Главная » Аналитика инноваций » Аналитика инноваций » Сделайте нам красиво
Контакты English

Сделайте нам красиво

18.12.07

На лицо ужасные, добрые внутри. Примерно так можно охарактеризовать значительную часть товаров широкого потребления, выпускаемых в России. Однако в последнее время от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна у нас стали переходить к делу – государство разработало проект концепции развития отрасли.

В наших магазинах разобраться порой бывает нелегко: вроде бы одинаковые чайники, а торговая марка на них разная. Такие недоразумения происходят потому, что отечественные производители чаще всего предпочитают создавать не оригинальные товары массового потребления, а модели, собранные на азиатских фабриках из готовых форм, уже использованных другими изготовителями.

Image

Пока промышленные отрасли, к примеру автопром, проигрывают борьбу иностранцам по другим позициям – цене, потребительским качествам товара, – им не до дизайна моделей. В тех случаях, когда отечественным производителям товаров массового спроса удается добиться вполне конкурентных качеств продукта, они начинают обращать внимание на его внешний вид. И все чаще обращаются к российским промышленным дизайнерам с просьбой разработать уникальный продукт, чтобы достойно конкурировать с иностранными брендами. Но услуги промдизайнеров кажутся заказчикам слишком дорогими – ведь сама отрасль промышленного дизайна у нас еще только формируется. Впрочем, понятие дороговизны относительно. На Западе услуги промдизайнеров составляют 70-150 евро в час, а в России – 1-1,5 тыс. рублей.

Государство решило поменять представление промышленности о промдизайне. Уже обсуждается концепция развития этого сектора экономики, которая предусматривает государственное софинансирование требующих дизайнерского оформления инновационных разработок промышленных предприятий, а также частичное субсидирование самих дизайнерских компаний и образования в этой отрасли. Кстати, сейчас классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». Согласно проекту концепции предполагается выделить его в отдельное направление – современный промдизайн. Это не только разработка внешнего вида товара, но и инжиниринговая деятельность. Как говорит председатель совета директоров SmirnovDesign Group Сергей Смирнов, сегодня активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта.

СОБЕРИ МАТРЕШКУ

ImageОтрасль промышленного дизайна в основном существует на средства, полученные от производителей товаров массового потребления. Совладелец студии DesignWorks Максим Кондратьев рассказывает, что пока большинство российских производителей предпочитают вместо разработки оригинального товара договариваться с фабриками в КНР о производстве продукта по схемам OEM (Original Equipment Manufacturer &mdash комплектация под определенным брендом товара из готовых форм) и ODM (Original Design Manufacturer – готовая модель, на которой проставляется торговая марка заказчика).

Работая по схеме ODM, производитель гарантирует заказчику, что не будет поставлять определенную модель для других клиентов в России или СНГ.

Подобная схема применяется в основном в низких ценовых сегментах, причем в условиях слабой конкуренции в этой нише со стороны международных брендов.

Руководитель управления внешних коммуникаций компании Kraftway Ольга Беликова рассказывает, как действует схема ODM, на примере производства корпусов для десктопов. «На рынке существует огромное количество корпусов. Компания-заказчик договаривается с производителями о возможности внести минимальные изменения в дизайн существующей модели – например, сделать кнопку «пуск» не красной, а зеленой. Азиатские производители предлагают привлекательную цену. Следующий шаг на пути создания имитации индивидуального внешнего вида – это заключение контракта с производителем корпусов на эксклюзивную поставку модели корпуса только для нужд определенной компании и размещение на корпусе шильдика с брендом этой компании. А индивидуальный дизайн – это удел сильных, больших игроков рынка».

Image 

Удачным примером выхода российского производителя ODM-продукции в средний ценовой сегмент дизайнеры называют бренд BORK. «Это тоже продукция ODM, – говорит дизайнер одной из российских компаний. – Например, широко рекламируемая стальная соковыжималка BORK в Европе и США известна под британской маркой Breville. Просто создатели этого бренда очень умело сыграли на бытовой технике, собранной из нержавеющих элементов, создали внутри низкого ценового сегмента некий hi-end. В продвижении этого продукта есть все составляющие части промдизайна – брендинг, позиционирование, эстетические и технологические составляющие, крупные вложения в рекламу, – нет только самого оригинального дизайна». И это означает, что в России в любой момент может оказаться такая же «брутальная» стальная соковыжималка, как и у BORK, только с товарным знаком Breville.

Представители компании «Ситроникс» (одно из направлений деятельности – производство потребительской электроники) считают, что проблемы российского промдизайна схожи с проблемами российской бытовой электроники. «Для того чтобы выдерживать конкуренцию с азиатскими производителями, нужно производить огромное количество продукции, условно говоря, по несколько миллионов единиц в год, и товары должны быть очень дешевыми. Или, наоборот, мелкосерийными и очень дорогими. Как, например, аудиосистема Sitronics Black Sound, в разработке которой участвовали эксперты, инженеры и профессиональные музыканты». Кстати, SBS стоит 20 тыс. долларов, и дизайн ее колонок чем-то напоминает матрешек.

ТРИ ТЕНДЕНЦИИ

Пока в России не слишком развито производство товаров массового спроса под собственными брендами (товары, произведенные в нашей стране под брендами мировых мейджоров, пока проектируются не в России), да и самих промдизайнеров не слишком много. Можно сказать, что компании, имеющие в портфолио больше десятка удачно запущенных в серийное производство проектов, в России можно по пальцам сосчитать.

Сергей Смирнов считает, что российский промышленный дизайн делится на три вида. Первый – это «околостуденческие» концептуальные работы. «Яркие, оригинальные, они побеждают на различных творческих конкурсах. Это свойственно российским дизайнерам. Денег на этом не заработать, но можно создать имя и в итоге получить хорошую работу», – говорит Смирнов.

Второй вид – это редкие, интересные работы, которые компании делают для себя, «полусувенирные» продукты. Дизайнерские компании сами инвестируют в них и затем пытаются вывести на рынок, наладить систему сбыта. «Я бы сказал, что это венчурный бизнес. Эта ниша соперничает с сегментом редких подарков типа сети магазинов Le Futur, эти изделия ближе к арт-объектам, нежели к утилитарным предметам, – продолжает Сергей Смирнов. – И третье направление промдизайна скорее можно называть бизнес-консалтингом или разработкой нового продукта. Такие дизайнерские компании при разработке модели ставят целью принести прибыль заказчику. Промдизайн для них является инструментом для достижения цели, которую ставит клиент. Эти компании проводят большую конструкторскую работу, фактически они становятся временным инновационным отделом предприятия заказчика. Наша компания занимается не только дизайном, но и подготовкой производства, литьем, корпусов, исследованиями предпочтений потребителя и эргономичности модели, брендингом. Я не думаю, что подобный процесс развития будут проходить все отраслевые компании. Но часть последует нашему примеру».

Image

Сегодня крупнейшие игроки этого рынка – группа SmirnovDesign и Студия Артемия Лебедева. Направления развития крупнейших участников рынка характеризуют основные тенденции становления отечественного промдизайна. Легендарная студия начинала свою деятельность с веб-дизайна, а в 2001 году владелец и руководитель компании Артемий Лебедев создал группу промышленного дизайна. Впоследствии его студия превратилась в диверсифицированный холдинг, который занимается оформлением сайтов, промдизайном, графическим, городским и интерьерным дизайном.

Группа Сергея Смирнова SmirnovDesign делает акцент на синтезе дизайнерских и конструкционных решений.

Развивается у нас и направление автодизайна. Представляющие этот сегмент компании по сложившейся практике всегда были склонны к развитию по инновационной модели. По словам директора компании «Автодизайн» (основная специализация – дизайн грузового транспорта) Сергея Екимова, большинство российских производителей сейчас не занимаются дизайнерскими разработками новых моделей, предпочитая приобретать за рубежом лицензионные готовые проекты. Например, КамАЗ заказывал «Автодизайну» только рестайлинг кабины, а новую кабину разрабатывать, похоже, не собирается. «Российские автоконцерны не направляют деньги в дизайн, они считают, что это дорого и безрезультатно», – расстраивается Сергей Екимов. Видимо, на инновационный дизайн нужно тратить не те суммы, которые готовы платить наши автомобилестроители, а значительно большие, причем постоянно – без вывода новых моделей российский автопром на пять-десять лет отстал в развитии даже от недавно вышедших на автомобильный рынок китайцев.

Image

Дизайнер не слишком верит, что российский автопром сможет догнать конкурентов, однако его обнадеживает то обстоятельство, что на последнем парижском автосалоне АвтоВАЗ представил разработанный в своей студии новый концепт-кар. А в целом Сергей Екимов больше рассчитывает на то, что по мере развития сборочного производства иномарок в РФ российские власти будут ужесточать требования к локализации производства, в том числе и обязывать иностранные концерны заказывать автодизайн моделей, предназначенных для национального рынка, у местных компаний. «У российских специалистов сейчас появляется все необходимое оснащение, для того чтобы конкурировать с мировыми автодизайнерами: оборудование, программное обеспечение, математическое моделирование, фрезерные станки с ЧПУ», – считает Сергей Екимов. Его компания, например, уже более десяти лет разрабатывает и производит автомобильные кузова типа «свинг» для концерна Coca-Cola.

ИНОГДА ТАКОЕ СЛУЧАЕТСЯ 

Image
Глава SmirnovDesign Group Сергей Смирнов утверждает, что ментальные и эмоциональные предпочтения российских потребителей в промдизайне лучше других знают только российские же специалисты
Image
Одна из основных причин слабого развития в России промышленного дизайна, считает Максим Кондратьев из DesignWorks, в том, что наши компании до сих пор предпочитают покупку готовых дизайнерских решений в Китае
Image
По словам директора компании «Автодизайн» Сергея Екимова, большинство российских автопроизводителей сейчас не занимаются дизайнерскими разработками новых моделей, в лучшем случае речь идет об отдельных элементах кузова
Image
Чтобы лучше продвигать на мировые рынки продукцию наших предприятий, нужно компенсировать им часть затрат на дизайнерские разработки – считает руководитель Экспертного клуба Минпромэнерго РФ Георгий Афанасьев

Когда по потребительским качествам продукт отечественного производства не уступает иностранным брендам, изготовители начинают борьбу за «экстерьер». Петербургская компания «Изотерм», производящая медно-алюминиевые конвекторы для систем отопления, обратилась для разработки новых моделей к Студии Лебедева и теперь обыгрывает результат в своем рекламном слогане: «Красивая батарея. Иногда такое случается».

Специалист по связям с общественностью «Изотерма» Мария Тимошина рассказывает, что компания изначально являлась российско-шведским производством (в 2005 году «Изотерм» сменил владельцев), и модели конвекторов разрабатывались еще в начале создания производства, 16 лет назад. Естественно, сегодня они устарели, и компания приняла решение обратиться за разработкой новых моделей в Студию Лебедева, которая уже работала над некоторыми решениями в направлении «Умный дом».

В течение 2005 года конструкторы компании «Изотерм» и дизайнеры Студии Лебедева создали дизайн конвекторов Atoll Pro, Atoll Pro-T и Rodos. «Я могу сказать, что год – это рекордно короткий срок для разработки новой модели для российского производителя. В среднем такой процесс занимает от трех лет!» – говорит Мария Тимошина. В срок входит создание дизайна, конструирование теплового пакета, полная модернизация производства, получение всех необходимых лицензий, сертификатов, написание всех технических рекомендаций в НИИ сантехники. Кроме того, компания проводила мониторинг официальных дилеров, учитывая перед разработкой новых моделей предпочтения, специфику регионов распространения. Проект «Изотерма» полностью окупается, и сейчас предприятие стремится перейти на новую продукцию. Прибор отвечает всем основным критериям концепции интеллектуального здания, у него оптимизирована конструкция теплового пакета и разработана форма корпуса, максимально повышающие теплоотдачу. И наконец, это красиво.

Максим Кондратьев из студии DesignWorks рассказывает, что помимо редизайна российские производители обращаются за разработкой инновационного продукта. Например, компания «Эол» (производитель воздухоочистителей TREE) приобрела в США лицензию на технологию очистки и дезинфекции воздуха, при этом американский продавец не располагал промышленным образцом продукта, созданного на базе своей технологии.

В итоге DesignWorks провела комплексную разработку серийного продукта, включающую стилистическую и инженерную части. Были созданы и изготовлены упаковка и сопроводительная документация, проведена отладка технологических циклов литья корпусных деталей, спроектированы и оборудованы посты серийной сборки продукции на производстве. Воздухоочиститель прошел все испытания и был успешно выведен на рынок. «В последнее время большинство заказчиков обращаются к нам не только за «базовым комплексом» промдизайнерских услуг, включающим в себя стилистическую и инженерную часть проекта, а просят комплекс, включающий этапы прототипирования, тестирования продукта и поддержку по всем вопросам, связанным с подготовкой производства и дальнейшей рыночной жизнью продукта, – отмечает Максим Кондратьев. – Было время, когда компании, занимающиеся промышленным дизайном, выдавали красивые эскизы, с которыми заказчик зачастую не знал, что делать. В лучшем случае клиенту приходилось отдавать такие картинки на откуп азиатским инженерам и изготовителям и в итоге получать корявые образцы. В результате наступало разочарование в эффективности вложения денег в собственные разработки. Такая ситуация возникала, во-первых, из-за нежелания оплачивать полный цикл разработки и стремления сэкономить на услугах разработчиков, во-вторых, из-за отсутствия опыта многих разработчиков по комплексному созданию и внедрению продукта».

Ольга Беликова из Kraftway рассказала, что для серийного производства домашних ПК компания использует корпуса, дизайн для которых был разработан SmirnovDesign. «Раньше мы в основном работали на рынке b2b, поставляя продукцию государственным и корпоративным клиентам. Для таких клиентов дизайн корпуса компьютера имеет не первостепенное значение, они выбирают продукт не по критериям его внешнего вида». Но затем ИТ-производитель принял решение расширить розничные продажи. «Розничный покупатель гораздо больше внимания уделяет внешнему виду компьютера. К тому же для построения в массовом сознании действительно сильного бренда абсолютно необходимы такие атрибуты, как узнаваемость, уникальность и «защищенность от копирования» дизайна товара», – рассказывает Ольга Беликова. Тогда компания решила обратиться к специалистам в области промдизайна и заказать у них уникальный актив.

ImageСинечерная модель корпуса выдержана в корпоративной цветовой стилистике Kraftway. Представитель компании говорит, что ей сложно оценить влияние нового дизайна на изменение объема продаж (если несколько лет назад компания работала только с одной федеральной сетью «М.видео», то сейчас вошла на полки сетей «Белый Ветер», «Техносила» и «Мир»), потому что одновременно с выводом на рынок новой модели Kraftway значительно расширила представительство в розничных сетях, и в бурном росте показателей продаж нужно учитывать сразу несколько факторов. Для остальных видов продукции ИТ-производитель заказывать оригинальный дизайн пока не планирует. «К примеру, объем реализации серверов составляет около десяти тысяч единиц в год. А дизайн будет стоить значительных дополнительных затрат, тем более для большого количества моделей. Не факт, что потребитель заплатит эту цену», – говорит Ольга Беликова.

КРАСОТА – ЭТО СТРАШНАЯ СИЛА

Если производители еще не всегда понимают необходимость промышленного дизайна, то государство уже готово стимулировать отрасль и сейчас разрабатывает концепцию государственной политики ее развития до 2008 года. В апреле Минэкономразвития представило проект документа, предусматривающий разработку и финансирование ряда мер, направленных на развитие промдизайна и дизайна городской среды. Документ разрабатывался при участии Минпромэнерго, представителей отрасли и профессионального сообщества.

По словам руководителя Экспертного клуба Минпромэнерго РФ Георгия Афанасьева, чтобы продвигать продукцию отечественных производителей на мировые рынки, предлагается компенсировать часть затрат предприятий на инноватику и внедрение промышленного дизайна. Компенсации логично предоставлять на конкурсной основе. Механизм субсидирования части затрат малого бизнеса по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юрлица или продукции, работ, услуг может быть реализован через госпрограмму по поддержке малого предпринимательства. Согласно проекту программы возможно целевое финансирование консультационных услуг по повышению эффективности дизайна и поддержки малых предприятий, которые работают в этой сфере. Предприятия среднего и большого бизнеса в соответствии с проектом получат субсидии на разработку новых промобразцов в рамках ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы». Одно предприятие может получить до 3 млн рублей в течение года (из них до 750 тыс. рублей – на проектирование одного образца промышленной продукции и до 750 тыс. рублей – на предоставление консалтинговых услуг по совершенствованию управления в области использования промышленного дизайна, маркетинга и управления инновациями). При предоставлении поддержки 150 предприятиям это потребует выделения 450 млн рублей в год.

Image

Также предполагается учреждение премии правительства РФ в области дизайна с ежегодным призовым фондом в 7,5 млн рублей и предоставление субсидий на прохождение эргономической экспертизы рабочих мест на производстве, позволяющей обеспечить снижение производственного травматизма и рост производительности труда (250 тыс. рублей для 200 предприятий, или 50 млн рублей в год). Экспорт дизайнерских услуг государство тоже намерено поддерживать, особенно в части сертификации, регистрации, участия в ярмарках и выставках, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (120 млн рублей в год). Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий.

Кроме того, предполагается расширение практики сертификации предприятий по стандартам менеджмента качества и финансирование образовательных программ в области дизайна в рамках реализации государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Первой будет модернизирована система профобразования в Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

Помощью дизайнерам, согласно концепции, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна.

Благодарим за помощь в подготовке материала Александра Матвеева 
и Владимира Самойлова из студии «Studio.Designet».
 

Наталья Иркутская

Источник: «Энергия промышленного роста»