В середине марта комиссия по развитию технопарков (ТП) Свердловской 
области включила в их число сразу трех новичков: 
инновационно-технологический центр «Академический» (14 резидентов), УК 
технологического парка «Приборостроение» (шесть резидентов) и технопарк 
«Энергия» (четыре резидента).
Специализация новых технопарков — выпуск деталей из алюминия и 
латуни, нанодисперсных порошков цветных металлов, антикоррозийных 
составов, добавок к легированным сталям, приборов и систем учета 
энергоносителей и теплоэнергопотребления, измерительного оборудования 
для ТЭК. Общее количество работников в трех ТП — около тысячи человек.
С открытием новых количество ТП в Свердловской области выросло до 12,
 общее число резидентов — до 73, а штат сотрудников приблизился к 4 
тысячам. Это лучший показатель на Урале. Однако количественные параметры
 — лишь один и не самый главный критерий эффективности развития этой 
составляющей инновационной инфраструктуры региона.
Очертания все яснее
Мы не первый раз анализируем состояние уральских технопарков (подробнее см. «В парк» № 39 от 03.10.11 и «Чудо техники»,
 «Э-У» № 41 от 05.11.07). Шесть лет назад в регионе их насчитывалось 
полтора десятка, в конце 2011-го стало 27. Теперь их число стремится к 
35. По числу резидентов, как и прежде, впереди всех Технопарк высоких 
технологий в Ханты-Мансийске (74).
Учредители большинства ТП на Урале — госструктуры (вузы, ФГУП, 
региональное правительство). Позитивный фактор — большинство технопарков
 специализированные (в 2007-м картина была иной — инициаторы стремились к
 универсальности). Негативный — за несколько лет обновление в списке 
резидентов минимально. 
Точное число парков назвать сложно, поскольку проверить все структуры
 «на честность» пока возможности нет. А честность заключается в двух 
параметрах: наличии инновационных резидентов и эффективной научной, 
учебной, сервисной (финансы, консалтинг, юридическая служба, маркетинг и
 т.д.) и технологической инфраструктуры.
На наш взгляд, самым ощутимым достижением последних лет стал приход к
 более или менее единому пониманию явления «технопарк». Это видно хотя 
бы из формализованных определений, закрепленных в соответствующих 
региональных законах (см. «Парк юридической силы»).
 Существенных отличий в них нет. Самое принципиальное: в текстах 
закреплена необходимость наличия разнообразной инфраструктуры, а главное
 — сервиса.
Большинство технопарков также отмечают, что предоставляют услуги по 
сопровождению инновационных проектов, сертификации продукции, защите 
интеллектуальной собственности, поиску инвесторов, проводят семинары, 
занимаются юридическим и финансовым консалтингом. Правда, иногда 
декларации имеют мало общего с действительностью (об этом же говорят и 
эксперты, см. «Потенциально идеальны»).
 Но видимое поступательное движение радует: в 2011-м мы констатировали, 
что технопаркам удалось преодолеть болезнь середины 2000-х — размещение 
на их площадях низкотехнологичных компаний.
Финансовыми показателями технопарки делятся не слишком охотно. Тех, 
кто прислал данные, упрекнуть не в чем. Например, Технопарк высоких 
технологий в Ханты-Мансийске с 2009-го по 2012-й из бюджета получил 195 
млн рублей, из внебюджетных источников — 123,3. В то же время с 2010-го 
его резиденты реализовали продукции на 1,73 млрд рублей.
Общая сумма инвестиций, направленных на развитие технопарка «Новатор» 
 в Челябинске, — около 56 млн рублей (44 миллиона вложено в 
инфраструктуру, 12 — направлено на закупку современного оборудования 
резидентами технопарка; основной инвестор — ФГУП «Завод “Прибор”»). 
Объем отгруженных резидентами товаров в 2012 году — 130,2 млн рублей.

Уралу пример
На форуме и выставке инноваций «Иннопром-2011» (проходит каждый год в
 Екатеринбурге) директор департамента развития и коммуникаций Российской
 венчурной компании Евгений Кузнецов заявил:
— В нашей стране нет понимания, что такое бизнес по выращиванию 
компаний. По сути стартап — это продукт, товар, в который, условно, 
нужно поменьше вложить и подороже продать. ТП — инструмент, позволяющий 
это сделать, контрагент для выращивания технологичных компаний. В России
 я знаю единственный технопарк, который развивается примерно по такой 
модели, — в Новосибирске.
Мы не могли пройти мимо подобного высказывания и решили посетить 
технопарк новосибирского Академгородка (или просто Академпарк), чтобы 
пристально изучить его модель. На наш взгляд, этот опыт должен быть 
крайне полезен для уральских ТП.
История Академпарка (как и всего технопаркового движения) началась в 
2005 году. «Тогда Владимир Путин возвращался из поездки в Бангалор, в 
Новосибирске его самолет должны были дозаправить, — вспоминает 
генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод. — Заодно президент 
провел совещание, на котором было принято два принципиальных решения: о 
создании на территории России особых экономических зон и технопарков».
Инициаторами Академпарка стали правительство области, мэрия 
Новосибирска и сибирское отделение РАН. Созданный последним фонд «НТП 
Новосибирского Академгородка» стал первым акционером проекта.
Помимо традиционных органов управления в Академпарке создан 
экспертный совет. Это он решает, что такое новация и что называть 
инновационным (см. Структуру проекта «Академпарк»).

Академгородок был, пожалуй, самым логичным местом для возникновения 
ТП. Это крупнейший в России научный центр (37 институтов) с 13 тыс. 
сотрудников. 
 В 2009 году здесь по заказу Анатолия Чубайса было 
проведено исследование, которое выявило, что на этой территории работает
 около 300 инновационных фирм с годовой выручкой более 11 млрд рублей.
— Казалось, зачем нам технопарк, если и так все хорошо, — продолжает 
Дмитрий Верховод. — Но исследование показало, что около 55% компаний на 
тот момент имело выручку менее 1 млн долларов. Нам стали очевидны две 
проблемы. 
 Первая — инновационный бизнес не растет. Он застрял в 
стадии «заработать на хлеб с маслом». Вторая — отсутствие новой волны 
предпринимателей. Львиная доля обследованных компаний была создана в 
начале 90-х, когда в науке все было совсем плохо, и более-менее активные
 люди уходили в коммерцию. Мы определили три причины такого положения 
дел. Первая — отсутствия жизненного пространства. Почти вся недвижимость
 в Академгородке принадлежала СО РАН. Новые компании арендовали какие-то
 подсобки и гаражи и не были уверены в будущем. Вторая — отсутствие 
современной технологической инфраструктуры (особенно остро это ощущали 
на себе компании, реализующие проекты в сфере приборостроения, 
биомедицины и биотехнологий, новых материалов). И третья причина — 
дефицит жилья. Не имея возможности «закреплять» специалистов, мы 
лишались кадров. 
Необходимость в формировании ТП была очевидна. Решили создавать его 
по кластерной модели (всего их выделено четыре: биотехнологии, ИТ, нано-
 и новые материалы и приборостроение). Каждый кластер представляет собой
 пирамиду. Основание — специализированная инженерная инфраструктура. 
Выше — офисы, лаборатории и жилье. Еще выше — сервисная, финансовая, 
технологическая инфраструктура. Венчает все бизнес-инкубатор.
Кажется удивительно, но 14 компаний-резидентов Академпарка сами для 
себя в 2011-м построили комплекс производственно-лабораторных зданий 
общей площадью 19 тыс. кв. метров (участок предоставлен бесплатно, 
инженерия — за счет бюджета). В целом площадь ТП, который закончит 
строиться в 2014 году, составит 130 тыс. кв. метров, 71 тысяча будет 
построена на деньги области и федерации. В составе комплекса 
технологические центры, центры коллективного пользования, научных 
исследований и разработок, лаборатории, производственные помещения, 
офисы, четыре специализированных бизнес-инкубатора, фитнес-центр, 
гостиница.
Отдельная тема — жилье. Академпарк пользуется тремя программами. 
Первая — арендные дома для начинающих. Снять трехкомнатную квартиру 
стоит 15 тыс. рублей в месяц, из которых 25% субсидирует область, 25% — 
работодатель, срок проживания — пять лет. Вторая программа — ипотека. 
Так как Академпарк крупный заказчик, стоимость кв. метра не превышает 35
 тыс. рублей.    
Третья программа — собственный проект строительства крупного 
коттеджного поселка «Ложок» на 248 домов для состоявшихся сотрудников. 
 В целом инвестиции в проект должны составить 9,4 млрд рублей (без 
учета вложения в инженерную инфраструктуру), в том числе 5,37 миллиарда —
 частные деньги (57%). На 1 января 2013-го вложено 4,15 миллиарда 
(частных средств — 21%). Число резидентов — 240 (их выручка по итогам 
2012 года — 12,5 млрд рублей, 2,2 миллиарда — налоги), стартапов в 
бизнес-инкубаторе — 54.

Магнит талантов
Одним из определяющих элементов технопарка является «мягкая 
инфраструктура». Именно она позволяет создать среду, инновационный 
бульон, привлечь лучшие кадры.
— Для нас из всех программ наиболее важными являются 
бизнес-инкубирование и проведение летних и зимних инновационных школ, — 
замечает Дмитрий Верховод. — Школы — основной механизм появления новых 
бизнесов в технопарке. Летом мы получили около 400 заявок, отобрали 180,
 после работы с менторами, экспертами, консультантами в финал прошел 21 
проект, претендующий на статус резидента. В бизнес-инкубаторах ребятам 
платят символические деньги — по тысяче рублей в месяц за рабочее место.
 Они получают полный комплекс услуг — участие в мероприятиях, выставках,
 трэвел-гранты, консультационную поддержку, краш-тесты идей, их 
«доупаковку», субсидирование части услуг, в том числе по 
прототипированию. В 2012-м первые 12 компаний, зародившиеся в 
инкубаторе, стали резидентами технопарка.
Слабое место у Академпарка тоже есть — вывод компаний на рынок. ТП 
пока помогает участием в мероприятиях, выставках, профессиональных 
тусовках. Глобально, завоевание мирового рынка — задача самих 
резидентов. Правда, команда Академпарка обещает, что лет за десять 
освоит и эту экспертизу.
Резюме довольно простое. Факторы успеха технопарка как акселератора 
инновационного бизнеса — концентрация на сферах, в которых территория 
является лидером, тесная связь с научным сообществом и вузами, мощная 
команда менторов, консалтеров и экспертов, кластерный подход, 
заключающийся в организации hard- (инженерия, здания, жилье), middle- 
(технологические центры, оборудование) и soft-инфраструктуры (сервисы). В
 идеале нужно иметь подпитку стартапами снизу — из бизнес-инкубатора. 
 И еще нужно нечто неуловимое — инновационная атмосфера.   
Главным показателем эффективности технопарков, на наш взгляд, должен 
стать даже не рост действующих инновационных компаний, а генерация новых
 успешных бизнесов. Пока уральские ТП до этой стадии не дошли.
В подготовке материала участвовали Алена Лоскутова и Евгений Чечкин
Сергей Ермак