Наука и технологии |
Рост на фоне падения: о динамике рынка ИТ-услуг27.02.07 Прошлогодние предположения о возможности переживания российским рынком ИТ-услуг фазы нового «бума», или хотя бы насыщении его темпов роста на уровне 30-35% сегодня кажутся все менее вероятными. Сегодня ясно — рост рынка происходит на фоне стремительного падения темпов. Сектор того типа высокотехнологичных услуг, которые основаны на росте реальных доходах населения (мобильная связь, спутниковое телевидение и т.д.), по-прежнему сохраняют все перспективы ускоренного роста. Но совсем не так обстоит дело с сектором, специализирующемся исключительно на корпоративных заказах. Данные госстатистики, на которой основываются прогнозы CNews Analytics, всё больше фиксируют так называемые «провалы» ИТ-потребления, что сдвигает вниз динамические тренды. За период с 2001 г., когда рост по данным Росстата составлял порядка 99%, и до последнего времени, когда рост практически по всем экспертным оценкам, уже не превосходит 19-25%, такие провалы фиксировались (по тем или иным статьям расходов) практически во всех основных отраслях — в добывающей промышленности, в металлургии, пищевой промышленности, транспорте, торговле. Последующее уточнение оценок приводит, как правило, лишь к ещё большему занижению изначальных цифр. Общая тенденция падения темпов роста уже не подлежит сомнению. Вопрос только в его динамике и структуре. Периодические провалы ИТ-потребления выглядят нормальным и естественным явлением в условиях, когда фиксируется весь рынок, а не только объём и динамика доходов ведущих ИТ-компаний — из тех, что присутствуют в рейтингах. Ядро рынка в лице наиболее крупных ИТ-компаний действительно растет стабильно и быстро, но существующая вне рейтингов «периферия» сектора далеко не так устойчива в своём развитии. Один из возможных каналов такого поведения рынка — роста доходов крупнейших компаний на фоне более скромного роста рынка в целом или, вообще, на фоне его сокращения, может возникать в результате процессов слияний и поглощений наряду с устранением с рынка более мелких игроков. По уточненным данным, цифры прошлого года оказались несколько завышенными, рынок чистых ИТ-услуг не достиг ожидаемой отметки в 45 млрд.руб., рост 2005 года был «восстановительным» после резкого падения темпов в 2004 году. И только в этом году подошёл к отметке в 49-50 млрд.руб. Сегодня выглядят довольно призрачными и надежды на новый бум в связи с возможным подключением государства к стимулированию ИТ-заказов предприятиями. Бюрократическая машина здесь явно дает сбой, не видя реальных потребностей. Так, например, в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» на создание информационной системы мониторинга и статистических баз данных по основным показателям состояния транспортного комплекса (включающей практически всё — от обеспечения обмена информацией о транспортных средствах, грузах при интермодальных, мультимодальных перевозках с предприятиями автотранспорта, смежными железными дорогами, пароходствами, грузоотправителями, грузополучателями — до создания единой базы данных по международным грузовым и пассажирским автоперевозкам) предполагается выделить в течение 2006 — 2010 гг. лишь 90 млн. рублей, причем из федерального бюджета — 55 млн. рублей. На фоне стоимости западной информационной системы для среднего промышленного предприятия в 30 млн. руб., 90 млн. — на всю отрасль, да ещё на 5 лет — цифра даже уже не смешная. В большинстве федеральных целевых программ отдельной строки на ИТ-расходы вообще нет, хотя ещё несколько лет назад заявление о необходимости иметь расходы на ИТ, прописанные отдельной строкой как в бюджете, так и в прочих документах государства, уже поднимался и рассматривался как один из основных с точки зрения развития отрасли ИТ в России. Возможность нового «бума» в секторе ИТ-услуг также можно было ожидать в связи с господдержкой отечественных машиностроительных предприятий средней руки, которые представляют собой огромное «непаханое поле» для ИТ-компаний, но нуждаются в соответствующей промышленной политике. Рынок предприятий обрабатывающей промышленности по-прежнему весьма далек от насыщения, задача состоит только в том, чтобы стимулировать заказывать ИТ огромную массу рядовых российских предприятий, работающих, как правило, на внутреннем рынке импортозамещения и страдающих от нехватки свободных средств. Рыночного механизма стимулирования в этом случае не существует. Однако поддержка предприятий этого типа, увы, остается на самом низком уровне. Здесь не работает ни господдержка, ни пресловутое государственно-частное партнерство. Подтверждают эту точку зрения и некоторые, довольно-таки странные, заявления российских официальных лиц. Так, например, 21 июля сего года Министр обороны РФ Сергей Иванов во время своего посещения машиностроительного завода «Салют», известного своими двигателями для истребителей Су-30, отмечая многочисленные успехи предприятия, в том числе, скорое создание боевого самолета пятого поколения, с воодушевлением отметил, что всего этого завод сумел достичь без копейки бюджетных средств, подытожив: «Так и должно быть!» Объём государственных инвестиций в наукоёкмкое машиностроение к профициту бюджета составляет порядка 0,14%, к стабфонду — около 0,19%. А доля инвестиций идущих по конкретным направлениям экономической деятельности и вовсе исчисляется сотыми долями процента — например, в электронное машиностроение порядка 0,04% и 0,05% соответственно. Не лучше обстоит дело с частными инвестициями в этот сектор — они составляют (целиком во всю отрасль!) только около 7% от прибыли Газпрома, 13% от прибыли Сургутнефтегаза, 23% от прибыли Лукойла. Инвестиции в наиболее наукоёмкие направления экономической деятельности ещё ниже — например, объём частных инвестиций во всё отечественное электронное машиностроение составляет порядка 2% от прибыли Газпрома, 3,5% от прибыли Сургутнефтегаза, 6% от прибыли Лукойла, 7% от прибыли Норникеля и т.д. Какие уж тут ИТ! Станки бы суметь купить! Владимир Карачаровский |