Главная » Аналитика инноваций » Российские технопарки » Резиденты встретились с федералами
Контакты English

Резиденты встретились с федералами

05.06.07

21-22 мая в Доме ученых СО РАН прошел 3-й Сибирский форум «Индустрия информационных систем» (CИИC-2007). Основная тема форума – судьба грядущего технопарка, который планируется к строительству в конце лета. Все присутствующие имели возможность высказать на «круглом столе» свои чаяния и опасения перед лицом организаторов и властных структур. 

В отличие от многих других заседаний, посвященных технопарку, на форуме практически отсутствовали местные власти – не появился обещанный вице-мэр Воронов, не было заявленного в программе губернатора и директора компании-инвестора «РосЕвроДевелопмент» Сосинского. Зато на этот раз мероприятие не обошли вниманием федеральные власти. С докладами выступили представители Мининформсвязи – замдиректора департамента государственных программ Михаил Лучинкин и советник министра Илья Пономарев. Потенциальные резиденты и некоторые представители организаторов технопарка выразили принципиальное несогласие с позицией государства относительно ключевых моментов в системе организации: схеме управления технопарком, методах его создания. Резкой критике подверглось также и отсутствие законодательной базы, регулирующей работу компаний в технопарке. При этом строительство технопарка планируется начать не позднее августа.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДНОЙ КОМПАНИИ

Молодой и энергичный заместитель директора департамента Мининформсвязи Михаил ЛУЧИНКИН в своем выступлении предпочел не касаться узкой проблематики создания и функционирования новосибирского технопарка, поэтому форум начался с глобальных планов государственной программы информатизации, оптимистичных итогов роста оборота отечественных компаний в сфере ИТ и увеличения потока иностранных инвестиций в российские информационные технологии. Присутствующие в зале резиденты были рады узнать, что объем иностранных инвестиций в отечественные ИТ- компании в 2006 году составил 110 млрд руб. «Зарубежные компании все более активно приобретают акции российских производителей информационных технологий и программного обеспечения», – резюмировал представитель министерства.

Затем он напомнил аудитории о целях, которые преследует государство, организуя технопарки в городах России. В первую очередь, это поддержка развития российских высокотехнологичных компаний, в том числе и при выходе их на международные рынки, а также создание квалифицированного персонала в сфере высоких технологий. Все это, в свою очередь, должно увеличить экспорт российской ИТ-продукции. Второе – это создание условий для прихода международных компаний в Россию и организации здесь своих производств. Планы государства самые радужные – к 2011 году создать во всех технопарках в общей сложности более 75 тыс. рабочих мест, силами которых можно будет произвести ИТ-продукта на 117 млрд руб. «А средняя выручка на одного сотрудника компании в год составит 1,6 млн руб., что на самом деле соответствует общемировой практике», – отметил Лучинкин. Общее количество вложенных государственных средств на создание 7 технопарков в России – 10 млрд руб., из которых Новосибирск получит свой миллиард в течение ближайших трех лет. Первая сумма – 342 млн руб. на 2007 год уже выделена. Лучше всего правительство планирует финансировать технопарки в Калужской области и Тюмени. Эти технопарки будут получать ежегодное финансирование от 500 до 700 млн руб.

Законодательная база – одно из самых слабых мест в организации технопарка. Сегодня из налоговых льгот принята пока только отмена НДС для отечественных компаний, разрабатывающих программное обеспечение для иностранных заказчиков. В Новосибирске мы имеем только одну такую компанию – SW-soft. Экспортная часть должна составлять не менее 70% выпускаемой продукции. Таким образом, принятые льготы не коснулись тех разработчиков ИТ-продукции, которые пытаются пригодиться своей собственной стране. Михаил Лучинкин пообещал, что в дальнейшем правительство намеревается расширить список компаний, деятельность которых подпадает под льготную систему, но точного плана действий пока нет.

РЕЗИДЕНТЫ ТРЕБУЮТ ПРАВА ГОЛОСА

Лучинкин заверил, что вся законодательная база будет создана до начала функционирования технопарка. Сегодня такого понятия, как технопарк, в российских законах вообще не существует, соответственно остается непонятным, как он должен работать и кто какие полномочия в нем должен иметь. Это обстоятельство и смущает всех потенциальных резидентов. Выступление представителя ассоциации «СибАкадемСофт» директора компании «ДатаИст» Вячеслава АНАНЬЕВА стало первой ложкой дегтя в бочку технопарка на Сибирском ИТ-форуме.

– Нам очень бы хотелось, чтобы любой проект, направленный на развитие местных наукоемких компаний, будь это технопарк или просто реорганизация Академгородка, реализовывался как можно быстрее и эффективнее, – высказал пожелание Ананьев. – Наукоемкие компании не должны вкладывать свои основные средства в объекты недвижимости, это замедляет их развитие и вообще, с точки зрения западных экономистов, является нонсенсом. В 2004 году более 80% моих сотрудников проживало в Советском районе. Сейчас таких менее 30%. Основным местом их проживания стал Бердск. Мы расталкиваем свой кадровый потенциал по разным углам города. Есть сотрудники, которые тратят на дорогу более 2-х часов, учитывая пробки и состояние дорог.

– Мы, безусловно, рады планируемому строительству и офисных, и жилых зданий, но нам нужны понятные правила игры, – подчеркнул директор «ДатаИст». – На сегодняшний день частный арендодатель выглядит куда более привлекательно, чем любая государственная организация. Не только из-за того, что процесс затруднен бюрократическими проблемами – оформлением многочисленных бумаг, но и потому, что сроки этой аренды ограничены действующим законодательством. Компания, которая арендует помещение, не может быть уверена, что через год она здесь останется, потому что правила игры меняются ежегодно. Вместе с правилами меняются цены аренды. Все это сильно тормозит работу и развитие компаний. Какую гарантию может дать государство или наша администрация с точки зрения стабильного и устойчивого роста, предлагая нам войти в состав технопарка?

Мне кажется, что если технопарк делается для наших компаний, нужно учитывать мнение резидентов. Когда о технопарке только начали говорить, нам предоставляли слово, составляли список интересов резидентов, а теперь почему-то все резко изменилось и нас уже ставят перед фактом. Мы успешно сотрудничаем с институтами СО РАН, с НГУ. Наше мнение как профессионалов, на которых делается ставка в программе развития Городка, становится важным и во многом даже определяющим. Почему же тогда в попечительский совет технопарка до сих пор не входят представители ассоциаций «СибАкадемСофт» и «СибАкадемИнновация»? Я понимаю, что это может быть связано с организационными трудностями, но не думаю, что это действительно проблема. Наш голос должен иметь вес именно в юридической структуре, но только не в экспертном совете с его совещательным статусом. Я готов дать экспертизу чего угодно, и даже бесплатно, но это не позволяет мне управлять процессом.

МИНИСТЕРСТВО ПРИГЛАСИЛИ В ГОРОДОК

ImageДекан факультета информационных технологий НГУ и зампредседателя совета директоров «СибАкадемСофт»Михаил ЛАВРЕНТЬЕВ поддержал Ананьева и подчеркнул срочную необходимость разработки резидентной политики в технопарке. Поскольку сами резиденты не имеют права участия в разработке этой политики, правительство должно сделать это самостоятельно. Но для начала оно должно разобраться в ситуации на месте. В противном случае функционирование технопарка как структуры, которая создается для развития наукоемкого бизнеса, становится под угрозой.

– Государство так и не сформулировало, чего оно хочет от проекта, – сказал Лаврентьев. – Если оно хочет потратить 10 млрд руб., это делается очень просто. Хочет развития отрасли? Роста отечественного бизнеса? Роста оборота? Ответ неизвестен. Если говорить об условиях развития технопарков в других странах, тут даже трудно что-то комментировать. Здесь говорили о том, что в США у технопарков нет поддержки. Это неправда. Посмотрите, какие там условия для резидентов, какие ипотечные кредиты! Еще один непонятный момент – типовая модель создания. Технопарк – это в принципе штучный продукт, и каждый из них требует своей организации. Например, в Дубне технопарк делался вообще под конкретную компанию. Закрывать на это глаза просто странно. У Академгородка абсолютно свои условия. Если их не учитывать – ничего не получится.

Один из вопросов, который так и остался без ответа: а будут ли вообще резиденты? Два с половиной года назад многие представители ассоциаций были настроены положительно. За это время часть из них свои проблемы с площадями решили – повсюду идет активное офисное строительство. Технопарк – это дополнительное офисное строительство. Почему это будет лучше, чем то, что предлагают на рынке другие строители, тоже вопрос. Если у министерства есть желание развивать наукоемкую индустрию – это возможно, такие формы есть. Наше видение (членов ассоциации «СибАкадемСофт»), чем можно помочь в развитии компаний, мы уже устали повторять. Пока нас не слышат.

Что касается резидентов, первое, что необходимо сделать – это поставить резидента от министерства здесь, чтобы он вник в местные вопросы. От наших ассоциаций люди регулярно ездят в Москву и самостоятельно получают информацию по разным каналам. Я сам из разных министерств получал ответы совершенно разные – ситуация меняется, и что будет дальше, непонятно. Сначала мы входили в состав учредителей технопарка, потом нас отодвинули. Ни в одной представленной схеме я не вижу, как мы можем влиять на решения, значит, построив технопарк, мы рискуем получить пустые корпуса.

НАЛОГ НА ЖИЗНЬ

Директор ассоциации «СибАкадемИнновация» Андрей РЕМЁННЫЙ, всегда отзывающийся о проекте с большой надеждой и отличавшийся особой терпимостью к долгим бюрократическим процедурам, на «круглом столе» с советником Реймана изменил своему обычному способу мысли и, присоединившись к предыдущим ораторам, занял агрессивную позицию.

– Вроде бы небольшой проект – построить в Городке несколько домиков для высокотехнологичных компаний. Но посмотрите, какие силы брошены на организацию процесса: правительство – 3 министерства, обладминистрация, мэрия, СО РАН! Прошло два года, а мы только начали обтесывать тот камешек, который проездом должен  заложить в основание технопарка вице-премьер Сергей Иванов. Давайте вернёмся к истокам: что нужно государству? Эти цели ведь были прописаны в самом начале – технологическая независимость державы, рабочие места, растущий бизнес, рост  налоговых поступлений. Раз нужны технологии, так дайте средства на инфраструктуру, проложите трубы к участку и скажите: «Кто тут собирался строить технопарк? Стройтесь, развивайтесь и размножайтесь»! Объявили конкурс, выбрали застройщика. Пока застраивается один участок, прокладываются трубы к следующему. Таким образом, мы получили бы систему конкурирующих технопарков, рыночную среду, нормальные арендные ставки, а в итоге – Силиконовую долину не хуже, чем в Калифорнии. Это грамотный государственный подход. И это прямая обязанность государства – тянуть трубы к стройплощадкам, а не кредитовать американскую экономику из российского стабфонда.

Но мы уже два года решаем совсем другую задачу. Мы строим всё более замысловатые схемы управления, дележа и распределения. Задача поддержки высоких технологий как-то быстро ушла в тень.  А когда люди озабочены перераспределением, значит – что-то в дефиците. Что конкретно? Оказывается – земля. Ну кто может внятно объяснить, почему у нас в бескрайней Сибири не хватает земли? Иерархия управляющих структур меняется, растет, и сегодня нам  уже говорят, что всем будет управлять акционерное общество. А для акционерного общества главное – это извлечение прибыли, так ему велит Гражданский кодекс. Ясно, что прибыль будет извлекаться из резидентов через механизм арендной платы. То есть теперь государство нам говорит, что оно хочет не только увеличить свои доходы за счет налогов с наукоемких компаний, но и участвовать в перераспределении нашей прибыли, поскольку мы сами, оказывается, не в состоянии ею распорядиться. Но и механизм этого перераспределения нам остается неясен. Предлагается со всех резидентов взимать одинаковую «рыночную ставку аренды» (что такое «рыночная» ставка в условиях искусственного дефицита площадей – тоже никто не может объяснить). Но у одних ее будут забирать, а другим, чьи проекты якобы особенно нуждаются в поддержке, – отдавать. Непонятен механизм этого процесса. Например, я заплатил 700 руб. за метр своей площади в месяц (в семь раз больше, чем в Китае и в два раза больше, чем в Германии – ну, да бог с ними!), арендодатель с этой суммы уплатил налог. Теперь он мне собирается ее отдать обратно в качестве компенсации аренды. Но по моей бухгалтерии – это подарок, с которого я опять плачу налог. В результате – бессмысленные потери ресурсов. По сути, резиденты технопарка вместо господдержки будут вынуждены платить еще один налог – налог на жизнь.

ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ

ImageВ ходе «круглого стола» советник министра Мининформсвязи Илья ПОНОМАРЕВ сидел в первом ряду, не отрывая взгляда от своего ноутбука. Как оказалось, он внимательно конспектировал все вопросы докладчиков и по окончании прений попытался ответить на их замечания.

– Не могу молчать, – улыбнулся советник, занимая место на кафедре. – Попробую отвечать по пунктам… Здесь спрашивали об интересах государства. Я не уверен, что у государства есть какие-то интересы, а когда они есть, нельзя сказать, что это интересы всего государства, а не отдельных лиц, которые в этом государстве работают. Михаил Лаврентьев упомянул, что в США якобы есть какая-то господдержка технопарков. Ничего подобного. Есть, например, заказ на подготовку систем вооружений, и он требует участия высоких технологий. Но никто специально не придумывает госзаказ, чтобы только поддержать развитие высоких технологий. Создавая Силиконовую долину, никто не вкладывал деньги в абстрактное развитие ИТ-отрасли. Просто там стоял Стэнфордский университет, около которого было огромное количество свободной земли, с которой было непонятно что делать. В нашем министерстве каких-то сформированных госзаказов для вас на данный момент нет. Мы можем пролоббировать развитие какого-то направления, предложить услуги заказчику, и этим мы будем заниматься, но заставить заказчика принять что-то, к чему он не готов, мы не имеем права.

Поймите, государству на самом деле для строительства технопарка не нужны никакие инвесторы – у него достаточно денег, чтобы построить все эти технопарки самостоятельно, но это не является его задачей ни в коей мере. Задача стоит принципиально иная – дать возможность развиваться разнообразным бизнесам как в отрасли частных инвестиций, так и в строительстве, развитии сервисов и высоких технологий. Я согласен, что каждый технопарк уникален, но это не означает, что если что-то где-то само закипает, то процесс должен происходить так, как он и начинался. Чтобы что-то кипело, должна быть кастрюля, в которой оно будет кипеть и которую мы сегодня с вами создаем. А все кастрюли друг на друга чем-то похожи. И мы не указываем вам, как именно варить в ней суп – это решайте сами.

– Касательно участия в управлении, на которое претендуют резиденты, скажу одно. Никто не запрещает вам быть инвесторами. Если вы лучше организаторов знаете, как правильно потратить деньги при строительстве и организации технопарка и хотите вложить туда свои средства, у вас как у резидентов безусловное право первой ночи! Могу гарантировать, что условия по строительству вам предложат гораздо лучше, чем для «РосЕвроДевелопмент», – пообещал Пономарев.

Мария ШКОЛЬНИК

Источник: «Навигатор»