Главная » Аналитика инноваций » Современная экономика и общество. Аналитика » Планка для планов
Контакты English

Планка для планов

19.08.08

Вплоть до середины 2000-х годов шли жаркие споры по поводу того, нужна или не нужна России промышленная политика. Сегодня это риторический вопрос. Что собой представляет российская промполитика, как она реализуется и будет реализовываться в ближайшие годы в ряде ключевых отраслей — обо всем этом идет речь в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минпромэнерго РФ на 2008–2010 годы

Михаил Сидоров
Рисунок Константина Батынкова

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минпромэнерго РФ (ДРОНД) — это отчет о проделанной работе за прошлый год и планы на три следующих. Все российские «субъекты бюджетного планирования», а проще говоря — министерства, стали обязанными ежегодно готовить эти отчеты-планы после выхода соответствующего постановления правительства в 2004 году. Тогда в стране прошла бюджетная реформа, в результате чего в практику органов федеральной власти было введено трехлетнее бюджетное планирование, следовательно, и составление на указанный срок планов деятельности министерств.

Издержки конкуренции

В нынешнем ДРОНДе обозначены четыре стратегические цели, для достижения каждой из которых сформулировано по три-четыре тактические задачи. Цель первая (и центральная, сопряженная со всеми остальными) — развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики. Предполагается, что ее удастся достичь, если в 2008–2010 годах рост объемов производства в стране будет составлять 5,2–5,5% ежегодно, если объем ввода генерирующих мощностей с 2,3 ГВт в 2007 году возрастет до 19,3 ГВт в 2010-м, а энергоемкость ВВП, наоборот, сократится — с 71,4% в 2007 году до 64,2% в 2010-м (имеется в виду процент от энергоемкости ВВП в 2000 году). Кроме того, инвестиции в основной капитал предприятий обрабатывающего сектора (процент от общего объема инвестиций в основной капитал) должны возрасти с прошлогодних 43 до 47% в 2010 году, а темп роста производительности труда в промышленности (выработка на одного занятого) в ближайшие три года, включая нынешний, должен составлять около 9% ежегодно.

Первейшей задачей в деле достижения этой цели является содействие образованию эффективных предприятий в промышленности и энергетике. А главным показателем, который характеризует, насколько успешно решается эта задача, являются темпы роста экспорта промышленной продукции. Согласно планам Минпромэнерго в 2008–2010 годах поставки российской промышленной продукции за рубеж должны ежегодно увеличиваться на 2,3–3,7%. При этом предусмотрено, что удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции с 7% в прошлом году возрастет до 11% в 2010-м, а экспорт машин, оборудования и транспорта увеличится с 19,7 млрд до 25,6 млрд долларов.

Для создания и развития «эффективных экономических субъектов», в частности, намечено сформировать государственную политику в тех отраслях, где она на сегодняшний день практически отсутствует: в лесном комплексе, фармацевтической и легкой промышленности.

Таблица 1. ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»

Цель программы: создание конкурентоспособной отечественной гражданской авиатехники для переоснащения парка воздушных судов российских авиакомпаний и увеличения объемов экспорта продукции авиапромышленности

Показатели бюджетной программы 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем продаж финальной продукции, млрд рублей 28,8 44,6 59,1
Объем продаж в рамках кооперационных проектов, млрд рублей 4,5 4,8 4,9
Объем оказанных услуг послепродажного обслуживания новой авиатехники, млрд рублей 1,8 3 4,5
Объем продаж лицензий, млрд рублей 0,55 0,75 1,1
Объем продаж основных видов авиатехники, шт.:
Ил-96 3–5 3–5 4–6
Ту-204 12–14 11–13 9–11
SSJ 18–22 35–45 55–65
Бе-200 2–4 4–6 5–7
Ан-124 1–2 1–3
Количество получаемых в отрасли патентов, шт. 30 35 35
Затраты на реализацию программы, млрд рублей 12,537 15,886 17,953

Например, планируется разработать Стратегию развития лесного комплекса на период до 2020 года, где будут сформулированы механизмы совершенствования законодательства по воспроизводству, защите лесов и лесопользованию, механизмы стимулирования притока инвестиций в отрасль, а также меры по защите отечественного лесоперерабатывающего бизнеса и по созданию предприятий глубокой переработки сырья. При этом для развития легкой и текстильной промышленности предполагается субсидировать предприятия отрасли — им будут возмещать часть затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на покупку сырья и материалов.

В то же время планируется использовать механизмы межправительственных комиссий по сотрудничеству с иностранными государствами для более активного продвижения российских интересов в области промышленности и энергетики, а также повысить их роль в продвижении российской продукции на зарубежных рынках. В этом направлении, в частности, предусмотрены меры по содействию в организации совместных производств, проектов и производств российской продукции в третьих странах.

Как отмечается в ДРОНДе, ситуация на глобальных промышленных и энергетических рынках сегодня такова, что реально конкурировать на них могут лишь очень крупные компании. Поэтому Минпромэнерго прилагает и планирует прилагать в дальнейшем все усилия для создания и развития таких компаний в России. В частности, с этой целью предполагается приобретать дополнительные акции, выпускаемые при увеличении уставного капитала ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» и др.

Обработка роста

Для удовлетворения растущего внешнего и внутреннего спроса на энергоносители Минпромэнерго РФ предусматривается развитие транспортной инфраструктуры нефтегазовой отрасли и, как следствие, повышение пропускной способности газо- и нефтепроводов. Грузопоток российских нефтепроводов в 2008–2010 годах будет увеличиваться в среднем на 2,8% ежегодно, газопроводов — примерно на 2,7% в год

В ДРОНДе предусмотрено, что доля газа, добытого независимыми компаниями, должна увеличиться к 2010 году с нынешних 16 до 19,8% от общего объема добычи

Вторая задача в рамках повышения конкуренции российской экономики — поддержка разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизации и реконструкции производственных мощностей. Главный показатель решения этой задачи — рост объемов производства в обрабатывающей промышленности, который, согласно ДРОНДу, в 2008–2010 годах составит более 6% ежегодно. При этом доля производства в обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства должна возрасти с 66,7 до 69,6%.

В рамках решения данной задачи должны быть реализованы важнейшие инновационные проекты. Это, например, разработка и организация серийного производства новых поколений зерноуборочного комбайна и гусеничного трактора, семейства двигателей для грузовых автомобилей, отвечающих требованиям «Евро-2», «Евро-3» и «Евро-4», а также семейства универсальных роботов для массовых автоматизированных производств машиностроительной продукции, разработка и внедрение нового антибактериального, противовирусного и противогрибкового препарата FZ-101 и др.

Вместе с тем намечен целый ряд мер по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным российскими компаниями для приобретения отечественной техники, технического перевооружения, производства экспортно ориентированной продукции. Например, будут поддержаны транспортные и лизинговые компании (закупка российских гражданских судов и самолетов), предприятия-экспортеры, производители авиационных двигателей, «дочки» и зависимые компании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (техническое перевооружение).

Кроме того, Минпромэнерго РФ планирует доработать и реализовать Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года. Стратегия предполагает разработку и освоение крупнотоннажных производств полимеров нового поколения, малотоннажной химической продукции, включая нанотехнологии и новые виды катализаторов и др.

Наконец, третья задача — разработка и реализация мер по энергои ресурсосбережению в промышленноэнергетическом секторе и сфере потребления. Решение этой задачи предполагает, что удельное потребление электроэнергии снизится с 40,3 киловатт-часа на 1 тыс. рублей ВВП в 2007 году до 37,7 в 2010-м. Удельное потребление газа — соответственно с 19,9 кубического метра на 1 тыс. рублей ВВП до 17 кубических метров. Энергоемкость российского ВВП в ближайшие три года должна снижаться в среднем примерно на 3–4% в год.

Ключевую роль во всем комплексе ресурсосбережения играет энергосбережение: обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики, как отмечается в ДРОНДе, возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.

Суть решения этой задачи — реализация потенциала энергосбережения в промышленности, а учитывая, что энергоемкость российской промышленности в два-четыре раза превышает показатели развитых стран, этот потенциал огромен — по оценкам Минпромэнерго, он составляет около 400 млн тонн условного топлива, или порядка 40% потребления энергии в стране. Для решения задачи Минпромэнерго планирует подготовить проект документа «О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении”», разработать совместно с Минэкономразвития правительственное распоряжение по стимулированию сбережения энергетических ресурсов, а также разработать предложения по развитию возобновляемой энергетики.

На реализацию потенциала энергосбережения направлена ныне составляемая ФЦП «Повышение эффективности энергопотребления в РФ» на 2009–2010 годы и на перспективу до 2015 года. Программа предусматривает формирование механизмов рационального потребления энергетических ресурсов, создание инфраструктуры и условий эффективного развития энергосберегающего бизнеса, организацию промышленного производства машин, оборудования, приборов и технологий для решения задач энергосбережения, разработку и внедрение энергосберегающих технологических процессов и энергоэффективного оборудования и другие мероприятия.

Энергичное решение

Вторая стратегическая цель Минпромэнерго — повышение эффективности ТЭКа и обеспечение энергобезопасности. Планируется, что удельные расходы условного топлива на киловатт-час отпускаемой электроэнергии снизятся в течение трех лет на 10 граммов и составят в 2010 году 323,4 грамма. Вместе с тем глубина переработки нефти на НПЗ должна возрасти более чем на 3,5% — до 75%. А доля эффективного использования попутного газа, согласно планам, повысится с 73% в 2007 году до 90,7% в 2010-м.

Важнейшей тактической задачей при достижении поставленной цели является проведение структурных преобразований в энергетике. Например, запланирована либерализация газового рынка (развитие рыночных механизмов в отрасли) и расширение института независимых (негосударственных) газодобывающих компаний. Доля добытого ими газа должна увеличиться к 2010 году с нынешних 16 до 19,8% от общего объема добычи голубого топлива.

В угольной промышленности убыточные предприятия прекратят свою деятельность. При этом Минпромэнерго предусматривает субвенции на проведение программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Предполагается и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов в угольной отрасли.

Таблица 2. ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 годы»

Цель программы: обеспечение технологического развития промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий для производства конкурентоспособной и наукоемкой продукции

Показатели бюджетной программы 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Переданные в производство технологии, обеспечивающие конкурентоспособность конечного продукта, шт. 41–47 61–69 49–56
Патенты и др. документы, удостоверяющие новизну технологических решений, шт. 49–56 58–65 45–53
Вновь разработанные технологии мирового уровня, шт. 42–48 55–63 45–53
Технологии, переданные в производство, патенты и вновь разработанные технологии по базовым технологическим направлениям, шт.:
технологии новых материалов 81–85 109–112 69–72
общемашиностроительные технологии 10–13 20–23 22–25
базовые технологии энергетики 9–12 13–16 14–19
Технологии перспективных двигательных установок, шт. 7–10 6–8 8–10
Химические технологии и катализ, шт. 11–13 12–16 6–9
Технологии морской техники для экстремальных природных условий, шт. 3 3–5 5–8
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты от опасных заболеваний, шт. 11–14 10–13 12–15
Затраты на реализацию программы, млрд рублей 3,514 4,397 5,293

Позиция Минпромэнерго в отношении стратегии реформирования электроэнергетики остается неизменной и определяется правительственным постановлением «О реформировании электроэнергетики РФ» от 2001 года. Для развития отраслевой инфраструктуры рассматриваются преимущественно тарифные и бюджетные источники инвестиций. Так, например, запланировано приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС», «Федеральная гидрогенерирующая компания» и «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление ЕЭС». В развитии тепловой энергетики основное внимание уделяется привлечению частных инвесторов и дальнейшей либерализации рынка электроэнергии.

Одна из главных задач, намеченных Минпромэнерго, — поддержка разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизации и реконструкции производственных мощностей. Главный показатель решения этой задачи — рост объемов производства в обрабатывающей промышленности, который в 2008–2010 годах должен составлять более 6% ежегодно

Следующая задача — рационализация добычи и использования ресурсов на предприятиях ТЭКа, развитие перспективных направлений энергетики. Для ее решения Минпромэнерго планирует содействовать технологическому перевооружению предприятий, совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования ТЭКа, разрабатывать и внедрять нормы и стандарты, соответствующие мировому уровню. Предусматривается финансовая поддержка «энергетических» инноваций. Кроме того, Минпромэнерго разрабатывает комплекс мер по рациональному использованию попутного газа и дорабатывает пакет законопроектов, направленных на более эффективное использование нефтяных запасов.

Еще одна насущная задача — диверсификация и региональное развитие топливно-энергетической инфраструктуры. Ее решение предполагает увеличение грузопотока нефтепроводов в 2008–2010 годах в среднем на 2,8% ежегодно, газопроводов — примерно на 2,7% в год, повышение темпов ввода ЛЭП (220 кВ и выше) — с 0,56 тыс. км в 2007 году до 5,9 тыс. км в 2010-м.

В настоящее время Минпромэнерго ведет активную работу по продлению срока действия Энергетической стратегии России до 2030 года — основного стратегического документа в области энергетики. На его концептуальных положениях базируются генеральные схемы развития отдельных инфраструктур — электроэнергетической, газовой, нефтепроводной.

Основополагающее значение для решения проблем диверсификации и развития региональной инфраструктуры имеет развитие Единой энергетической системы России. Недавно правительство утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. В этом документе на уровне площадок расписано развитие электроэнергетической отрасли. Также планируется разработка и реализация программ мероприятий по недопущению дефицита электрической мощности.

Для удовлетворения растущего внешнего и внутреннего спроса на энергоносители предусматривается развитие транспортной инфраструктуры нефтегазовой отрасли и, как следствие, повышение пропускной способности газои нефтепроводов.

Важная часть данной тактической задачи — диверсификация экспортных направлений транспортировки энергоресурсов. Это означает открытие новых рынков сбыта для российского ТЭКа, создание соответствующей инфраструктуры для развития регионов России и повышение национальной безопасности. Меры по созданию энергетической инфраструктуры предусмотрены в ряде федеральных целевых программ по развитию регионов (Калининградская область, Дальний Восток и Забайкалье, Курильские острова и др.).

Четвертая (и последняя) задача в рамках повышения эффективности ТЭКа — стимулирование опережающего воспроизводства ресурсно-сырьевой базы. Частично эта задача затрагивает вопросы повышения энергоэффективности, но в то же время является самостоятельной частью политики Минпромэнерго РФ в сфере энергобезопасности страны.

Чтобы значительные запасы полезных ископаемых сохранились как источник конкурентных преимуществ России в долгосрочной перспективе, необходимо эффективное использование уже разведанных запасов и обеспечение соответствующего прироста новых. Но если в газовой отрасли в настоящее время существует определенный паритет между добычей и разведкой, то в нефтянке наблюдается негативная тенденция: объемы добычи нефти все больше отрываются от объемов вновь разведанных месторождений.

Для исправления ситуации Минпромэнерго планирует совместно с Минприроды совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере недропользования, предполагается более глубоко проработать механизмы государственного участия в геологоразведке. В результате реализации этих мер прирост запасов на разведанных новых месторождениях нефти и газового конденсата в ближайшие три года должен превысить добычу этих углеводородов на 3,6% (коэффициент восполняемости).

Военные марши

Третья стратегическая цель Минпромэнерго — развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в интересах повышения уровня национальной безопасности и инновационного развития экономики.

В цифрах достижение этой цели выглядит следующим образом. Объемы производства оборонной продукции в 2008–2010 годах будут увеличиваться в среднем на 12,2% в год. Доля инновационной продукции в общем объеме производства ОПК должна повыситься с нынешних 7 до 10% в 2010 году. Темпы роста общего объема инвестиций в основной капитал предприятий оборонки в ближайшие три года будут составлять примерно 14,7% ежегодно. А объемы экспорта вооружений и военной техники стабилизируются на уровне 7,5 млрд долларов в год.

Одна из ключевых тактических задач для достижения данной цели сформулирована в ДРОНДе как обеспечение разработки и производства новых видов вооружений, военной и специальной техники и другой высокотехнологичной продукции ОПК. На решение этой масштабной задачи работает целый ряд федеральных целевых программ, и еще ряд программ планируется разработать в ближайшую трехлетку.

Таблица 3. ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы»

Цель программы: развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности

Показатели бюджетной программы 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Достигаемый технологический уровень электроники, мкм 0,18 0,13 0,13
Объемы продаж электронной и радиоэлектронной продукции, млрд рублей 58 70 95
Разработанные базовые технологии в области электронной компонентной базы и радиоэлектроники, шт. 13–15 64–70 45
Объекты электронных производств, перевооружающихся на основе передовых технологий, шт. 1 4 5
Завершенные поисковые научно-исследовательские работы, шт. 2 6 6–8
Реализованные мероприятия по созданию электронной компонентной базы мирового уровня, шт. 7–8 5–8 5–6
Затраты на реализацию программы, млрд рублей 4,885 6,04 6,53

Например, в рамках ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2007–2010 годы и на период до 2015 года» и подпрограммы «Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России на 2007–2008 годы» разрабатываются и внедряются критические технологии и создаются новые производственные мощности — для производства приоритетных образцов вооружения, военной и спецтехники.

Таблица 4. ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы»

Цель программы: развитие научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники

Показатели бюджетной программы 2009 г. 2010 г.
Вновь разработанные технологии, шт. 20–25 40–50
Патенты и др. документы, удостоверяющие новизну технологических решений, шт. 15–20 40–60
Доля обновленных и новых основных производственных фондов НИИ и КБ отрасли, % 9,5 11,5
Доля инновационных работ гражданской направленности в общем объеме НИОКР отрасли, % 8,2 12
Затраты на реализацию программы, млрд рублей 3,933 8,505

Среди мероприятий ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» (см. таблицу 1) предусмотрены модернизация выпускаемой авиатехники, в том числе улучшение эксплуатационных характеристик самолетов, создание конкурентоспособного на мировом рынке семейства гражданских самолетов (ввод в эксплуатацию — в 2012–2015 годах) и др.

Доля производства в обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства России должна возрасти с нынешних 66,7 до 69,6% в 2010 году

Основу программных мероприятий ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011» (см. таблицу 2), призванной обеспечить технологическое развитие отечественной промышленности, составляют восемь базовых направлений: новые материалы, общемашиностроительные и энергетические (ядерные и неядерные) технологии, перспективные двигательные установки, химические технологии и катализ, морская техника для экстремальных условий, обеспечение безопасности жизнедеятельности, диагностика и защита от опасных заболеваний, системно-аналитические исследования проблемы развития базовых технологий. Также на решение задачи производства новых видов вооружений направлены федеральные программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы» (см. таблицу 3) и «Глобальная навигационная система».

Помимо этого Минпромэнерго в ближайшее время планирует разработать стратегии развития промышленности обычных вооружений, газотурбинного двигателестроения и ФЦП с длинным названием «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2009–2011 годы и на период до 2015 года». В то же время на ближайшее время намечено начало реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы» (см. таблицу 4) и Стратегии развития судостроительной промышленности, включая создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности, разработку стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и др.

Следующая задача в секторе ОПК — развитие мощностей по утилизации обычного и химического оружия, обеспечение ядерной и радиационной безопасности. ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005–2010 годы)» предусматривает, что в этом году будут введены в строй пять региональных центров утилизации, а по итогам программы будет реконструировано десять спецпредприятий, что позволит провести полномасштабную утилизацию ВВТ с применением современных технологий. В 2010 году, согласно ДРОНДу, объем утилизированных обычных вооружений составит 100% от потребностей. Что касается химического оружия (ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в РФ»), то к 2010 году планируется уничтожить 76,2% от потребностей (химоружие I степени).

При этом программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» предполагает в нынешнем году разработку технологий и оборудования для вывода из эксплуатации, реабилитации и реконструкции ядерно и радиационно опасных объектов и переработки накопленных радиоактивных отходов. Венцом программы станет создание отраслевой системы предупреждения и ликвидации аварий на всех ядерных ФГУПах.

Последняя «оборонная задача» Минпромэнерго — повышение эффективности управления предприятиями ОПК — предусматривает формирование интегрированных структур ОПК, создание системы контрактов, которая бы обеспечила коммерциализацию инновационной деятельности. В частности, планируется создание необходимой инфраструктуры, включающей центры передачи технологий и коллективного использования высокопроизводительного оборудования. Также планируется усовершенствовать систему ценообразования на продукцию ОПК: сократить масштабы трансферного ценообразования, создать справедливые механизмы оценки затрат и установить нормы прибыли в рамках гособоронзаказа. В результате решения этой задачи доля объемов производства интегрированных структур вырастет с сегодняшних 33 до 45% в 2010 году, количество убыточных предприятий сократится на 2%, объем продукции, выпущенный убыточными предприятиями, снизится на 1,5%.

А последней стратегической целью, обозначенной в ДРОНДе, является создание системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики.

Деятельность Минпромэнерго в рамках достижения этой цели направлена на повышение конкурентоспособности промышленности благодаря переходу на двухуровневую систему: технические регламенты и стандарты. Происходящая в России реформа технического регулирования должна снизить административную нагрузку на экономику, гармонизировать обязательные требования к продукции и стимулировать развитие системы национальных стандартов и обеспечить стабильность системы технического регулирования. В современных условиях эта система служит универсальным инструментом нетарифного регулирования и позволяет повысить как внешнюю, так и внутреннюю конкурентоспособность российской экономики.


 
Источник:
 Журнал «Энергия промышленного роста»