Главная » Аналитика инноваций » Аналитика инноваций » Развитие сектора НИОКР в России: во главе угла или в последнюю очередь?
Контакты English

Развитие сектора НИОКР в России: во главе угла или в последнюю очередь?

27.02.07

ImageНа НИОКР в России выделяется лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в европейских странах аналогичный показатель составляет от 50% и выше. Характерный чертой российского R&D сектора становится нарастающий «маркетинговый перекос» в технологических инновациях. Акцент смещается с создания новых технологий на их продвижение на рынок и потребление. 

Сектор R&D в России находится в сложных условиях. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, неуклонно сокращается на 100-150 в год. Прежде всего, это касается научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (из знаменитых советских КБ, которых в СССР насчитывалось около 900, в 2005 году осталось только 194). То же относится к проектным институтам, количество которых с момента исчезновения СССР сократилось в 8 раз — сейчас их насчитывается около 60. Сокращение общего количества научно-исследовательских и научно-производственных организаций является устойчивым в течение всего постсоветского периода. В настоящее время доля организаций с участием иностранного капитала в сфере науки и научного обслуживания — 1,9%. Количество исследователей также сокращается в среднем на 5-7 тыс. человек в год. Сегодня  численность персонала, занятого в секторе НИОКР, составляет порядка 840 тыс. человек. Характерный чертой российского R&D сектора является нарастающий «маркетинговый перекос» в технологических инновациях.

Структура затрат на технологические инновации в промышленности
по видам инновационной деятельности
Image

Россия находится на одном уровне с европейскими странами по уровню ввоза новых технологий, машин и оборудования. По способности потреблять мы вровень с Западом, а вот по способности производить — по-прежнему далеко в хвосте. Собственные производительные силы практически не развиваются — на НИОКР в России идет лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в Германии — более 50%, в Финляндии — около 70%, во Франции — более 90% всех инвестиций на инновации. Обратная же ситуация с инвестициями организационно-маркетингового характера — их доля в среднем в 2,5-3 раза выше чем в Европе.

Это указывает на очевидные перекосы в экономике — акцент не на создании новых технологий, но на их продвижение на рынок и потребление. Подобный перекос в известной мере представляет собой обратную ситуацию по отношению к СССР, где акцент, напротив, делался в основном на производстве, а маркетингу и организационным технологиям внимание почти не уделялось. Но в новой экономике «маркетинговый перекос» не менее опасен, чем в советское время перекос производственный.
На этом фоне довольно странно выглядят данные о расходах федерального бюджета РФ на науку и федеральные целевые программы, направленные на модернизацию ключевых секторов экономики.

Расходы федерального бюджета РФ на НИОКР
Image
   Примечания:
   1 В соответствии с федеральным бюджетом РФ на 2006 г.
   2 По данным Министерства финансов РФ на 1 июля 2006 г.
 

Затраты на науку в России сегодня остаются неправомерно низкими — около 4,4% расходов федерального бюджета. Самой крупной строкой расходов федерального бюджета на науку являются прикладные научные исследования в области национальной обороны (2,2%), а расходы на НИОКР для национальной экономики составляют всего 1,03% всех расходов бюджета.
 
При этом для поддержки R&D сектора слабо используются свободные средства государства. Так, объем затрат на фундаментальные исследования, запланированный в федеральном бюджете на 2006 год составляет 0,9% к объему всех расходов бюджета, около 5% к профициту бюджета или порядка 1,9% к объему стабилизационного фонда. Соответствующие показатели для расходов бюджета на прикладные научные исследования в области национальной экономики — 1,03%, 5,65% и 2,12%, соответственно, и так по всем остальным статьям.

Из приведенных данных вполне очевидна возможность увеличения ежегодных расходов, скажем, на фундаментальную науку в 5-10 раз. Стабилизационный фонд этого даже не заметит. Просматривается и возможность увеличения финансирования ключевых ФЦП, ведь пока расходы на НИОКР по ключевым целевым программам в сумме составляют менее 6% профицита бюджета или чуть более 2% от размеров стабилизационного фонда. На содействие развитию малых предприятий отводятся и вовсе ничтожные инвестиции — 0,05% от объёма стабилизационного фонда. Конечно, за второе полугодие его размер существенно сократился из-за оплаты внешнего долга, но это уже не проблема нехватки средств, это всего лишь вопрос приоритетов.

При том, что в современной России спектр различных типов инновационно-ориентированных корпоративных структур оказывается достаточно широким, их функционирование и развитие сопряжено со значительными трудностями. Так, по опубликованным данным, в ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок (до 65% в странах ЕС, 71% — в Японии и 75% — в США), в России же менее 5% НИОКР становятся объектами коммерческих сделок, что, по мнению аналитиков,  в значительной мере связано с ихнеподготовленностью к практическому внедрению.

Владимир Карачаровский 

Источник: