Главная » Аналитика инноваций » Наука и образование в России » Ученым придумали игру на деньги НИИ получат гранты за разработку промышленных идей
Контакты English

Ученым придумали игру на деньги НИИ получат гранты за разработку промышленных идей

18.10.07

ImageМинобрнауки разработало проект поддержки ведущих научных организаций. По информации Ъ, проект постановления, который позволит НИИ получить дополнительное финансирование на общую сумму 10 млрд руб., проходит согласование в кабинете министров. Проект направлен на коммерциализацию научных разработок, но попутно может ослабить позиции президиума Академии наук: рассчитывать на гранты смогут лишь научные организации, поддерживающие реформу науки.

Проект правительственного постановления «О мерах господдержки научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ» рассчитан на 2009-2011 годы. План поощрения ведущих НИИ написан по модели конкурса инновационных вузов, который два года проводится в рамках нацпроекта «Образование». Как и в случае с университетской элитой, речь идет о распределении крупной суммы (10 млрд руб.) на ограниченное число победителей. Претендент может подать заявку на государственный грант в размере от 300 млн до 1 млрд руб. И по опыту вузовского конкурса можно предположить, что на дополнительную господдержку смогут рассчитывать до 20 научных организаций. На деньги смогут претендовать как бюджетные, так и автономные учреждения – деньги поступят к ним через главных распорядителей бюджетных средств, в случае с академическими институтами это финансовая дирекция РАН или отраслевых академий.

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О мерах государственной поддержки в 2009 - 2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники 
в Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки в 2009 - 2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» (далее – проект постановления, программы развития, приоритетные направления) разработан Минобрнауки России в соответствии с  пунктом 8 Перечня поручений по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год от 28 апреля 2007 г. № Пр-713.

Под программой развития в настоящем проекте постановления понимается комплекс мероприятий по совершенствованию материально-технической базы, укреплению кадрового обеспечения, развитию внутрироссийского и международного научно-технического сотрудничества с целью обеспечения ведущих позиций в мире в области научно-технических достижений по приоритетным направлениям, коммерциализации широкого спектра изделий и технологий по приоритетным направлениям.

Проект постановления предусматривает предоставление государственной поддержки из федерального бюджета в форме субсидий научным организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений), реализующим программы развития, в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие годы на эти цели Федеральному агентству по науке и инновациям. Государственная поддержка бюджетным или автономным учреждениям, чьи программы развития пройдут конкурсный отбор, будет в установленном порядке оказана главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся упомянутые учреждения, или путем перечисления соответствующих межбюджетных трансфертов в случае, если победителем отбора окажется научное учреждение субъекта Российской Федерации.

Общий ежегодный размер субсидий не превосходит 10 млрд. рублей, из них 100 млн. рублей предусматриваются дополнительно Федеральному агентству по науке и инновациям на осуществление экспертизы программ развития научных организаций (в 2008 году), подавших конкурсные заявки на получение государственной поддержки, и ежегодный мониторинг реализации программ развития научных организаций, получивших поддержку из федерального бюджета.

Размер ежегодной государственной поддержки в расчете на одну научную организацию составит от 300 млн. рублей до 1 млрд. рублей при обеспечении получателем ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития на уровне не менее 30 процентов от объема средств федерального бюджета, выделенного на эти цели. Это даст возможность поддержать программы развития от 10 до 30 ведущих научных организаций Российской Федерации.

Разработка нормативных документов и проведение конкурсного отбора программ развития научных организаций поручаются Минобрнауки России и подведомственному ему Федеральному агентству по науке и инновациям. Результаты отбора должны быть известны до 1 мая 2008 года с тем, чтобы в установленном порядке учесть их в проекте федерального бюджета на 2009 год и плановый период.

Проектом постановления устанавливается, что средства федерального бюджета, предусмотренные Федеральному агентству по науке и инновациям в соответствии со сводной росписью в форме субсидий для государственной поддержки научных организаций (за исключением бюджетных и автономных учреждений), реализующих программы развития, могут представляться научным организациям в порядке, определяемом Минобрнауки России по согласованию с Минфином России.

Минобрнауки России поручается в необходимых случаях давать разъяснения, связанные с применением настоящего постановления, а также в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, направлять доклады Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации о ходе и результатах реализации программ развития научных организаций, получивших поддержку из федерального бюджета.
Для обеспечения реализации запланированных мероприятий Минфину России поручается при подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период предусмотреть финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления. Предполагается, что реализация поручения Президента Российской Федерации потребует увеличения расходов федерального бюджета до 10 млрд. рублей ежегодно в течение 2009-2011 годов. Дополнительно привлекаемые при этом внебюджетные средства составят не менее 3 млрд. руб. ежегодно. Кроме этого, Минфину России совместно с Минобрнауки России поручается выделить в 2008 году 100 млн. рублей Федеральному агентству по науке и инновациям на проведение экспертизы программ развития научных организаций, подавших конкурсные заявки на получение государственной поддержки для реализации программ развития.

Основными социально-экономическими последствиями принятия проекта постановления будут:
содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-исследовательской сферы, включая современную стендовую и приборную базу;
повышение эффективности работы научных организаций за счет модернизации материально-технической базы, повышения квалификации персонала;
концентрация ресурсов государства на приоритетных направлениях технологического развития, финансирование разработки технологий, которые обладают высоким потенциалом коммерциализации;
повышение удельного веса наукоемкой отечественной продукции на мировом рынке.

Директор Департамента 
научно-технической 
и инновационной политики 
А.В. Хлунов
 

Участвовать в конкурсе могут и государственные научные центры (ГНЦ), и научные производства, созданные в форме унитарных предприятий. Согласно тексту проекта, у них даже оказываются конкурентные преимущества. Так, программа направлена на коммерциализацию научных разработок (в жюри конкурса предполагается высокая доля бизнесменов). И ее обязательное условие – конечный продукт, готовый к промышленному освоению. По словам главы агентства по науке Александра Хлунова, «у большинства научных организаций фундаментального профиля есть и практические разработки», так что речи о преференциях «прикладникам» не идет.

Подобное условие все же поставило в тупик часть ученых. К примеру, начальник управления организации научных исследований президиума Сибирского отделения РАН Василий Задорожный усомнился в целесообразности равных условий для научных институтов и ГНЦ с небольшим штатом, чьи разработки изначально нацелены на промышленное использование. «Тогда нам надо создавать консорциумы под эти конкурсы», – прогнозирует ученый. Директор Института физики имени Ржанова Александр Асеев, напротив, убежден, что его НИИ выдержит конкуренцию: «У нашего института прочные связи с оборонными структурами в части научных разработок по безопасности и борьбе с терроризмом. Еще одна наша гордость – электронные системы ночного видения, которые установлены на вертолете Ми-28».

Среди других принципиальных условий участия в конкурсе – внебюджетное финансирование проекта развития, которое должно составить не менее 30% гранта. Причем Минобрнауки уже предостерегло участников от возможных манипуляций с такими источниками: будут отслеживаться случаи, когда бюджетные деньги оседают на внебюджетных счетах.

Детальные критерии отбора НИИ пока не определены, однако планируется, что исходные данные научных организаций будут оцениваться по трем направлениям – материальный, научно-технический и кадровый потенциал. И руководствуясь прежней логикой Минобрнауки, в разряд кандидатов на гранты смогут попасть НИИ с высокой долей молодых сотрудников, публикаций в авторитетных научных журналах и адекватным соотношением стоимости материальной базы по отношению к научным достижениям.

Иными словами, помимо плана научить институты продавать свои научные разработки правительство преследует и другую цель. Предлагая научным организациям внешние финансовые стимулы, авторы проекта ослабляют позиции руководства РАН, противящегося новой системе оценки отечественной науки, но до сих пор обладавшего монополией на распределение академических бюджетных средств. Теперь же перед участником конкурса встанет выбор: получить дополнительные средства смогут лишь НИИ, относящиеся к положениям реформы лояльно.

Юлия Ъ-Таратута 

Источник: «КоммерсантЪ»