Главная » Аналитика инноваций » Современная экономика и общество. Аналитика » Тезисы выступления Статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития РФ А.В. Поповой на совещании в Государственном университете - Высшей школе экономики
Контакты English

Тезисы выступления Статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития РФ А.В. Поповой на совещании в Государственном университете - Высшей школе экономики

19.02.09

10 февраля 2009 г. Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Попова выступила на совещании «Доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса» в Государственном университете - Высшей школе экономики

Тезисы выступления Статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой на совещании в Государственном университете - Высшей школе экономики, 10 февраля 2009 г.
 
Уважаемые коллеги!
 
В условиях финансового кризиса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ.

Антикризисные программы, принимаемые в разных странах, содержат комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской инициативы граждан, максимальное снятие административных ограничений, связанных с началом собственного дела и финансовые субсидии малому предпринимательству.

Как вы знаете, содержит подобные меры и российская антикризисная программа. Но еще до ее разработки и реализации огромная работа была предпринята по снятию административных барьеров для развития предпринимательства.

С 1 июля 2009 года вступает в силу новый  Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым  закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Например: предоставление гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и розничная торговля. Именно в этих сферах подавляющее число предприятий – субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах, будет легче всего начать собственное дело.

Плановые проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка  - только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономразвития ведет разработку необходимой нормативной базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление в силу норм закона.

В конце 2008 года были внесены изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе. Обеспечение  допуска малых и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при размещении госзаказа, по нашим оценкам,- это  триллион рублей в год для малого бизнеса.

Какие же меры уже приняты? Во-первых, требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Квоты на закупки распространяются теперь не только при конкурсном размещении заказов, но и при проведении аукционов. Кроме того, ФАС намерена жестко отслеживать выполнение данной нормы государственными заказчиками, выдавать предписания при неисполнении.

Также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым в 5 раз (до 15 млн. рублей) предлагается увеличить максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди  субъектов малого предпринимательства. Такое увеличение основано, в том числе на исследовании, проведенном Опорой России в 10 регионах РФ. 

Кроме этого, подготовлен проект постановления, существенно расширяющий перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Мы подробно вместе с предпринимательским сообществом проанализировали номенклатуру закупаемых товаров и услуг и включили максимально широкий перечень позиций. Это более 60% всей номенклатуры.

Большой потенциал для увеличения участия малых компаний  в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционах. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. По данным Росстата в 2008 году при аукционах 21% контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства, при конкурсах – только 12%.

 В 2009 году Минэкономразвития проведет отбор электронных площадок для проведения электронных аукционов и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет основным.

При размещении государственного оборонного заказа также необходимо стимулировать участие малого бизнеса. Я не говорю сейчас о контрактах на поставку вооружений и военной техники. Однако, контракты на существенные суммы в рамках ГОЗ предусматривают заказы на продукцию швейной промышленности, продукты питания. На эти заказы целесообразно распространить меры по стимулированию малого бизнеса.

Далее - закупки естественных монополий. Законопроект, распространяющий нормы о госзаказе на закупки естественных монополистов внесен в Правительство РФ и будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний в рамках антимонопольного пакета законопроектов Правительства.

Все эти меры позволят малым компаниям получить заказы более чем на 1 трлн. руб.
Кроме стимулирования спроса на продукцию малого бизнеса, комплекс мер направлен на имущественную поддержку.

Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий – арендаторов.

В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.

Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно.

Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды. (Например, Правительство Москвы установило на 2009 год ставку аренды помещений 1000 рублей в год за 1 кв.м. – в отношении имущества, находящегося в казне города).

В феврале мы ожидаем принятия постановления Правительства Российской Федерации (внесено Минэкономразвития России) об установлении льготных арендных ставок при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. Постановление будет распространяться как на казенное имущество, так и на имущество федеральных унитарных предприятий. Мы предложили установить следующие льготы: первый год аренды – 40% от рыночной стоимости имущества, второй – 60%, третий и далее – 80%. Существенным является тот факт, что передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.

Определение минимального срока аренды в 1 год позволит исключить случаи предоставления помещений в аренду без соответствующей регистрации, что в первую очередь существенно защитит права малых и средних компаний.

Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – это подключение к электросетям. В представленном в Правительство Российской Федерации проекте постановления предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с мощностью до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт – можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

Хотя и принят ряд мер в области налогообложения, в целом необходимо сказать, что нам не удалось принять существенных решений, ослабляющих налоговую нагрузку для малого бизнеса.

С этого года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек, также перечень видов деятельности для применения патента расширен на ряд сельскохозяйственных работ, распространен на медицинских работников.

Кроме того, субъектам Российской Федерации делегировано право принятия решения о снижении с 15% до 5% налоговой ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения. Ряд регионов уже принял такие решения.

К сожалению, не принято решение по повышению порога по упрощенной системе налогообложения (Минэкономразвития предлагало повышение хотя бы до 60 млн. руб. в год).

Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования.

Проводимый Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп роста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Если за первое полугодие 2008 года он составил 31,28 %, то за период июль – октябрь упал до 2,67 %.  А за ноябрь –декабрь по 6 крупнейшим банкам, кредитующим малый бизнес, совокупный кредитный портфель упал более чем на 50 млрд. руб. (с 853 млрд. руб. до 795) или на 6%.

Одновременно в четвертом квартале средневзвешенная ставка по кредитам МСП достигла 20 % (13% на начало года).

Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Связано это и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно меньшей прозрачностью, более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов. Исходя из этого, необходимы меры государственной поддержки и стимулирования кредитования.

Меры, предпринимаемые Правительством для поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях.

Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля одобренная наблюдательным советом ВЭБа. На реализацию данной  программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка. 

Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом.

Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая  кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

Во-вторых, банкам предоставляется длинный ресурс – субординированный кредит в капитал второго уровня при условии наличия портфеля кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу. Решение о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и только тем банкам, у которых уже имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято наблюдательным советом ВЭБа.
При этом осуществляется оперативный мониторинг объемов средств, направляемых банками на кредитование субъектов МСП.

Для осуществления мониторинга Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию, которой оказывается государственная поддержка. Сейчас такая работа ведется.

Необходимо также отметить и решение Банка России о включении в перечень активов, принимаемых в обеспечение для получения финансирования в Центральном Банке, кредитов и векселей малых предприятий. В первую очередь, такие поправки помогут  региональным банкам, портфели которых формируются за счет развития малых компаний.

В заключение – несколько слов о Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Несмотря на осуществляемое  секвестирование бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении (более чем в 2,5 раза) финансирования данной программы до 10,5 млрд. руб.

Важно отметить, что Минэкономразвития России с 2005 года вело программу поддержки данного сектора экономики. За прошедшее время удалось сформировать основные контуры системы поддержки предпринимательства, определить компетенции и ответственность участников, отработать основные механизмы.

Федеральная программа идет в 78 субъектах Российской Федерации.

Приоритеты программы  направлены на активное содействие созданию новых компаний:

1. Предоставление грантов начинающим. Пока такие программы реализуется только в 12 регионах.

Считаем, что  в 2009 году все субъекты Российской Федерации должны предоставить грантовую поддержку начинающим. Это особенно актуально для лиц, потерявших работу. Как показывает опыт, каждый 10-тый наемный работник выражает заинтересованность начать свое дело.

Программа позволяет не просто поддержать предпринимательскую инициативу гражданина, но содействует созданию новых рабочих мест.

По нашим расчетам, в 2009 году мы можем поддержать около 15 тысяч стартующих предпринимателей грантами по 300 000 рублей;

2. Развитие организаций микрофинансирования – это логическое продолжение грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

Микрофинансирование – финансовый инструмент, который на практике способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского кредитования сектора малых компаний. Именно поэтому поддержка таких услуг увеличит доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса. Мы уже поддержали такие проекты в 25 регионах.

А сейчас 2/3 субъектов Российской Федерации, с которыми мы провели встречи, намерены в 2009 году создать или докапитализировать фонды, предоставляющие микрозаймы предпринимателям.

Объемы таких займов – до 1 миллиона рублей. В 2009 году при поддержке федеральных и региональных властей должно быть выдано не менее 20 000 займов.

К мерам, направленным на обеспечение доступа к финансовым ресурсам мы относим:

1. Создание гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уже сейчас 16 регионов подтвердили свои планы по созданию новых региональных гарантийных фондов. Это дополнительно к уже действующим 34 фондам.

Таким образом, более половины субъектов Российской Федерации к концу 2009 году предоставят такие услуги предпринимателям.

Средний размер кредита, обеспеченного фондом, сейчас не превышает 2 млн. рублей. Гарантиями покрывается до 70% кредита;

2. Субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства  мы рассматриваем как одну из самых оперативных и доступных мер, направленных на обеспечение доступности кредитования.
 
Считаем, что при акценте поддержки в приоритетных отраслях программа позволит обеспечить субсидиями каждый 10-й кредит.

Очень важно обеспечить равный доступ всех предпринимателей к государственной поддержке. Именно поэтому распределение субсидий федерального бюджета планируется по регионам пропорциально доле малых компаний, действующих на территории региона.

Корректировка данного расчета будет произведена для тех субъектов, в которых будет фиксироваться существенное увеличение числа безработных граждан – потенциальных предпринимателей.

В этом году мы также снизили требования по софинансированию мероприятий программы из регионального бюджета – с 50 до 30%.

Более того, впервые в 2009 году предусматривается возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета - до 60% в течение первого полугодия 2009 года. Это значит, что заинтересованные регионы смогут тратить федеральные средства уже в 1 квартале текущего года.

Всего реализация мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства только за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 – до полумиллиона рабочих мест. 

Считаем, что представленные меры позволят не только обеспечить поддержку в тяжелые кризисные времена, но и создать задел развития малого бизнеса на посткризисное время.

 

Источник: Пресс-служба Министерства Экономического Развития Российской Федерации