологические параметры, определяются оптимальные режимы. Необходимо, чтобы научные предприятия находились в условиях некоего инкубатора. Они должны заниматься научной и производственной деятельностью и не испытывать при этом негативных сил со стороны рынка, бюрократии. У научного технопарка должны быть сервисная, финансовая и юридическая службы, лаборатории коллективного пользования.

Для индустриальных технопарков основное требование – наличие высокопроизводительного оборудования, выпускающего конкурентоспособную продукцию, и непрерывное совершенствование этой продукции.

– Как должны финансироваться технопарки?

– На мой взгляд, государство должно покрывать не менее 50% от всех затрат. Причем поддержка должна быть как федеральная, так и региональная. На развитие семи технопарков государство планирует выделить на четыре года 29 млрд рублей. Это значит – 1 млрд рублей в год.

В Германии, я знаю, выделяют на развитие инновационной деятельности 32 млрд евро в год. При этом только 10% инновационных проектов дают прибыль, остальные погибают. Несмотря на это, правительство вкладывает деньги, потому что эти 10% обеспечивают развитие новых технологий.

В итоге Германия и ЕС в мировом экспорте высокотехнологичной продукции гражданского назначения имеет 16%, а Россия – меньше 1%.

Но исключительно на государственные деньги долго не протянуть. Важно определить якорных резидентов, которые пойдут в технопарк со своими деньгами, построят свои лаборатории, опытные цеха.

– Кроме денежных вливаний технопаркам нужна еще какая-либо поддержка?

– Конечно. Налоговые льготы хотя бы в первые три года. Сейчас все компании, входящие в технопарки, платят практически те же налоги, что и малые предприятия, торгующие алкоголем, сигаретами, колготками. Но федеральное законодательство очень ограничивает региональные администрации в плане определения льгот. По большому счету это только налог на землю. Чтобы технопарки жили, необходимо гораздо больше преференций. А чтобы их закрепить, нужен федеральный закон. Пока его нет.

– А каков механизм присвоения статуса технопарка?

– Подается заявка в комиссию при правительстве области. Необходимо, чтобы претендент имел органы управления, стратегию развития не менее чем на 10 лет, договоры с потенциальными резидентами, занимающими не менее 20% общей площади технопарка. Статус выдается не более чем на 10 лет.

– Как компаниям попасть в технопарк?

– Малые предприятия подают заявку управляющей компании технопарка. Они должны доказать, что выпускают инновационную продукцию, предоставить бизнес-план на три-четыре года, финансовые документы, доказывающие, что они могут платить за аренду.

– Какое время компания может находиться в технопарке?

– Ограничений нет, пока технопарк успешен. В бизнес-инкубаторе – не более трех лет.

– Каков идеальный технопарк?

– У него своя территория, ему принадлежат все здания. Он имеет максимум преференций от действующего законодательства и мощную поддержку бизнеса. И главное, в нем не иссякает поток новых идей и инновационных проектов.

Интервью взял Сергей Ермак

Источник: «Эксперт Урал»