Главная » Аналитика инноваций » Наука и образование в России » Степени свободы института
Контакты English

Степени свободы института

10.05.07

В рамках настоящей статьи мы остановимся на рассмотрении возможности  вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности (в том числе объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) научными организациями,  являющимися учреждениями. 

Данный выбор сегмента рассмотрения объясняется тем, что, с одной стороны, государственные учреждения, являющиеся основными исполнителями НИОКР,  в большинстве случаев не имеют права на распоряжение закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств выделенных им собственником по смете.

А с другой стороны, именно в форме учреждения функционирует большая часть научных структур, необходимость вовлечения в рыночные отношения которых сейчас активно обсуждается в рамках программы реформирования российской науки.

Каков же на данный момент правовой статус учреждений и какова их степень свободы для ведения предпринимательской деятельности?

В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления  (ст. 296 ГК РФ). При этом за собственником имущества остается право в одностороннем порядке изымать у учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества:

1) имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете, и 
2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе.

Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.

В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида. Пункт 2 названной выше статьи  позволяет учреждению самостоятельно распоряжаться имуществом второго вида, если, разумеется, таковое у него имеется.

Нас интересует,  в первую очередь, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них.

Поэтому основные вопросы – что включает в себя понятие «самостоятельное распоряжение»? Как отделить  результаты интеллектуальной деятельности, переданные собственником научной организации или полученные ею, но принадлежащие собственнику, от результатов интеллектуальной деятельности, которыми научная организация может распоряжаться самостоятельно?  Какими  правами обладает научная организация в отношении результатов интеллектуальной деятельности, полученных ее  при проведении НИОКР, финансируемых не из бюджетных средств, но с использованием технической и интеллектуальной  базы собственника?

Доход, полученный в результате осуществления предпринимательской деятельности, как и приобретенное за его счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

Это имущество не может быть изъято учредителем, даже если учреждение использует его не на уставные цели. Правовой режим, который установлен законодательством для имущества, приобретенного учреждением на доходы от предпринимательской деятельности, большинство юристов относит к праву  хозяйственного ведения. 

Т.е. данным видом имущества научная организация может распорядиться  по собственному усмотрению (например, продать, сдать в аренду, самостоятельно использовать  и т.п.).

При этом за собственником сохраняется право на получение части прибыли от использования данного имущества. Это положение нашло свое отражение в  Постановлении  Правительства РФ № 685 от 17 ноября 2005 г. «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Данное  постановление  утвердило  Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, согласно которому права на  результаты научно-технической деятельности, получаемые в государственных учреждениях , закрепляются за ними на условиях типового договора, форма которого должна быть утверждена  Правительством РФ.

Пока же следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отражению в государственных контрактах вопросов правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, утвержденными Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 2 марта 2006 г.

В частности, условия распоряжения правами на результаты, полученные при выполнении работ, целесообразно закрепить отдельным соглашением (договором), которое будет являться неотъемлемой частью государственного контракта. Хотя допускается и включение соответствующих условий непосредственно в текст государственного контракта.

Действующим законодательством на данный момент закреплена обязанность исполнителя (в случае сохранения за ним прав на результаты работ) безвозмездно предоставить по требованию государственного заказчика указанному им третьему лицу прав на использование полученных результатов.

Кроме того, на организацию-исполнителя  могут быть наложены следующие ограничения:

  • права на результаты научно-технической деятельности, полученные в рамках государственных контрактов и закрепленные за организацией-исполнителем работ по контракту, должны быть использованы ею в собственном производстве или же на основе лицензионного договора;
  • в ряде случаев организация-исполнитель получит право на использование результатов только на территории РФ.

Вполне логичным является ограничение, направленное на эффективность использования закрепленных прав, устанавливающее, что если в течение четырех лет с даты получения исключительных прав организация-правообладатель не предприняла необходимых действий для их практического использования и не предполагает каких-либо шагов в этом направлении, то она должна будет передать полученные ранее права государственному заказчику или уполномоченному им лицу.

Очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом чаще всего происходит включение в новое произведение  ОИС, которые уже представлены в объективной форме. 

Вместе с тем, действует главное правило – авторские права на исходные произведения, являющиеся ОИС, на базе или при использовании которых создается «новое» произведение, не должны быть нарушены.   Авторские права на вновь созданные произведения принадлежат непосредственно лицу, которое их создало, но не препятствует иным лицам осуществлять собственную переработку или подбор. 

Таким образом, если научная организация включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Иными словами при создании нового объекта на базе предшествующей интеллектуальной собственности и информации, принадлежащих собственнику научной организации,  необходимо  иметь соответствующие правомочия для дальнейшего использования и распоряжения производным произведением.

Самостоятельное распоряжение, таким образом, возможно, но в пределах, которые в каждом конкретном случае будут определяться совокупностью факторов, как то: условия государственного  контракта, условия договора о передаче прав на результаты работ, полученных в рамках государственного контракта, источник финансирования работ, соответствие уставным целям  научной организации осуществляемая деятельность и  т.п.   

Следующим шагом на пути осуществления «самостоятельного распоряжения» имуществом (имущественными правами) является задача выявления, идентификации и легализации этого имущества: проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности и отделение объектов, в отношении которых научная организация может принимать самостоятельные решения, от остальных; легализация выявленных объектов в рамках бухгалтерского и налогового учета научной организации. 

Задача осложнена тем, что, во-первых, не все результаты научно-технической деятельности, в том числе ОИС, легализованы в   научной организации, их создавшей, т.е.: не обеспечены первичными документами, которые служат основанием для  подтверждения самого факта создания объекта и его оценки;  не отражены в бухгалтерском учете организации; в отношении них не предприняты охраноспособные действия (не получены патенты, свидетельства и т.п.). ОИС можно ввести в состав имущества научной организации в виде нематериального актива (НМА).

Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 г. №25н  «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» внес корректировки в существующее ранее определение НМА, устранив ряд разногласий, которые ранее возникали между налоговым и бухгалтерским учетом (в частности, в отношении ноу-хау),  и расширив  возможность учета объектов,  имеющих экономическую ценность, с точки зрения их последующей коммерциализации.

В соответствии с утвержденной Инструкцией к НМА относятся исключительные права на ОИС, если они одновременно удовлетворяют  следующим требованиям:

  • не имеют материально-вещественной (физической) структуры;
  • могут быть идентифицированы (выделены, отделены) от другого имущества учреждения;
  • используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
  • учреждением не предполагается последующая перепродажа этих активов;
  • у учреждения имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительных прав на него (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или прав учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

При ведении учета НМА следует обратить внимание на то, что  все   ключевые операции (постановка и снятие c учета, начисление амортизации) производятся с учетом того, что  срок полезного использования актива определяется сроком действия соответствующего охранного документа. Если охранные документы не получены, а срок полезного использования определить невозможно, то все операции бухгалтерского учета производятся из расчета 20 лет, в то время, как для  налогового учета применяется 10 лет в соответствии со ст.258 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Для реализации ОИС важно правильно его оценить.  При создании актива самой научной организацией его первоначальная стоимость определяется исходя из связанных с этим фактических затрат. Первоначальная стоимость может корректироваться в связи с последующей модернизацией или переоценкой актива (Приказ Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минимущества РФ и Госкомстата РФ от 25 января 2003 г. N 25/6н/14/7 «Об утверждении Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений»).

Первоначальная (и далее текущая балансовая стоимость) ОИС, как правило, существенно ниже его рыночной стоимости, по которой учреждение заинтересовано его реализовать, что может привести к увеличению размера налога на прибыль, уплачиваемого  учреждением. Что касается налога на имущество, то в соответствии со ст. 374 НК «Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета», т.е.  НМА не упоминаются в составе объектов налогообложения.  Также надо иметь  в виду, что при продаже имущества, числящегося на балансе по стоимости с учетом входного НДС, налог на добавленную стоимость нужно будет заплатить в соответствии с п. 3 ст. 154 НК  РФ.

Имущественные права на ОИС могут быть переданы другим лицам в силу закона, либо в соответствии с условиями договора. Общее условие таких договоров (лицензионных договоров) состоит в том, что правообладатель передает другому лицу право на использование конкретного объекта оговоренным в договоре образом. Объем предоставляемых правомочий может быть различным и определяется соглашением сторон. Единственное ограничение по объему передаваемых прав вполне традиционно: правообладатель не может передать больше прав, чем имеет сам.

Особенности регулирования договорных отношений при передаче прав на ОИС являются предметом рассмотрения отдельной статьи.

Марина Гордеева

Источник: «ScienceRF»