Наука и технологии |
Пришло время дизайна16.10.06 В России начал развиваться рынок услуг промышленного дизайна. Превратиться в серьезную индустрию он сможет, если предприниматели поверят в силу дизайна, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни
Это в Европе. В нашей стране все пока намного проще. Сегодня у нас только заговорили о роли дизайна в промышленности и в общественной жизни. Причем заговорили не только профессиональные дизайнеры, но и правительственные чиновники — без упоминания о дизайне сегодня не проходит ни одно заседание правительства по экономическим вопросам.
Впрочем, у наметившегося оживления в коридорах власти есть и объективные причины: в последние годы в стране начал развиваться рынок услуг промышленного дизайна. Существующие дизайн-студии, а их пока очень немного, говорят о том, что спрос со стороны предпринимателей на услуги в области промышленного дизайна стабильно растет. Более того, сегодня уже есть готовые продукты, которые реализуются в отечественной рознице: это фильтры для очистки воды, тепловые конвекторы, канцтовары, телевизоры, телевизионные антенны, микроволновые печи и многое другое. Сами же дизайн-студии, до недавнего времени в основном занимавшиеся дизайном интерьеров и графическим дизайном (рекламный, журнальный, книжный дизайн, разработка логотипов, упаковка) сегодня формируют отделы промдизайна и заявляют о том, что промышленный дизайн становится для них приоритетным направлением деятельности. Пока этот рынок находится в самой начальной стадии своего развития. «Сегодня мы переживаем некий промежуточный этап, когда потребность в промдизайне уже есть, а осознание этой потребности, и понимание того, как промдизайн может быть включен в существующие бизнес-процессы, только просыпается», — говорит Александр Матвеев. Однако уже сейчас можно сказать, при каких условиях эта объективная потребность может превратиться в большой рынок. Потребность дифференцироваться Кто же предъявляет спрос на услуги российских промдизайнеров? Условно заказчиков можно разделить на три группы. Первая — это торговые компании, которые занимаются реализацией OEM— и ODM−продуктов*. Суть OEM— и ODM−схем состоит в следующем. Отечественные поставщики массовых товаров (электроника, одежда, обувь и прочее) приезжают, как правило, в Китай, где закупают у местных производителей либо комплектующие, которые затем используют для создания или комплектации собственного товара под своим брендом (OEM-производство), либо готовый продукт, получая эксклюзивные права продажи на Россию или СНГ у китайцев, которые ставят на этот продукт нужный российскому поставщику бренд (ODM-производство). Цель использования этих схем — удешевление конечного продукта. Такими схемами пользуется большинство компаний по всему миру. Из тех же китайских комплектующих создаются товары с европейскими брендами, на продажу готовых китайских продуктов эксклюзивные права получают многие другие производители, которые потом везут их на российский рынок. В итоге наш рынок наполняется однотипными, а зачастую и просто одинаковыми товарами под разными брендами. Российский производитель или поставщик никак не может дифференцироваться — ни по цене, ни по качеству, ни по дизайну — и поневоле начинает думать о разработке собственного продукта. В основном заказы на промышленный дизайн от подобных компаний-поставщиков появляются в таких отраслях, как бытовая электроника, канцтовары, товары для дома. Вторая группа заказчиков это небольшие компании, работающие в узких рыночных нишах и пытающиеся создать уникальный с точки зрения внешнего вида или же и вовсе инновационный продукт. В основном подобного рода заказы дизайнерам поступают от нишевых компаний, занимающихся, например, производством медтехники, спортивных тренажеров, систем безопасности, бытовых фильтров.
Почему же спрос на отечественный промдизайн возник именно сейчас? Тому есть несколько причин. Первая: раньше нашим предпринимателям было не до дизайна. «Дизайн — это инструмент, который эффективно работает, когда все остальное в производстве и продажах отлажено. Возможность полноценно использовать эти услуги у компаний возникает лишь на определенном этапе их развития», — говорит Александр Матвеев. К настоящему моменту большинство российских компаний смогли создать функционирующую производственно-сбытовую систему и стали думать о формировании собственного стиля и уникальных продуктах. Вторая причина — ассортиментное однообразие на рынке. «Сегодня у локальных производителей появляется потребность в формировании своего лица за счет уникального продукта. Один логотип, размещенный на изделии, уже не играет дифференцирующей роли. На первый план выходят реальные потребительские качества продукта, а их может обеспечить только дизайн», — говорит г-н Матвеев. Размещение заказов на собственный дизайн в Европе или даже во многих китайских студиях пока слишком дорого для отечественных производителей, поэтому они обращается к российским дизайнерам. Относительная дороговизна подобных услуг за рубежом — третья причина роста интереса производителей к внутреннему рынку услуг по промышленному дизайну. Поиск баланса Кто сегодня предлагает на рынке услуги по промышленному дизайну? Безусловно, есть фриланс-дизайнеры, работающие по заказам различных компаний. Их деятельность в целом не оказывает существенного влияния на развитие рынка, поскольку они не в состоянии справиться с серьезными проектами, где требуется многопрофильная команда специалистов. Есть несколько независимых дизайн-бюро, имеющих полностью реализованные — от идеи до магазинного прилавка — проекты. Лидеры этого рынка — Студия Артемия Лебедева и компания «Смирнов Дизайн»: в их портфеле десятки реализованных проектов и они активно продвигают свои услуги. На счету остальных дизайнерских команд — Studio.Designet, Ostengruppe, Aleshin Studio, Designworks, Espo, «Палио», i-Design и др. — пока единицы реализованных проектов. Большинство дизайнерских студий расположено в Москве, и лишь небольшая часть рассеяна по другим крупным городам России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тольятти).
В активе студии «Смирнов Дизайн» более шестидесяти проектов. Среди них разработка дизайна корпуса УЗИ-аппарата для «Спектромеда», камеры слежения, GSM-модема, GPS-позиционеров для «Видеофона МВ»; разработка и внедрение в производство дыхательного тренажера для компании «Спорт Технолоджи»; разработка и производство фильтра для очистки воды «Барьер» по заказу «Меттэм-Технологии»; разработка дизайна канистр «Тосол Север» и Nord; смена всей линейки электропродукции Pilot и ряд других проектов, а также большое количество средств связи и электротехнической продукции. Среди реализованных проектов Студии Артемия Лебедева, которых сегодня свыше тридцати, — разработка и внедрение в производство новой формы шоколада и шоколадных конфет для компании «Верность качеству», дизайн телевизионной антенны по заказу фирмы «Локус», дизайн отопительных батарей по заказу компании «Изотерм», телевизоров «Сокол», дизайн серии микроволновых печей для Samsung Electronics и многое другое. Проект создания печей Sweetheart для Samsung Electronics — первый случай сотрудничества в области промышленного дизайна транснациональной корпорации и российской дизайнерской компании. До этого компания Samsung сотрудничала с такими известными европейскими студиями, как Porsche и Pininfarina. Один из последних проектов отдела промдизайна Студии Артемия Лебедева — разработка для китайской корпорации BBK уникального интуитивного интерфейса для всей ассортиментной линейки DVD-плееров компании и дизайн пультов дистанционного управления.
Несмотря на то что рынок дизайнерских услуг только начинает формироваться, сегодня уже видна некоторая специфика дизайн-студий. Так, компания «Смирнов Дизайн» — это дизайн-бюро полного цикла, которое с самого начала специализировалось на промышленном дизайне, в большей степени ориентируется не на креатив, а на маркетинг и оперативное внедрение разрабатываемого продукта. Сергей Смирнов, директор компании, еще в студенческие годы сделавший для НПО «Электротехника» электровыключатель, ставший флагманом производства на многие годы, считает, что «главное — сделать не дизайн, а изделие, где дизайн — одно из конкурентных преимуществ наряду с технологичностью и рыночной востребованностью». Поэтому основной акцент при формировании своей команды Смирнов сделал на наличие конструкторов и создание отдельной компании, занимающейся производством пресс-форм. У Студии Артемия Лебедева сильна креативная составляющая; кроме того, студия оказывает своим клиентам более широкий спектр услуг. Как правило, собственно дизайнерской работе над конкретными изделиями предшествует целый ряд проектов — создание сайта компании-заказчика, разработка его фирменного стиля, полиграфической рекламной продукции. «Заказ на дизайн микроволновых печей — закономерное продолжение нашего сотрудничества со студией, — говорит менеджер по маркетингу компании Samsung Оксана Сысоева. — Мы работаем с ней с 1999 года, за это время было выполнено сорок пять проектов, в числе которых корпоративный сайт компании, промосайты, интернет-игры, рекламная продукция». О многоплановом сотрудничестве со студией Лебедева говорят и в корпорации BBK: «Создание в одной студии дизайна наших изделий и разработка промосайта под новую стратегию продвижения позволят нам быстрее и лучше донести наши идеи до потребителя. Кроме того, в студии Лебедева нас привлекло то, что она бралась одновременно и за дизайн, и за создание интерфейса DVD-плееров. Это редкость на рынке дизайнерских услуг, быстро найти такую западную компанию нам не удалось», — говорит Михаил Крундышев.
Основной доход дизайн-студиям приносят заказы на разработку дизайна. Однако многие компании создают и собственный продукт. Этим, например, занимается Студия Артемия Лебедева, один из самых ярких проектов которой — компьютерная клавиатура Optimus. Судя по отзывам на сайте компании, этот продукт получил большой отклик в мире компьютерной техники и электроники. По мнению дизайнера студии Тимура Бурбаева, благодаря этому проекту за рубежом многие узнали о том, что в России есть промышленный дизайн. Компания Ostengruppe занимается продвижением собственных концептов мебели, игрушек, светильников. Работа в стиле домов высокой моды — сначала подиум, потом заказчик — пока не приносит дизайнерам больших доходов, зато дает эстетическое удовлетворение, которое не всегда можно получить, выполняя чьи-то заказы. Найти оптимальный баланс между собственным художественным вкусом и потребностями рынка — очень непростая задача, для ее решения нужен опыт. Грамотное решение в конечном итоге и определяет успех или неуспех дизайнерского продукта на рынке. Путь, который нужно пройти вместе Чего уже достиг отечественный промдизайн и каких сложностей можно ожидать на пути его развития? Несомненный успех состоит в том, что российские заказчики все чаще обращаются в дизайн-студии, в результате чего рынок получает новый продукт.
«Мы не сразу обратились к дизайнерам, — говорит Николай Нагулин, генеральный директор компании “Спектромед”. — Мы думали, что как специалисты в медтехнике сами придумаем новый аппарат. Но ничего не получилось, мы только потеряли время. Пришлось побороть свою гордыню и обратиться к дизайнерам. И ребята (компания “Смирнов Дизайн”. — “Эксперт”) все сделали профессионально. Получился современный УЗИ-аппарат, не уступающий европейским аналогам». О том же говорит и Борис Дышко, генеральный директор компании «Спорт Технолоджи», занимающейся созданием инновационных продуктов в области спорта и активного отдыха: «Сначала мы попытались сами произвести свой тренажер, что называется, “на коленке” — получился ужас. Мы поняли, что нужно обратиться к профессионалам. В компании “Смирнов Дизайн” мы увидели очень профессиональный подход к решению нашей задачи. Дизайнеры предложили прекрасный внешний вид изделия, выполнили все наши технические требования, например по весу, возможностям крепления, выбрали хорошие материалы, сделали продукт эргономичным. Сейчас мы точно знаем: если ты хочешь делать все по-взрослому, надо идти к дизайнерам!» Многим компаниям, в том числе глобальным, создание нового продукта с помощью дизайнеров позволило получить флагманскую модель, которая в дальнейшем стала основной для продвижения всего модельного ряда. Это касается, например, печи Sweetheart компании Samsung. В Samsung говорят, что новая печь успешно продается, а ее продвижение позволило привлечь внимание ко всему ассортименту. Впрочем, не всем заказчикам удается сразу найти контакт с нужным ему дизайнером или студией. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема, с которой сегодня сталкиваются не только начинающие, но даже имеющие опыт дизайнерские команды. «Для семидесяти процентов наших дизайнеров все заканчивается рисунками, и мало кто может продвинуться дальше», — говорит Александр Таскаев, заместитель генерального директора по развитию компании «Видеофон МВ». Слабое место многих дизайнерских компаний — разработка конструкторской документации, последующее производство пресс-форм и запуск серийного производства. «Дизайнер может нарисовать картинку, а дальше — пропасть. Он рисует дизайн, закладывает параметры, но потом по этим параметрам ничего нельзя произвести, — говорит генеральный директор компании “Сокол” Дмитрий Тиманов. — Мы потратили почти два года, чтобы дизайнерский рисунок телевизора довести до реального производства. Мы отсылаем наброски производителю пресс-форм, он говорит, что из этого произвести ничего нельзя: там надо отверстия увеличить, там стенки толще сделать, чтобы телевизор сам в себя не схлопнулся, и так далее. Мы показываем эти дополнения дизайнерам — теперь они падают в обморок. Мы убили на согласования кучу времени, что для столь быстро меняющегося рынка, как бытовая электроника, недопустимо, и вышли из этого проекта с четким пониманием: никакого промдизайна у нас пока нет».
Трудности с реализацией дизайнерских разработок на российском рынке вполне объяснимы: у наших дизайнеров недостаточно опыта, в стране не хватает надлежащей производственной инфраструктуры, да и вообще рынок создания новых продуктов только зарождается. «На Востоке и Западе есть специальные бюро, которые занимаются только определенными видами техники. Обычно дизайнерская компания работает в паре с производителем пресс-форм», — говорит Дмитрий Тиманов. Большинство участников рынка в целом относятся к этим проблемам с пониманием — как к неизбежным трудностям на пути становления рынка. Правда, этот путь и заказчики, и дизайнеры, видимо, должны пройти вместе. Собственно, в желании заказчика набираться опыта вместе с дизайнерами и кроются перспективы решения многих проблем. «Если есть острое желание заниматься этим (промдизайном. — “Эксперт”) вместе, то и дизайнеры научатся, и клиенты поймут, зачем им это нужно», — говорит Тимур Бурбаев. Заказчики тоже учатся Впрочем, и у дизайнеров есть свои претензии к заказчикам. Например, руководство компаний не всегда знает производственные возможности собственного предприятия или же без должных оснований заверяет дизайнера в том, что предприятие сможет произвести любой продукт. А когда это оказывается невозможным, обвиняет дизайнера в неправильно выполненной работе.
Кроме того, зачастую созданные дизайнером новые продукты нуждаются в дополнительных затратах на продвижение, и заказчики не всегда адекватно оценивают свои возможности. Характерный пример — сотрудничество Студии Артемия Лебедева с компанией «Верность качеству». Дизайнеры разработали новую форму шоколада и конфет и провели рестайлинг упаковки. В результате на рынке появилась продукция со строгим авангардным дизайном, выделяющаяся на общем цветочно-лубочном фоне упаковок. «Отличный продукт», — говорят дизайнеры. Но продавался он трудно. Сегодня, по словам управляющего директора по развитию компании Юрия Пирожка, шоколад продается хорошо. Правда, со временем в лебедевский дизайн коробок для конфет добавили цветочков, а коробки в строгом авангардном стиле успешно продаются на куда более продвинутом японском рынке. «Думать, что новый продукт без рекламы, без продвижения побьет все рекорды по продажам, — это иллюзия. На людской молве не перебить рекламный напор транснациональных компаний», — говорит Тимур Бурбаев. На самом деле большинство заказчиков это понимают и либо рассчитывают на увеличение затрат на продвижение, либо останавливают свой выбор на умеренно стильных продуктах. «Если продукт будет суперуникальным, он не будет активно продаваться», — говорит Дмитрий Тиманов. Кстати, это непреложное правило для массового рынка, где потребитель весьма консервативен и очень осторожно относится к новинкам. Еще одна особенность наших заказчиков состоит в том, что они вообще редко понимают, чего именно хотят. По мнению дизайнеров, очень часто люди загораются, но, когда узнают, что промдизайн — вещь долгосрочная, требует больших вложений и кропотливой работы, теряют к этому интерес. Предприниматель должен очень хорошо понимать, зачем ему в принципе нужен дизайн новых вещей.
Наконец, еще одна больная тема для дизайнеров — стоимость их услуг. Понятно, что пока отечественные дизайн-бюро не могут продавать себя как знаменитые европейские ателье. Но многие отечественные заказчики не готовы платить за дизайн даже по себестоимости. «На Западе заказ простейшей отвертки или пластикового ведра в дизайн-студии средней руки обойдется где-нибудь в сто пятьдесят-двести тысяч долларов. В России же стоимость промдизайна дешевле на порядок, а то и на два, что уже ниже демпинговой отметки. Многие заказчики еще по советской традиции воспринимают расходы на дизайн как гонорар “свободным художникам”: художник написал картину, ему выписали гонорар, он его пропил. Это очень тормозит развитие рынка. К счастью, вместе с появлением на рынке российских продуктов, наглядно демонстрирующих эффективность дизайна, начинает формироваться и отношение клиентов к дизайнерским услугам как к серьезному бизнесу, а к вложениям в дизайн — как к выгодным инвестициям», — говорит Александр Матвеев. Коммуникация как конкурентное преимущество
Китайским же дизайн-студиям, чьи услуги по цене могут конкурировать с российскими, очень трудно дается проектирование вещей, рассчитанных на рынки других стран, с другой культурой потребления. «Китайцы даже цвета по-другому воспринимают, то же касается форм и подбора материалов. Они не чувствуют того, что нужно нашему потребителю», — отзываются российские дизайнеры о своих китайских коллегах. В России уже наметился круг отраслей, где промышленный дизайн, скорее всего, будет активно задействован уже в ближайшее время: это всевозможные изделия из пластика, различное спецоборудование — средства связи, системы безопасности, спортивные тренажеры, медицинское оборудование, мебель, светильники, товары для дома и офиса.
Возможно, отчасти распространению промдизайна в нашей стране будет способствовать и рассматриваемая сегодня правительством концепция развития дизайна: Минэкономразвития недавно разработало и внесло в правительство проект этой концепции. Основной результат, которого ожидают дизайнеры от реализации этой концепции в ближайшее время, — помощь в подготовке специалистов в вузах и информирование промышленности о возможностях дизайна. «То, что государство обратило внимание на дизайн, — очень хороший индикатор, — говорит Александр Матвеев. — Теперь важно вырулить в правильном направлении. Как всегда, при появлении господдержки возникают риски, что кто-то захочет этим воспользоваться для получения преференций на рынке. Мы заинтересованы в том, чтобы эта поддержка была прежде всего информационной, организационной, образовательной. Но ни в коем случае не должно быть непосредственной раздачи денег участникам рынка даже под самые многообещающие проекты, иначе появится немало желающих поделить пирог в свою пользу, разрушив при этом еще не сформированный рынок». По словам Артема Шадрина, начальника отдела программ социально-экономического развития департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития, деньги на развитие дизайна в России должны быть выделены и пойдут в основном на переоснащение технологической базы вузов, подготовку кадров, создание региональных консультационных центров по развитию дизайна. «Мы рады тому оживлению, которое царит сейчас в коридорах власти по поводу развития дизайна в нашей стране, — говорит Сергей Смирнов. — Но пока это оживление несколько формального характера. По существу же мы ждем бизнеса. И помощь прежде всего нужна бизнесу, чтобы производство в нашей стране активнее развивалось, тогда и у нас все будет хорошо». *OEM (Original Equipment Manufacturer) — производитель комплектного оборудования. ODM (Original Design Manufacturer) — производитель готового продукта собственной разработки. Лина Калянина Источник: «Эксперт» |