Рост потребления электроэнергии - одна из основных тенденций развития мировой экономики. В соответствии с прогнозом Международного энергетического агентства, к 2025 году потребление электроэнергии в мире вырастет до 26 трлн кВт.ч по сравнению с 14,8 трлн кВт.ч в 2003 году. При этом установленная мощность электростанций вырастет с 3400 ГВт в 2003 году до 5500 ГВт в 2025 году.
В России потребление электроэнергии после затяжного спада 1990-1998 гг. неуклонно растет и в 2005 году, по прогнозам МЭРТ, достигло уровня 1993 года. Несмотря на резкое снижение инвестиций в строительство и реконструкцию генерирующих мощностей в 90-е годы, генерирующие мощности России превосходят потребности экономики. В то же время разрыв между производством и потреблением электроэнергии в России в 2001-2005 гг. постепенно сокращался (рис. 1).
"Энергетической стратегией России на период до 2020 года" прогнозировался прирост потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. 46-50 млрд кВт.ч, однако реальный прирост оказался выше более чем в 1,5 раза и составил 73 млрд кВт.ч. В некоторых регионах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. оказался более существенным: в Белгородской области - в 1,8 раза, в Ленинградской области - в 3 раза, в Калининградской области - в 3,4 раза, в Москве и Московской области - в 3,8 раза, в Тюменской области - в 4,8 раза. В указанных регионах потребление электроэнергии уже превысило показатели 1990 года, что в условиях прогрессирующего физического и морального износа и недостаточных объемов ввода новых генерирующих мощностей создает предпосылки формирования дефицита электроэнергии.
Объем и структура установленной мощности электростанций России в 2001-2005 гг. существенно не изменились. По оценке ИА "INFOLine", динамика инвестиционных процессов в электроэнергетике и возрастная структура генерирующих мощностей не позволяют прогнозировать до 2009 г. существенного прироста установленной мощности электростанций России (табл. 2).
Основные производственные фонды в электроэнергетике России имеют высокую степень морального и физического износа, величина которого в течение 2000-2004 гг., по данным ФСГС, возросла с 51,6 до 57,3%.
По мнению экспертов ИА "INFOLine", данные ФСГС, характеризующие износ производственных фондов электроэнергетики России, не позволяют оценить ситуацию в отрасли, так как в состав основных средств гидроэлектростанций включаются, например, плотины со сроком службы 100 лет. Более адекватной представляется оценка износа генерирующих мощностей на уровне 65-75% в зависимости от региона. При этом до 40% оборудования гидроэлектростанций и не менее 20% оборудования тепловых электростанций России выработало 100% паркового ресурса (рис. 2.).
Таким образом, в целом по тепловым и гидроэлектростанциям России парковый ресурс истек для 50 тыс. МВт генерирующих мощностей.
По мнению экспертов ИА "INFOLine", рост уровня физического износа генерирующих мощностей обусловлен следующими факторами:
-
ограниченностью собственных финансовых средств, невозможностью привлечения значительных кредитных ресурсов и низкой привлекательностью энергетических компаний для стратегических инвесторов в рамках существующей в настоящее время модели регулирования тарифов на электроэнергию;
-
неконкурентоспособностью по показателям эффективности и надежности продукции ряда предприятий энергетического машиностроения и электротехнической промышленности, а также недостаточным уровнем конкуренции на рынке инжиниринговых услуг;
-
низким уровнем цен на энергетические ресурсы, в первую очередь природный газ, доля которого в структуре используемого тепловыми электростанциями топлива составляет около 65%, в результате чего техническое перевооружение генерирующих мощностей характеризуется меньшей инвестиционной привлекательностью по сравнению с продлением срока эксплуатации, способствующим увеличению расхода топлива и затрат на ремонт;
-
неэффективной моделью инвестиционного финансирования предприятий электроэнергетики: привлечение частных инвестиций для строительства и модернизации генерирующих мощностей сопряжено со значительными ограничениями, а реализуемые за счет собственных средств энергетических компаний и финансирования РАО "ЕЭС России" инвестиционные проекты зачастую недостаточно чувствительны к рыночному соотношению перспективного спроса и предложения электроэнергии и характеризуются низкой экономической эффективностью. По оценкам экспертов, резерв экономии средств при реализации инвестиционных проектов составляет от 15 до 30%.
Проблема физического износа генерирующих мощностей усугубляется высоким уровнем их морального износа. При этом если снижение уровня физического износа может быть достигнуто путем увеличения централизованных инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей, что позволит в целом обеспечивать потребности экономики в электроэнергии, то использование устаревшего оборудования и технологий в производстве электроэнергии приводит к снижению конкурентоспособности российской экономики.
Генерирующие мощности в России в основном представляют собой электростанции с паросиловым циклом, КПД которых на 40-45% ниже парогазовых или газотурбинных электростанций (табл. 3).
Средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии в России составляет примерно 335 граммов условного топлива на кВт.ч при аналогичном показателе на ПГУ или ГТУ Европы 210-250 граммов условного топлива на кВт.ч, что приводит к дополнительному потреблению российскими энергетическими компаниями до 40 млрд куб. м природного газа в год (рис. 3).
По прогнозам ОАО "РАО "ЕЭС России", уже в 2008 году потребности экономики в электроэнергии превзойдут генерирующие мощности российской энергосистемы на 1,5 ГВт, а к 2009 году дефицит возрастет до 4,7 ГВт. Для сохранения баланса производства и потребления электроэнергии потребуется ввод дополнительно 1,5 ГВт генерирующих мощностей в 2008 году и 3,2 ГВт - в 2009 году. Суммарный объем инвестиций, необходимых для сохранения баланса в энергосистеме России, составит 3,5-4 млрд долл. в течение 2006-2008 гг.
По мнению экспертов ИА "INFOLine", возможность привлечения дополнительных инвестиций в строительство и модернизацию генерирующих мощностей в России будет зависеть от двух основных факторов:
-
структуры акционерного капитала оптовых и территориальных генерирующих компаний, сформированных в ходе реформы электроэнергетики, а также от сроков и порядка их приватизации;
-
сроков создания и эффективности использования механизма гарантирования инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей в энергодефицитных регионах.
Ситуация со сроками и принципиальной схемой приватизации оптовых генерирующих компаний, которые в настоящее время являются на 100% дочерними обществами РАО "ЕЭС России", остается неопределенной.
Сохранение государственного контроля над ОАО "ГидроОГК" и приобретение ОАО "Газпром" крупных пакетов акций ОАО "РАО "ЕЭС России" и ОАО "Мосэнерго" может привести к тому, что даже после приватизации ТГК и ОГК доля частных генерирующих мощностей составит не более 40% (табл. 4). При реализации подобного сценария либерализация рынка электроэнергии, не подкрепленная формированием полноценной конкуренции в секторе генерации, может привести к необоснованному повышению цен и снижению конкурентоспособности экономики России.
По оценке экспертов ИА "INFOLine", большинство частных инвесторов, которые приобрели пакеты акций энергетических компаний, не заинтересованы в масштабной модернизации генерирующих мощностей в целях удовлетворения потребностей экономики России в электроэнергии. При реализации неблагоприятного сценария приватизации энергетических компаний, генерирующие мощности в России примерно на 23-25% будут контролироваться компаниями-поставщиками энергоресурсов (ОАО "Газпром", "СУЭК", ОАО "ЛУКойл"), на 24-26% - крупными металлургическими холдингами-потребителями электроэнергии, и на 38-42% - государством. Таким образом, генерирующие мощности будут распределены между крупными холдингами из смежных отраслей экономики, заинтересованными в основном в повышении прибыльности основного бизнеса (топливного либо энергопотребляющего) путем влияния на цены на топливо для электростанций либо на производимую ими электроэнергию, и государством, эффективность инвестиционной политики которого существенно ниже, чем у частных инвесторов.
По мнению экспертов ИА "INFOLine", именно на избежание подобного сценария развития событий направлены последние инициативы правительства России, которое предложило заменить планируемую приватизацию оптовых и территориальных генерирующих компаний путем проведения аукционов на реализацию схемы, при которой часть генерирующих компаний выделится из ОАО "РАО "ЕЭС России" в 2006 году, а их акции будут распределены между нынешними акционерами ОАО "РАО "ЕЭС России", а другим генерирующим компаниям предлагается проведение дополнительных эмиссий акций, направленных на привлечение финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, не исключен вариант совмещения двух указанных выше вариантов.
Подписанное Михаилом Фрадковым 7 декабря Постановление Правительства России N738 "О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности" направлено на привлечение частного капитала в электроэнергетику России путем формирования механизма гарантирования инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей в энергодефицитных регионах на период до 2010 года. Необходимость формирования подобного механизма обусловлена невозможностью отказа от тарифного регулирования рынка электроэнергии, а также прогрессирующим физическим и моральным износом генерирующих мощностей, который способен к 2008-2009 гг. привести к дефициту электроэнергии в ряде регионов.
Суть механизма гарантирования инвестиций заключается в том, что инвестору компенсируется разница между текущей ценой электроэнергии и показателем, необходимым для обеспечения инвестиционной привлекательности проекта строительства генерирующих мощностей. В условиях, когда тарифы на электроэнергию регулируются Федеральной службой по тарифам, а темпы роста тарифов на электроэнергию в течение 2004-2005 гг. были ниже уровня инфляции, причем подобная ситуация сохранится и в 2006 году, государство принимает на себя часть рисков инвестора, осуществляющего строительство генерирующих мощностей. Финансирование разницы между уровнем регулируемых тарифов на электроэнергию и показателем, необходимым для обеспечения привлекательности инвестиционных проектов, будет осуществляться за счет тарифа "Системного оператора" на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в виде платы за формирование перспективного технологического резерва. Реализация комплекса мер в рамках механизма гарантирования инвестиций может обеспечить ввод дополнительно до 5 ГВт генерирующих мощностей до 2010 года, причем определение величины генерирующей мощности, территориального расположения, сроков ввода в эксплуатацию энергетических объектов будет осуществляться в соответствии с правилами, разработанными Министерством промышленности и энергетики России, а выбор инвестора - путем проведения открытых конкурсов на основании критериев, также разрабатываемых Министерством промышленности и энергетики.
ИА "INFOLine" в рамках исследования "Электроэнергетика России" проанализировано развитие электроэнергетики России в 2000-2005 гг., осуществлена оценка перспектив модернизации генерирующих мощностей и подготовлено описание инвестиционных проектов по строительству и реконструкции генерирующих мощностей, как намеченных на 2006-2010 гг., так и находящихся в настоящее время на различных стадиях реализации.
|