Главная » Аналитика инноваций » Обо всем » Школьники выявили нищету российской картографии
Контакты English

Школьники выявили нищету российской картографии

27.03.08

ImageКосмическое краеведение – новое направление исторических исследований с использованием космоснимков - позволило школьникам прикоснуться к тайнам веков и самим обнаружить впечатляющие свидетельства кризиса отечественной картографии.

Лауреатами прошедших в Москве 2-х Всероссийских юношеских Королевских чтений стали школьники из Калуги, которые подготовили серию докладов по использованию космических снимков в своих первых исследованиях истории Калужской земли.

Одна из работ школьников была посвящена истории Гжатского тракта – торгового пути из Юхнова в Гжатск, известного с конца XVI века, который соединял степные хлебные районы с северными губерниями страны. Однако к настоящему времени древняя дорога не сохранилась на всем протяжении.

Школьники собирали древние карты, изучили историю края, доступные интернет-источники, нашли по спутниковым снимкам оставшиеся участки дороги и предприняли летом туристические походы по тракту.

Гжатский тракт: от Петра Великого до гитлеровского нашествия

Развитие Гжатского транспортного пути, как и многое в России начинается с Петра Великого, который издает указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из южных и центральных российских губерний в столицу. Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Петр Великий повелел считать Гжатскую пристань «житницей Петербурга».

Быстрорастущая Гжатская слобода во времена Екатерины II становится уездным городом Гжатск (ныне – Гагарин) и получает герб в виде «нагруженной хлебом и готовой к отправлению барки». 
Торговый путь способствовал экономическому развитию края, вокруг росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани, не оставляя земледелия.

В годы Отечественной войны 1812 года вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы Семена Храповицкого, благодаря чему Юхновский уезд не был оккупирован и разорен армией Наполеона.

Существование Гжатского тракта заканчивается в ХХ веке. Транспортный путь изображен на русских картах издания 1911 года масштаба 1 к 300 000. В годы Великой Отечественной войны копии этих карт использовали части Вермахта при наступлении на Москву в октябре 1941 года в ходе операции «Тайфун».

По данным немецких оперативных карт 1941 года, опубликованных в книге Льва Лопуховского «Вяземская катастрофа 1941 года», части моторизованной дивизии СС «Райх» (на карте – SS R), захватив Юхнов 5 октября 1941 года, прошли по Гжатскому тракту из Юхнова на Гжатск. В результате эсэсовцы перерезали Минское шоссе и 9 октября вошли в Гжатск, сформировав внешнее кольцо вокруг окруженных под Вязьмой советских армий.

В ходе контрнаступления под Москвой в январе-марте 1942 года на Гжатском тракте снова развернулись кровопролитные бои, в результате которых 33-я армия легендарного генерала Ефремова, прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение.

В дни контрнаступления под Москвой Гитлер в директиве от 15 января 1942 года требовал, чтобы при отводе немецких войск «дороги Юхнов-Гжатск-Зубцов-Ржев оставались свободны в качестве поперечной связи сзади фронта», однако удержать Гжатский тракт на всем протяжении гитлеровцам не удалось.

Окончательное освобождение пришло только в марте 1943 года. Война стала катастрофой для края. После двухлетней оккупации и ожесточенных боев окрестные деревни были разорены или сожжены, а местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и Юхнов превращены в развалины. Отступая, гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.

Гжатский тракт сегодня

Сегодня некоторые участки Гжатского тракта послужили основой современных автодорог, в других местах движение по тракту затруднено даже на внедорожниках.

На местности тракт угадывается среди заросшей травы по наличию насыпи и посадкам деревьев, благодаря чему местоположение дороги можно определить даже на детальных космических снимках.

О прошедшей войне до сих пор напоминают памятные обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни, отмеченные на старых картах, сегодня превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в погосты.

В 2003 году на месте уничтоженной гитлеровцами на Гжатском тракте деревни Никитино, известной с XVI века, установлен поклонный крест.

Часть древнего торгового пути сегодня проходит по территории национального парка Угра, где в бывшем здании Беляевского лесничества открыт тематический музей, посвящённый Гжатскому тракту.

Российские и советские карты – две большие разницы

В своих первых исследованиях калужские школьники столкнулись с вопиющими «вольностями» современных российских картографов. Так, в региональном атласе Калужской области 2002 года издания на месте начала Гжатского тракта у города Юхнова (стр. 11), показана автодорога с асфальтовым покрытием, пересекающая реку Угра через несуществующий мост.

Изучив побережье Угры в районе Юхнова, школьники установили, что моста здесь нет очень давно, много десятилетий. Как нет и асфальтированной трассы сразу за переправой (дорога начинается через несколько километров).

Атлас издан 439-й центральной экспериментальной военно-картографической фабрикой, расположенной в Москве. На обложке атласа указано, что фабрика – ведущее предприятие топографической службы ВС РФ, которая выпустила атласы территорий уже 40 субъектов Федерации и не намерена останавливаться на достигнутом. Сейчас можно только предполагать, почему картографы решили «нарисовать» мост. Возможно, стройка был запланирована, но не реализована местными властями, но и этот факт не может служить оправданием для картографических фантазий.

Интересно, что военные карты советской эпохи, доступные сегодня в Интернете, отражали реальность гораздо точнее, чем труды их российских последователей. На старой советской карте Генерального штаба ВС СССР 1985 года (масштаба 1 к 200 000), доступной на Интернет-сайтах, мост через реку Угру в районе Юхнова отсутствует, а сам Гжатский тракт показан грунтовыми или лесными дорогами.

Космическое краеведение, опирающееся на достоверные и доступные космические снимки и исторические карты, становится новым и интересным направлением изучения истории края.

Работами ребят руководят преподаватели школы №22 Батышова В.Н. и Моисеева О.Е. при поддержке управления образования г. Калуги и ВДМЦ АКО им. Королева.

Алексей Кучейко

Image
Фрагмент карты из «Регионального атласа. Калужская область», изданного 439 ЦЭВКФ в 2002 году (стр. 11). На карте отмечен мост через Угру и асфальтированная дорога, совпадающая с началом Гжатского тракта и уходящая себе на северо-запад 
 
Image
 Взорванный гитлеровцами храм в Юхнове (фото с исторического форума сайта ugra.alexandrovi)
 
Image
 Карта Вермахта, на которой показан прорыв мотодивизии СС «Райх» (на карте – SS R) по Гжатскому тракту от Юхнова на Гжатск 8-9 октября 1941 года (карта из книги Льва Лопуховского «Вяземская катастрофа 41-го года»).
 
Image
 Гжатский тракт на старой карте XIX века (карта с сайта ugra.alexandrovi)
 
Image
 Следы войны в районе Гжатского тракта (фото с сайта автопробега по Гжатский тракт inuosoldato.livejournal.ru)
 
Image
Положение Гжатского тракта на детальном космическом снимке можно проследить до сих пор. Район деревни Павловское. (фрагмент спутникового снимка IRS с сайта New.Kosmosnimki) 
 
Image
Памятный обелиск воинам 222 сд 33-й армии командарма Ефремова у деревни Алферово в районе Гжатского тракта. Весной 1942 года до прорыва из окружения на Угре бойцам оставалось 2 км, но лишенные танков и тяжелого вооружения дивизии 33-й армии были обречены на гибель 
 
Image
 На космических снимках мост через Угру в самом начале Гжатского тракта отсутствует (спутниковый снимок с сайта Google Earth)
 
Image
Гжатский тракт у Юхнова (красным кругом выделена деревня Никитино) на военно-топографической карте Калужской губернии 1850 года (карта с сайта ugra.alexandrovi.ru) 
 
Image
Поклонный крест, установленный в 2003 году на месте бывшей деревни Никитино на Гжатском тракте. 
 
Image
 Положение Гжатского тракта на детальном космическом снимке можно проследить до сих пор. Район деревни Павловское (фрагмент снимка IRS)
 
Image
 Район переправы через Угру, где по версии картографов 439 ЦЭВКФ сейчас находятся мост и асфальтированная дорога (снимок учащихся школы №12 г. Калуга).

Источник: R&D.CNews