Главная » Аналитика инноваций » Аналитика инноваций » Простые ребята
Контакты English

Простые ребята

09.10.07

Увлекшись модной идеей, можно много выиграть, а можно потерять все. Инвестировать более сдержанно и продуманно – стратегия петербургского венчурного фонда ABRT.

ImageВ инвестициях важную роль играет мода. Причем она одновременно и питает инвестиции, и губит их. На пике моды можно хорошо заработать, но если зазеваешься, рискуешь потерять все. Именно так и случилось во время инвестиционного бума 1994−2001 годов в США: повальное увлечение интернет-компаниями закончилось пятикратным падением рынка. С тех пор прошло уже шесть лет и интернет не раз овладевал умами предпринимателей и инвесторов. В 2005 году началась мода на «Вэб 2.0» – социальные сети, блоги, интернет-сервисы. Сегодня популярны новые технологии, нередко именуемые уже «Вэб 3.0», – персонифицированный поиск, анализ содержания цифровых изображений и т.д. Однако, обжегшись несколько лет назад, многие инвесторы теперь научились удерживаться от искушений моды.

Не увлекается модными тенденциями и петербургский венчурный фонд ABRT, инвестирующий в интернет и софт-индустрию. Досконально зная американский подход к инвестициям, имея опыт создания ИТ-компаний в США, создатели фонда предпочитают полагаться на цифры и факты. Ребята из ABRT – признанные специалисты по инвестициям в ИТ среди российских венчурных фондов. О принципах работы фонда рассказывает один из его создателей и генеральный директор Ратмир Тимашев.

НЕМОДНЫЕ, НО СТИЛЬНЫЕ

– Сейчас на пике моды – различные сервисы для общения и обмена информацией. Они привлекают вас как инвестора?

– У нас несколько другой подход к инвестициям, немодный. Во-первых, мы четко очертили для себя области инвестирования – программное обеспечение (ПО) и интернет-технологии. При этом ПО нам интереснее и понятнее: сказывается опыт работы с Aelita. Во-вторых, мы инвестируем совместно с одним из трех наших партнеров. Это западные венчурные фонды OpenView Venture Partners (США), Insight Venture Partners (США) и Mangrove Capital Partners (Люксембург). Когда мы работаем с тем или иным фондом, подстраиваемся под его критерии отбора компаний.

Впрочем, есть требования, которые мы предъявляем любому проекту без исключения. Во-первых, отдаем предпочтение компаниям с международными амбициями, хотя, конечно, рассматриваем и производителей чисто российского ПО. Во-вторых, компания должна заниматься коробочными продуктами – готовыми решениями, а не аутсорсинговым программированием. При этом мы инвестируем как в корпоративный софт, так и в программы для индивидуальных пользователей.

– На каких стадиях развития компании вы входите в проект?

– Это зависит от того, с каким фондом мы в данном случае работаем. Вообще компания проходит четыре стадии развития: «посевная» – от идеи до прототипа, ранняя – от продукта до первых денег, стадия роста – увеличение масштабов бизнеса и стадия продажи стратегическому инвестору. Мы обычно инвестируем в компании второй и третьей стадии, реже – первой. Поскольку наш основной партнер – OpenView, то преимущественно мы ищем компании с уже разработанным продуктом, объемом продаж 2−3 млн долларов и хорошими перспективами роста.

– Чем отличаются подходы к инвестированию у OpenView и других ваших партнеров?

– OpenView ищет сделки, опираясь в первую очередь на финансовые показатели: если доход растет на 100% в год, значит рынок есть и инвестиция обещает быть успешной. Остается поговорить с клиентами: если говорят, что продукт классный, что они будут и дальше его покупать, можно инвестировать. Успешный пример совместной инвестиции ABRT и OpenView – компания Acronis: за три года их оборот вырос с 5−10 до 80−100 млн долларов.

Совсем другой подход исповедует фонд Mangrove. Они зачастую рассматривают компании на начальных стадиях развития, когда есть только бизнес-идея и технология. Однако им нужны революционные идеи и люди, которые подобные идеи могут генерировать. Такие инвестиции Джеффри Мур, известный хайтек-маркетолог, назвал разрушающими. Компания Skype – гордость Mangrove – была именно разрушающей инвестицией. До них уже существовала интернет-телефония, но вот приходит Skype, который разрушает сложившиеся порядки: дешевле, удобнее, доступнее. Skype реализует принцип Mangrove – вкладывать в естественные монополии. По принципу естественной монополии работают многие известные игроки – Microsoft, eBay, Oracle. Нет смысла создавать такой же продукт, какой предлагают они.

Концептуальное различие между двумя подходами в том, что OpenView строит прогноз по существующим цифрам, а Mangrove нужно самим нарисовать эти цифры. Доходы у них тоже формируются по-разному. Mangrove составляет свой инвестиционный портфель так, чтобы из десяти инвестиций одна приносила стократное увеличение капитализации (в случае Skype инвестиции в 2 млн долларов превратились в 180 млн), две вырастали в 10−20 раз. При этом пять проектов могут принести умеренные убытки, а два – разойтись по нулям. У OpenView подход другой: ни в одном из десяти случаев, скорее всего, не будет более чем десятикратного роста, зато и полных провалов не будет. Средняя доходность у них – четырех-пятикратный рост за пять лет.

– Если ваш основной партнер – все-таки OpenView, ограничивает ли это вас в выборе компаний?

– Я бы не сказал, что ограничивает. Заоблачные идеи – это прерогатива фондов типа Mangrove. У них интерес искать «фишки», которые вскоре станут «сексуальными», или делать их таковыми. Нам же ближе подход OpenView, когда есть более четкие критерии, процесс отбора и работы с компаниями формализован. Мы простые ребята: инвестируем, когда знаем что-то наверняка. Мы сами когда-то были такой компанией и прошли все круги ада. Эти круги нам знакомы настолько, что мы теперь сами можем инвестировать. Хотя многому еще надо учиться. Это один из стимулов к партнерству с западными фондами. Мы только два года этим занимаемся, а Mangrove – с 2001−го, большая часть команды Open View – с 2000−го.

ВСЕ ЛОДКИ ПОДНИМАЮТСЯ

– Несмотря на разницу в подходах, наверняка есть общие принципы инвестирования в высокотехнологичные компании.

– В венчурном бизнесе обычно инвестируют в две вещи – в команду или в продукт. Skype – классический пример инвестиций в команду. Создатели файлообменного сервиса Kazaa Никлас Зеннстром и Янус Фриз вынуждены были дешево продать свой бизнес, чтобы отбиться от судебных преследований. Узнав о двух одаренных бизнесменах-программистах, менеджеры Mangrove предположили, что у ребят должны быть новые идеи. И не ошиблись. В день знакомства фонд выделил им 100 тыс. долларов на разработку ПО для городских WiFi-зон. В ходе работы проект был подкорректирован, и получился Skype. Сейчас программисты увлеклись новым проектом в сфере интернет-телевидения – Joost, и Mangrove вновь их поддержал.

Инвестиции в продукт делаются, когда инвесторы верят, что рынок вот-вот «взорвется». Причем логика обратная, не как в предыдущем случае: даже если команда среднего уровня, инвестиция все равно оправдана. Как в одной поговорке: когда вода в бухте поднимается, вместе с ней поднимаются и все лодки.
Есть еще один принцип, который я вывел эмпирически: твоя технология должна появиться в нужное время и в нужном месте. Мой первый интернет-магазин – плачевный пример. Мы вышли раньше времени, когда эта услуга была еще слишком необычной. Я и сам-то первую покупку в интернете сделал лишь в 1999 году, а продавать пытался уже в 1996−м. И если бы я предложил ее не в провинциальном Коламбусе, а в Силиконовой Долине, и на год позже, возможно, я был бы уже миллиардером.

– Партнерство между фондами разных стран – это новая тенденция в венчурном бизнесе?

– Не знаю насчет тенденции, для нас это взаимовыгодное сотрудничество. Инвестировать из-за границы довольно сложно, а открывать собственный офис – затратный проект: регистрация, налоги, аренда, русскоязычный персонал и многое другое. Помогая друг другу, каждый в своей стране, партнеры совместными усилиями увеличивают стоимость инвестиции.

– А самостоятельно вы инвестируете?

– Первые несколько сделок мы провели сами. Однако уже вскоре решили, что выгоднее работать в партнерстве, и вышли на наших американских друзей. Именно друзей: руководители Insight Venture Partners и созданного выходцами из него OpenView стали нашими хорошими друзьями, с которыми у нас полностью доверительные отношения. Поэтому соглашение с ними неформальное – никаких бумаг. С Mangrove мы познакомились благодаря общей инвестиции в поисковую систему Quintura. Поработав вместе, мы тоже установили доверительные отношения.

ВИРУС ИННОВАЦИЙ

– Как ABRT организует входящий поток сделок?

– Мы прикладываем максимум усилий, чтобы заинтересованные компании сами обращались к нам, – проводим PR-кампании, участвуем в конференциях, организуем семинары. Очень многие талантливые команды просто слишком мало осведомлены о механизмах и возможностях венчурного финансирования. Поэтому мы недавно запустили программу Start in Garage («Бизнес, начатый в гараже»). Это тренинг, в первую очередь интересный российским компаниям, которые сидят в регионах и пытаются продавать свой товар через интернет. Это работает, но лишь до определенной степени и не для всех продуктов. Какие альтернативные пути существуют – этому и посвящена программа Start in Garage. Из числа участников мы отбираем для себя интересные компании.

Еще один проект – «Дни стартапов» – мы собираемся проводить четыре раза в год. Это наш совместный проект с Mangrove, в рамках которого мы приглашаем в Москву 15 начинающих компаний для знакомства и проведения презентаций. Отобрав две-три компании, мы направляем их в Люксембург, в головной офис Mangrove. В среднем получаем 10−20 проектов каждый месяц. А когда есть сильный PR, число заявок сразу подскакивает до 50−100 в месяц.

– Какую помощь вы оказываете своим портфельным компаниям?

– Мы лучше всего знаем, как помочь компаниям в стадии роста. Обычно помощь заключается в том, чтобы спозиционировать продукт, масштабировать бизнес, нанять правильных людей, наладить маркетинг и продажи, организовать офис в Европе или США. Цель – через несколько лет продать компанию с наибольшей выгодой для себя и для нее. Мы помогаем компании принимать стратегические решения и вести аналитику. Например, InvisibleCRM в момент нашей инвестиции стояла на распутье – развивать продуктовые продажи (собственные разработки) или технологические продажи (продукт под собственным лейблом, собранный из «чужих» компонентов). До того времени они таких вопросов себе не задавали и анализом ситуации не занимались. Мы направили их в нужное русло и помогли принять обоснованное решение.

– Какую инвестицию вы считаете самой перспективной?

– Амбиции руководства компании Quintura, разрабатывающей поисковую систему нового поколения, – стать конкурентами Google и Yahoo. Новшество поисковика в том, что он избавляет пользователей от необходимости ломать голову над точностью запроса и листать десятки страниц поиска. Система пытается догадаться, что означает чаще всего безграмотный запрос пользователя. Используя технологию нейронных сетей, программа анализирует связи заданных ключевых слов и выдает наиболее вероятные сочетания. Сохраняя одни, выкидывая другие и добавляя третьи сочетания, вы все больше детализируете запрос. Таким образом, Quintura – это новейший механизм персонифицированного поиска. Результаты поиска, организованные в виде облака словосочетаний, вы можете сохранить, послать кому-то или выложить в собственном блоге.

– Что им надо сделать, чтобы «затмить» Google?

– Главная задача – построить собственный индекс, то есть каталог ссылок. Quintura заключила соглашения на использование индексов Yahoo и Yandex. Однако через два-три месяца компания вплотную займется наполнением собственного индекса. Для этого была избрана такая стратегия: предлагать владельцам интернет-ресурсов услуги поиска по сайту. Поисковый движок – штука дорогая, и сейчас все пользуются услугами 10−15 поисковиков. У Quintura есть надежда, что их ресурсом заинтересуются достаточно крупные сайты. Это позволит создать костяк индекса.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИНВЕСТИЦИЙ

– Будут ли у вас в ближайшее время новые инвестиции?

– Да, мы уже ведем переговоры с несколькими компаниями. По моим ощущениям, сейчас в России наступает золотое время для инвестирования. За последние два-три года очень многое изменилось. Стало престижно быть технологическим предпринимателем. Люди начинают задумываться о новых идеях. Число стартапов начнет расти по экспоненте, и что будет через два года, мне даже страшно представить!

– Сколько вы планируете вложить в России в ближайшие годы?

– За пару лет вместе с партнерами мы собираемся инвестировать на всем пространстве СНГ 10−20 млн долларов. Собственный инвестиционный бюджет ABRT на этот период – 10 млн.

– Какие у вас планы в отношении самого фонда ABRT?

– Мы будем развиваться в партнерстве с OpenView и Mangrove. Через два-три года планируем осуществить первые «выходы» и уверены, что они будут успешными. Acronis, одна из наших первых инвестиций, уже готовит IPO. Кроме того, если сейчас мы инвестируем только собственные деньги, то в перспективе планируем создать формальный фонд, то есть привлечь сторонние средства. Параллельно будем развивать наши собственные бизнесы – AMUST Software и Veeam Software. Лично я думаю, что в течение трех-пяти лет переключусь на собственный бизнес, в особенности на Veeam.

– Чем занимается эта компания?

– Veeam Software разрабатывает системы управления виртуальными серверами. Речь идет о воплощении в жизнь давно обсуждаемых технологий GRID. Все мировые вычислительные мощности загружены в среднем лишь на 10% – ночью никто не работает, да и днем у многих задачи минимальные. Поэтому возникла логичная идея – перераспределять вычислительные задачи с перегруженных компьютеров на простаивающие. Но для этого нужно новое ПО – виртуальная прослойка, где происходит «переброс» приложений с компьютера на компьютер. Появляются новые задачи администрирования (защита, мониторинг и т.д.), которые мы и решаем.

– То есть инвестиционный бизнес вам лично пришелся не по душе?

– За два года в инвестиционном бизнесе я понял, что мне все-таки больше нравится строить свою компанию, чем инвестировать. Самое главное – не требуется распыляться. Если у тебя свой бизнес, ты гораздо лучше понимаешь, как его дальше обустраивать. А в инвестиционном бизнесе приходится распыляться, вникать в особенности различных компаний, и ты уже не такой глубокий специалист. Лично я предпочитаю нести полную ответственность и принимать решения на свой страх и риск.    

Дмитрий Фиалковский

Источник: