20.04.07
11-12 апреля в Большом зале Дома ученых новосибирского Академгородка работал Второй Сибирский энергетический конгресс, посвященный 50-летию СО РАН и 70-летию Новосибирской области.
Среди организаторов — Сибирское отделение РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука, Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Администрация Новосибирской области, Торгово-промышленная палата РФ, РАО «ЕЭС России».
Председатель оргкомитета конгресса — Полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе А. Квашнин. На заседаниях семи секций ученые, политики и предприниматели обсудили стратегические вопросы развития энергетических центров Сибири. По завершении конгресса были приняты рекомендации.
Наука дает конструктивные решения
Из выступления академика Николая Добрецова, председателя Сибирского отделения РАН.
— На протяжении всей своей деятельности Сибирское отделение уделяло первостепенное внимание фундаментальным проблемам энергетики и проблемам развития энергетики Сибири и страны. Достаточно назвать имена уже ушедших из жизни академиков А. Трофимука, Н. Пузырева, Н. Черского, чл.-к. РАНЭ. Фотиади, Ф. Салманова и ныне действующих академиков А. Конторовича, С. Гольдина, М. Эпова,В. Суркова, чл.-к. РАН И. Нестерова, В. Каширцева, А. Сафронова, которые внесли огромный вклад в научное обоснование и открытие крупнейших нефтегазоносных провинций Западной и Восточной Сибири. Сибирские ученые, академики А. Трофимук и Н. Черский, являются соавторами открытия твердого гидратного газа в осадочной оболочке территорий и акваторий Земли. По их подсчетам и более поздним данным, ресурсы гидратного газа на Земле намного превосходят ресурсы свободного газа в залежах. С освоением этого ресурса в значительной мере связано энергетическое будущее человечества.
Ученые СО РАН активно участвовали в открытии угольных бассейнов Сибири, в создании техники для эффективной разработки месторождений.
В Сибирском институте систем энергетики, начиная с работ основателя института академика Л. Мелентьева, внедряется системный подход к развитию энергетики, особенно электроэнергетики.
Сибирь — важнейший район России, обладающий огромными энергетическими ресурсами, научным, промышленным и кадровым потенциалом. Эффективное освоение ресурсов нефти, газа, угля, модернизация и развитие электроэнергетики, нефтеперерабатывающей, гелиевой, углехимической промышленности — ключевые условия жизни восточных регионов страны. После удовлетворения внутренних потребностей из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и Сахалина можно будет экспортировать значительные объемы нефти, газа, угля и продукты их глубокой переработки в страны АТР и на тихоокеанское побережье США.
В результате строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», освоения месторождений Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции уже в первые десятилетия XXI века Россия, наряду с нефтью и газом, может резко увеличиться производство гелия. Ученые Сибирского отделения совместно с учеными вузов, отраслевых институтов активно работают над созданием новых альтернативных видов энергии (термоядерный синтез, водородная энергетика, силовая электроника); в области теплофизики; создают новые поколения катализаторов для нефтепереработки и органического синтеза; разрабатывают новые методы увеличения нефтеотдачи; работают над формированием и внедрением энергосберегающих технологий.
Сибирское отделение РАН еще в 2000-м году поставило ряд вопросов стратегического характера при обосновании государственной концепции развития Сибири, следующих из того, что Россия располагает уникальными газовыми ресурсами и могла бы быть одним из лидеров в мировой газовой политике, создав в том числе координирующие структуры типа ОПЕК. Для этой цели надо развивать не только трубопроводную сеть, но и строительство заводов по сжижению природного газа и экспорта танкерами сжиженного газа и конденсата, создание единой трубопроводной и энергетической системы с Китаем, Японией и Кореей. В регионе может быть создан центр гелиевой промышленности мирового значения. Для этого необходима разработка новых технологий переработки гелийсодержащего газа, выделения, хранения, реализации гелия; подготовка и принятие в России специального закона о гелии.
Основным условием долговременного устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока является эффективное использование научно-технического и научно-образовательного потенциалов. В Сибири работают около ста институтов и исследовательских центров Сибирского отделения, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современных технологий. Широкомасштабная реализация сибирских научно-технических разработок позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, на порядок увеличить производительность труда. Образовательный комплекс, при определенной переориентации, способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах.
В 2005 г. аппаратом Полномочного представителя Президента РФ и Сибирским отделением РАН разработана новая версия Стратегии социально-экономического развития Сибири, в которой обоснованы приоритетные направления регионального и отраслевого развития, представлен перечень ключевых проектов, определены механизмы их реализации. В Сибири имеются огромные перспективы по развитию нефтяной, газовой, гелиевой промышленности в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха; формированию крупных экспортных поставок на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Указом Президента РФ в конце 2006 г. создана правительственная комиссия во главе с премьер-министром М. Фрадковым по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири и при ней научно-координационный совет. Есть ряд веских причин включить в эту программу Красноярский край, где сосредоточены основные ресурсы нефти, конденсата и газа Восточной Сибири. Но главное, кроме строительства трубопровода — реализовать комплексную программу развития центров нефтегазодобычи, нефте- и газохимии, а также гелиевой промышленности.
Важнейший национальный проект России
на первую четверть XXI века
Доклад подготовлен группой авторов: А. Конторович, А. Коржубаев, В. Кулешов, В. Лихолобов, В. Пармон, А. Сафронов, В. Суслов, И. Филимонова, Л. Эдер.
Сырьевая база и организационные условия для поставок нефти и газа
Анализ и прогноз развития российской и международной системы энергообеспечения указывают на дальнейшее увеличение в ближайшие десятилетия мирового потребления энергетических ресурсов, прежде всего — углеводородов. В региональном плане наиболее быстро спрос на нефть и газ будет возрастать в странах АТР, главным образом, в Китае, Индии, Индонезии, Филиппинах. Вместе с тем, в глобальном масштабе остается лишь несколько крупных сырьевых баз углеводородов, за счет которых возможно удовлетворение перспективных энергетических потребностей. Это — политически нестабильные Ближний Восток и Африка, экономически и технологически труднодоступные и геологически слабо изученные шельфы арктических морей, а также Север Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) и территория Сибирской платформы (Иркутская область, объединенный Красноярский край, Республика Саха). Существуют также возможности значительного увеличения добычи нефти и газа на шельфе Дальневосточных морей (о-в Сахалин и др.). Из перспективных источников энергетического сырья к самым быстрорастущим и емким рынкам АТР, прежде всего, к Китаю, наиболее приближены Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Многие десятилетия геологи обосновывали, что Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) очень богаты нефтью и газом. Благодаря значительным объемам геологоразведочных работ во второй половине XX века, особенно в семидесятые и восьмидесятые годы, стало ясно, что этот прогноз был правильным. В настоящее время в этом регионе, который ученые называют Сибирской платформой, открыты десятки нефтяных и газовых месторождений. Среди них такие уникальные и крупные, как Ковыктинское, Чаяндинское, Юрубчено-Тохомское, Верхнечонское, Среднеботуобинское, Талаканское, Куюмбинское и многие другие.
По прогнозам СО РАН, на этой территории имеются серьезные предпосылки для новых открытий и наращивания минерально-сырьевой базы. Ряд серьезных открытий сделан на северо-западе Сибирского федерального округа, в Туруханском районе Красноярского края и в Таймырском Долгано-Ненецком автономном округе.
В июне 2002 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию экономического развития Сибири». В ней подчеркнута «необходимость создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири». В Стратегии уделено особое внимание развитию транспортных коммуникаций. «Сооружение магистральных нефте- и газопроводов „Запад-Восток“ экспортного направления, — сказано в ней, — будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию России до 2020 г.». Стратегия предусматривает повышение роли восточных районов в нефтяной и газовой промышленности России, диверсификацию экспорта с выходом на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основой формирования новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок нефти и газа в АТР, в частности в Китай, будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На базе месторождений шельфа острова Сахалин будет сформирована еще одна крупная система нефтегазообеспечения, преимущественно экспортной ориентации.
Перспективы добычи нефти в России и экспорта в восточном направлении
Согласно Энергетической стратегии России, долгосрочное развитие нефтяной промышленности страны предполагает решение следующих основных задач: (1) рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; (2) ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; (3) углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; (4) формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей; (5) расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, приобретение перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры в странах-реципиентах; (6) расширение участия российских нефтяных компаний в зарубежных добывающих и транспортных активах, прежде всего, в странах СНГ, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основным источником поставок нефти из России в Китай, особенно на первом этапе, будет крупнейший нефтедобывающий регион страны — Западная Сибирь. В связи с этим особую значимость приобретает прогноз добычи нефти в России с детализацией по всем макрорегионам с позиции обеспечения поставок на внутренний рынок, экспорта в традиционном западном и новом восточном направлениях.
Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном уровнем мировых цен, объемом внутреннего спроса, уровнем развития транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Нижний уровень цен на нефть будет определяться уровнем издержек на месторождениях в крупных регионах добычи с замыкающими затратами, а верхний — издержками для возможного массового производства альтернативных нефти моторных топлив.
Мировая цена будет формироваться в зависимости от темпов развития мировой экономики, интенсивности внедрения нефтезамещающих энергоисточников, предложения нефти на мировых рынках и транспортных возможностей ее доставки к местам потребления. При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние различных политических, экономических и технологических факторов, оказывающих воздействие на формирование рыночной конъюнктуры на мировом рынке нефти.
Наиболее высокий уровень международных цен на нефть сохранится примерно до 2010-2012 гг., хотя тенденция к снижению цен должна обозначиться уже в 2006-2007 гг. Это связано с инерционностью технологических систем нефтепотребления, которые сейчас используются в развитых странах и продолжают массово внедряться в Китае и других странах АТР. К 2010-2012 г. в развивающихся странах произойдет технологическое насыщение традиционным моторным транспортом, поэтому глобальный рост спроса на нефть замедлится. Это приведет к снижению цен на нее до уровня 40-45 долл./барр., что с учетом инфляции доллара соответствует современным 35-40 долл./барр.
В этих условиях в России в целом продолжится рост добычи нефти, хотя его темп в Западной Сибири замедлится, а в Европейской части страны снизятся и абсолютные показатели. Годовая добыча нефти в стране может быть доведена в 2010 г. до 500 млн т, в 2020 г. — до 550 млн т, в 2030 г. — до 600 млн т, добыча в Западной Сибири составит в эти же годы 344,5; 350 и 355 млн т, соответственно. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе будет происходить ее рост на севере этого макрорегиона — в Ямало-Ненецком автономном округе.
В последние годы в российском секторе Каспийского моря выявлен и подготовлен детальными работами к глубокому бурению ряд нефтегазоносных структур, выявлено и подлежит дальнейшему изучению большое количество неантиклинальных объектов, в том числе высокоперспективные ловушки рифового типа, открыто пять месторождений. В соответствии с долгосрочной программой геологоразведочных работ к 2010 г. в районе планируется прирастить запасы нефти и конденсата в количестве 348 млн т. Это позволит к 2015 г. добывать в российском секторе Каспийского моря не менее 8 млн т, а к 2020 г. — до 20 млн т нефти и конденсата. Освоение Северо-Каспийской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций позволит в перспективе стабилизировать и увеличить добычу нефти в Европейской части страны до 140-150 млн т в год.
Кроме того, произойдет увеличение добычи нефти российскими компаниями за рубежом, прежде всего, в странах Каспийского региона — Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане. Из этих стран также возможны поставки нефти российскими операторами в АТР, прежде всего, в Китай. Здесь лидерами будут выступать «ЛУКОЙЛ», «Газпром» (включая активы «Сибнефти»), «Роснефть».
В перспективе крупнейшим источником экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР станут Восточная Сибирь и Дальний Восток. Нефти рассматриваемых регионов отличаются высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Это в основном легкие и низкосернистые сорта. Большая часть запасов нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока имеет плотность менее 0,87 г/см3 и содержание серы менее 0,5 %.
К 2010 г. добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может достичь 12-13 млн т. В этот период ожидается начало промышленной разработки Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений, будут организованы поставки конденсата с Ковыктинского месторождения. На шельфе о. Сахалин будет завершен ввод в эксплуатацию производственных объектов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», что позволит довести суммарную добычу в Сахалинской области до 23 млн т. В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении геолого-разведочных работ, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на острове Сахалин и его шельфе) может быть к 2020 г. доведена до 90 млн т, а к 2030 г. — до 145 млн т.
На шельфе о-ва Сахалин будет сформирована новая крупная система нефтеобеспечения, позволяющая расширить экспортные поставки в Китай, Южную Корею, Индию, Японию, Филиппины, другие страны АТР, а также на тихоокеанское побережье США. Кроме того, планируется увеличить загрузку сахалинской нефтью Комсомольского НПЗ. Поставки на Хабаровский НПЗ, вероятно, будут организованы с месторождений Республики Саха. В настоящее время уровень загрузки производственных мощностей Комсомольского НПЗ составляет чуть более 70 %, Хабаровского — менее 60 %. Доля сырья, поставляемого на эти заводы из Западной Сибири, — свыше 80 и 100 %, соответственно.
К 2010 г. с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны АТР может достичь 44 млн т, в том числе из Западной Сибири — 20 млн т, из Восточной Сибири и Республики Саха — 6 млн т, с Сахалина — 18 млн т. К 2020 г. экспорт нефти составит около 95 млн т в год, к 2030 г. — 120 млн т в год.
Экспорт сырой нефти из России в Китай (включая транзит через Казахстан) возрастет с 8,5 млн т в 2005 г. до 32 млн т в 2010 г., свыше 60 млн т — в 2020 г., 70 млн т — в 2030 г. Экспорт нефтепродуктов в АТР (в основном в Китай, Монголию, Японию) будет эффективен с НПЗ, находящихся в приграничных районах либо недалеко от портов (Ангарск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре). Объем экспорта, при условии значительного повышения качества продукции, может быть доведен до 12 млн т в год, в том числе в Китай — до 11,5 млн т. Поставки будут осуществляться железнодорожным, морским и речным транспортом.
Ежегодный экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в страны АТР может достигнуть уже к 2015 г. 1,0 млн т, в том числе в Китай — не менее 800 тыс. т. Представляется целесообразным в контрактах на поставку сырья на экспорт предусматривать обязательства по закупкам в России соответствующих объемов продуктов переработки и химии нефти.
Перспективы добычи природного газа в России и экспорта в восточном направлении
В рамках Энергетической стратегии России до 2020 г. стратегическими целями развития газовой промышленности являются: (1) стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ; (2) развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России; (3) совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа; (4) обеспечение стабильных поступлений в доходную часть государственного бюджета и стимулирование спроса на продукцию сопряженных отраслей (металлургии, машиностроения и др.); (5) обеспечение экономических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке.
Состояние и перспективы увеличения разведанных запасов газа при наличии соответствующих инвестиций и благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках газа позволяют довести добычу газа в 2010 году до 681 млрд кубометров, в 2020 году — до 890 млрд кубометров, в 2030 году — до 910 млрд кубометров в год с последующим поддержанием на этом уровне за счет ввода месторождений, прогнозируемых к открытию. Это позволяет удовлетворить внутренние потребности страны, обеспечить увеличение поставок в Европу, сформировать новые крупные экспортные направления — Китай и другие страны АТР, а также США.
Главными источниками поставок газа из России в АТР, прежде всего, в Китай, будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Добыча газа в Западной Сибири может быть доведена до 670 млрд кубометров в год, в Восточной Сибири — до 120 млрд кубометров в год, на Дальнем Востоке — до 30 млрд кубометров в год. При развитии газовой промышленности Восточной Сибири и Республики Саха следует учитывать высокое содержание в природных газах этого региона таких элементов, как этан, пропан, бутан и конденсат. Ежегодная добыча гелия в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до 135-150 млн кубометров в год. При освоении газовых месторождений Лено-Тунгусской провинции необходимо предусмотреть строительство заводов по выделению гелия и его хранилищ.
Экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Сахалина в АТР может начаться уже в 2007 г., а к 2010 г. объем добычи и поставок СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» может быть доведен до 9,6 млн т, или 13,4 млрд кубометров в пересчете на исходное вещество. Ожидается, что после 2010 г. может быть реализован проект поставок сетевого газа из Ковыктинского месторождения в Китай и Корею, а после 2015 г. может начаться экспорт из других крупнейших месторождений Восточной Сибири и Республики Саха. В это же время возможно начало экспорта сетевого газа в рамках проекта «Сахалин-1».
К 2012-2015 гг. по мере роста спроса на газ в Китае, в том числе в качестве моторного топлива, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири. Ежегодный объем поставок газа из Западной Сибири в Китай может быть доведен к 2020 г. до 40 млрд кубометров, а к 2030 г. — до 60 млрд кубометров. После удовлетворения внутренних потребностей экспорт газа из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и шельфа острова Сахалин в АТР может быть доведен к 2020 г. до 78 млрд кубометров в год, к 2030 г. — до 145 млрд кубометров в год.
Развитие системы нефте- и газопроводов на востоке России
Фактором, сдерживающим расширение экспорта энергоносителей в Китай и другие страны АТР, является отсутствие эффективной системы транспорта нефти и газа, прежде всего, магистральных нефте- и газопроводов. Россия располагает развитой сетью нефте- и газопроводов в Западной Сибири и Европейской части, однако на востоке страны в настоящее время система магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» заканчивается в районе Ангарска (Иркутская область), Единая система газоснабжения ОАО «Газпром» — в районе Проскоково (Кемеровская область).
Экспорт сырой нефти с о. Сахалин и его шельфа осуществляется в основном через порты Хабаровского и Приморского краев (Де-Кастри, Находка), а также с производственно-добывающего комплекса «Витязь» в Охотском море. Поставки нефти из Западной Сибири в Китай ведутся по железной дороге через Наушки и Забайкальск, а также транзитом через Казахстан по действующему нефтепроводу Омск — Павлодар — Атасу и далее по железной дороге до Алашанькоу, Душаньцзе. С середины 2006 г. транзитные поставки через Казахстан осуществляются по новому нефтепроводу Атасу — Алашанькоу.
Экспорт нефтепродуктов в Китай и другие страны АТР осуществляется в основном с Ангарского, Хабаровского и Комсомольского НПЗ железнодорожным транспортом и через порты Приморского и Хабаровского краев (Владивосток, Находка, Славянка, Ванино, Большой камень и др.). Оптовые поставки сжиженных углеводородных газов (СУГ) потребителям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и на экспорт также осуществляются по железной дороге.
Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и на экспорт в Китай и другие страны АТР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.
Важнейший нефтетранспортный проект — строящийся в настоящее время магистральный нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан с отводом на Китай. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн т в год, в том числе первой очереди, завершение строительства которой намечено на 2008 год — 30 млн т в год. Строительство первой очереди ведется со стороны Тайшета и со стороны Сковородино. Согласно поручению Президента России, трасса нефтепровода будет проходить за водосборной зоной озера Байкал, по территории с низкой сейсмичностью, высокоперспективной на нефтегазоностнось. Маршрут нефтепровода проходит вдоль трассы БАМа по линии Тайшет-Усть-Кут, от Усть-Кута — в северо-восточном направлении по левому берегу Лены (за водоохранной зоной) до Талаканского месторождения, что позволит существенно сократить проектно-изыскательские работы и строительство в целом. Далее маршрут обходит город Ленск с северной стороны, пересекает Лену в районе Олекминска и уходит на восток до города Алдан. От Алдана трасса идет в южном направлении, минуя Нерюнгри, до поселка Тында и далее на Сковородино. Строительство второй очереди нефтепровода предполагает выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино. Прокладка нефтепровода вдоль Лены даст возможность использовать реку в качестве транспортной магистрали для доставки грузов и техники. Кроме этого, грузы будут поступать по железной дороге, а также воздушным транспортом, рассматривается возможность устройства дополнительных проездов и дорог.
Трасса нефтепровода проходит по территории, высокоперспективной для поисков нефти, находится в непосредственной близости от открытых месторождений, что делает регион в целом более привлекательным для инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений нефти и газа, ускорит ввод в разработку отдельных открытых и прогнозируемых к открытию месторождений, резко снизит инвестиции, необходимые для создания транспортной инфраструктуры, и уменьшит сроки окупаемости проектов, снизит затраты на транспорт восточно-сибирской и якутской нефти до Сковородино.
Должны быть построены подводящие нефтепроводы от месторождений Талакан, Верхнечонской зоны нефтегазонакопления (ТВЧЗ) до ВСТО, а также подключения Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления (ЮТЗ) — Пойма. В результате будет сформирован новый канал для поставок в восточном направлении как западносибирской, так и восточносибирской нефти.
Для экспорта нефти в Западные районы Китая (СУАР) необходимо провести реконструкцию с увеличением пропускной способности нефтепровода Омск — Павлодар — Атасу. В настоящее время завершено строительство нефтепровода от Атасу в Казахстане до Алашанькоу в Китае протяженностью 980 км и начальной ежегодной пропускной способностью 10 млн т. Нефтепровод будет продлен до НПЗ Синьцзян-Уйгурского автономного района и во внутренние провинции КНР, а его мощность может быть увеличена до 30 млн т.
При формировании на востоке России новой системы газопроводов, в первую очередь целесообразно провести газификацию юга Восточной Сибири, включая Забайкалье, соединение восточносибирской системы с ЕСГ. Это предполагает строительство газопроводов: Ковыктинское месторождение — Саянск — Ангарск, Иркутск — Улан-Удэ — Чита, Чаяндинское месторождение — Ковыктинское месторождение, Ковыктинское месторождение — Иркутск — Проскоково. Для экспорта в восточном направлении на первом этапе возможно использование БАМа и Транссиба, что предполагает строительство заводов по сжижению природного и углеводородных газов и ж. д. терминалов по отгрузке СПГ и СУГ в Усть-Куте и Ангарске. После 2010 г., по мере наращивания объемов добычи газа в Восточной Сибири и Республике Саха и развития инфраструктуры газообеспечения в Восточной Азии, должно быть принято окончательное решение о строительстве экспортных газопроводов. Здесь экономически наиболее эффективным представляется маршрут: Чита — Забайкальск — Харбин — Далянь — Пекин, Пьёнтек (Pyeontaek) — Сеул.
В период до 2010 г. будет происходить интенсивное наращивание поставок нефти и газа с о-ва Сахалин. На первом этапе не интегрированные в восточносибирскую систему нефтегазообеспечения проекты поставок нефти и газа с месторождений шельфа о-ва Сахалин должны обеспечивать газификацию Сахалинской области и Хабаровского края, загрузку Комсомольского и Хабаровского НПЗ, экспортные поставки. Будет построен новый нефтепровод Северный Сахалин — порт Де-Кастри, реализованы нефте- и газопроводные проекты: (1) Северный Сахалин — Южный Сахалин со строительством на юге острова завода по сжижению газа и терминалов по отгрузке СПГ и нефти, (2) Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск. В дальнейшем эти проекты могут быть соединены с системами нефте- и газопроводов Восточная Сибирь — Дальний Восток в районе Хабаровска.
В перспективе через территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока в Японию, Корею, северо-восточные районы Китая, западные районы США могут быть организованы поставки газа из Западной Сибири с отгрузкой СПГ в портах Тихого океана. Экспорт СПГ из месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа будет проводиться с использованием Северного морского пути.
Еще один важный проект по выходу на энергетические рынки АТР, выдвинутый Президентом России — газопровод «Алтай», предполагающий крупномастшабные поставки западносибирского газа в западные районы Китая. Поставки трубопроводного газа в Синьцзян-Уйгурский автономный район могут осуществляться уже с 2012-2015 гг. через территорию Алтайского края и Республики Алтай с подключением к транскитайскому газопроводу Запад — Восток. Это предполагает продолжение строящегося газопровода Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск в направлении Кош-Агач — Канас — Бурчун — Карамай — Урумчи параллельно проектируемой автомобильной дороге «Алтай — Китай». По информации «Алтайгипродор», прохождение автотрассы целесообразно через плато Укок; в настоящее время не существует технических препятствий для строительства как дороги, так и магистрального газопровода.
В дальнейшем по мере наращивания поставок необходимо строительство дополнительных ниток газопровода в транспортном коридоре «ЯНАО (КС Пурпейская) — Сургут — Кузбасс — Алтай — Китай». Протяженность трассы до границы с КНР составляет около 2670 км. Впервые этот вариант трассы магистрального газопровода для поставок западносибирского газа в южные районы Сибири и на экспорт в Китай был предложен ИГНГ СО РАН (академик А. Конторович) в 1998 г. в исследовании, проведенном по заказу ОАО «Газпром», как альтернатива предлагавшемуся тогдашним руководством концерна труднореализуемому северному маршруту «СРТО — Подкаменная Тунгуска — Дальний Восток — Китай».
Для проведения газификации Алтайского края и Республики Алтай целесообразно сооружение газопроводов-отводов, создание в регионе инфраструктуры потребления и распределения (дистрибуции) сетевого газа, повышение платежеспособного спроса населения и промышленности (в том числе за счет дотаций из федерального бюджета).
Условия и механизмы создания новых крупных центров НГК на востоке страны
Поскольку подавляющее большинство месторождений углеводородов Восточной Сибири — нефтегазовые, осваивать ресурсы нефти и газа нужно в рамках единой национальной Программы (включающей Красноярский край, Иркутскую область, Республику Саха). Главной целью Программы должно стать формирование в регионе эффективной нефтяной, газовой, гелиевой промышленности и создание на этой основе условий для динамичного социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, повышения жизненного уровня населения.
Следует поддержать ключевые положения Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, разработанной ОАО «Газпром», предусматривающие приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей, оптимизацию топливно-энергетического баланса регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие в регионе газопереработки, газохимии, гелиевой промышленности, обеспечение единого экспортного канала и выгодных для России ценовых условий при поставках газа за рубеж.
Вместе с тем, имеется ряд принципиальных моментов, связанных с необходимостью учета интересов социально-экономического развития Восточной Сибири и Республики Саха, повышением народнохозяйственного эффекта от освоения ресурсов и запасов месторождений углеводородов востока страны. Предусмотренная консервация на долгосрочную перспективу полномасштабного освоения ряда уникальных и крупных месторождений (Чаяндинское, Ковыктинское), затягивание с формированием предприятий глубокой переработки и химии углеводородов, региональная ограниченность проектов газификации — все это означает фактическое «замораживание» социально-экономического развития востока России, что расходится со стратегическими ориентирами, поставленными Президентом РФ В. В. Путиным.
Представляется целесообразным ориентировать экспорт сахалинского газа только в виде СПГ, а сетевой газ в Китай и Южную Корею поставлять из Восточной Сибири. Это стимулирует экономическое развитие обоих регионов. В проекте не предусматривается газификация сетевым газом Забайкалья — Республики Бурятия и Читинской области, что негативно скажется на социально-экономическом развитии этих регионов.
Для эффективного формирования нового нефтегазового комплекса на Востоке России необходимо: немедленно с опережением по отношению к добыче нефти и газа развивать нефте- и газопереработку, нефте- и газохимию, гелиевую промышленность; законодательно определить, что на экспорт газ будет поставляться только после выделения из него этана, пропан-бутановой фракции, гелия; организовать комплексное научное обеспечение реализации программы (с учетом аллокации сырьевой базы) для всех ресурсных регионов Сибирской платформы (Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха).
О стратегии социально-экономического развития
и перспективных проектах топливно-энергетического комплекса Сибири
Доклад академика В. Кулешова.
Немного истории
Наиболее значимыми стратегическими проектами развития Сибири (восточных районов России) в ХХ веке были: Транссиб; Северный морской путь (СМП); Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК); Ангаро-Енисейский каскад ГЭС; Байкало-Амурская магистраль.
За 100 лет — пять проектов. Их значимость сохранится и в XXI веке. Все эти проекты служили интересам национальной безопасности государства. Три из пяти — чисто транспортные проекты. Транспортное сопровождение развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса также имело впечатляющие масштабы. Два проекта — энергетические. Эти проекты создали материальную базу для других проектов. И радикально изменить транспортно-энергетическую формулу развития производительных сил Сибири весьма затруднительно. Транссиб — крупномасштабное заселение восточных районов. Северный морской путь — обживание районов Крайнего Севера. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири — индустриализация севера Тюменской области. ГЭС Иркутской области и Красноярского края стали структурообразующими для новых ТПК. Одной из главных целей строительства БАМа было формирование зоны хозяйственного освоения вдоль магистрали. Вокруг проектов концентрировались усилия нации, пропаганда, появлялись герои. Проекты давали мощный толчок технологическому развитию (например, созданию атомного ледокольного флота). И, конечно, выигрывали люди.
Современная ситуация
Анонсированные сегодня сибирские проекты (projectus — «брошенный вперед», т.е. на прорыв) — это основа для поддержания и ускорения экономического роста в Российской Федерации, Сибири, Сибирском федеральном округе. Другими словами, речь идет исключительно о приростной составляющей экономики Сибири (СФО). Это те объекты, которых нет сегодня (за исключением производства военно-технической продукции, СМП и Транссиба). В определенной степени — это новое лицо хозяйственной специализации ряда регионов Сибири.
Большая часть проектов прямо или косвенно имеет экспортную ориентацию. В приоритетах экспорта находятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Что можно сказать о проектах нового века? Ядро пакета (как и раньше) — топливно-энергетические проекты. На их долю приходится более двух третей общего объема предполагаемых инвестиций. Значительная часть заявленных в период 1999-2005 гг. проектов является частью той совокупности проектов, которые предлагались к реализации в 1980-е годы (скорее в первой их половине).
Но немало и новых позиций: инновационные и логистические центры, экспортные трубопроводы и международные транспортные маршруты. Показателен интерес к крупномасштабным и дорогостоящим объектам рекреации и туризма. Не предполагалось и развитие такими темпами сферы услуг, в частности, торговли (сети супер- и гипермаркетов) и особенно, конечно, внешнеэкономической деятельности.
«Провалилась» нефте- и газохимия Сибири. Это очень высококапиталоемкая отрасль. Потребуются совокупные инвестиции в сооружение всех основных нефтехимических производств (ЦГФУ, пиролизных печей и т.п.) в размере десятков миллиардов долларов. Для Сибири развитие данных производств — это просто отложенная проблема. В Омской области начато строительство завода по производству полипропилена. Планируемые объемы финансирования — около 200 млн долларов.
Не в приоритетах — глубокая переработка древесины. Слабо обозначено развитие стройиндустрии. Весьма скромно представлены проекты развития машиностроения и т.п.
Критической стала проблема сроков согласования проектов, включая экспертизы. В условиях неопределенности, когда согласование с властями может длиться дольше строительства собственно объекта, инвесторы (в том числе иностранные) предпочитают вкладываться в другие проекты (страны).
Реализация только этих проектов, которым сопутствуют еще инфраструктурные проекты (ЛЭП, дороги и т.п.), к 2010-2012 годам уже окажет заметное влияние на экономику РФ и СФО и существенно изменит содержание и направленность внешнеэкономических связей. При реализации этих проектов так или иначе используются принципы государственно-частного партнерства (в первую очередь, использование средств инвестфонда РФ).
С учетом начальных шагов в рамках национальных проектов: образование, здравоохранение, доступное жилье, сельское хозяйство — фронт движения выглядит достаточно убедительно. Резонно предположить, что если началась реализация проектов, то, значит, появились и механизмы реализации.
Пакет общесибирских стратегических инвестиционных проектов, первоначально сформированный на стыке 2002-2003 годов, состоял всего из 29 единиц (на сумму 35-40 млрд долларов). Тогда была поставлена задача удвоения ВРП за 10 лет. Реализация каждого из проектов должна была обеспечить не менее 0,1-0,3 % прироста ВВП РФ и порядка 1 % прироста ВРП СФО (к объемам 2002-2003 гг.). Проводилась работа в рамках ресурсной сбалансированности пакета проектов (по энергетике, трудовым ресурсам, объемам транспортной работы).
Для сравнения. По материалам официального доклада IV Красноярского экономического форума (17 февраля 2007 г.) количество только заявленных индустриальных проектов и только в масштабах Сибирского федерального округа составило 48 единиц на общую сумму примерно 77 млрд долларов. Чем больше проектов, тем больше ресурсо- и энергопотребление.
О межрегиональной конкуренции и интеграции
Все субъекты Федерации намерены развивать электроэнергетику (особенно Кемеровская область и Красноярский край). Есть намерение строить ТЭЦ прямо на угольных разрезах. Рассматриваются проекты АЭС (в частности, в Томской области). Это сибирская часть программы ГОЭЛРО-2. Электроэнергетики много не бывает.
Все регионы проявляют повышенный интерес к развитию растениеводства, животноводства и отраслей перерабатывающей промышленности (особенно это касается производства мяса птицы, свинины, колбас, сыра и т.п.) под знаменем соответствующего приоритетного национального проекта.
И в этом сегменте есть очень крупные проекты. Их реализация должна сократить постоянно растущий импорт продовольствия. Здесь проблема — в межрегиональной пространственной организации сельскохозяйственного производства, поддержке различных форм товаропроизводства.
Рывком прогрессирует индустрия рекреации и туризма (Алтайский край, Республика Алтай). Здесь будут созданы ОЭЗ соответствующего типа. Эти объекты претендуют на международный и российский уровень значимости. Вдобавок к туристско-рекреационной зоне Алтайский край получил еще и зону игорного бизнеса.
Более мелкие рекреационные проекты (и не в единственном числе) реализуются во всех вышеупомянутых субъектах Федерации.
Три субъекта Федерации (Омская и Новосибирская области, Красноярский край) реализуют свой геополитический потенциал в части развития транспортных комплексов и логистики (мультимодальных транспортных узлов). Развитие аэропорта Емельяново включено в список приоритетных проектов по реформированию и модернизации российской транспортной отрасли, финансируемых федеральными источниками. Средства выделяются только на развитие грузового направления деятельности аэропорта.
Активно строится нефтепровод ВСТО. Меридиональный магистральный газопровод «Алтай» пройдет через западный участок российско-китайской границы и соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Газопровод проходит через шесть регионов Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Томская и Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай). Стоимость проекта предварительно оценивается в 11 миллиардов долларов. Для его материализации потребуется не один десяток тысяч строителей (по аналогии с нефтепроводом ВСТО). Это новые рабочие места, но для квалифицированных людей.
После постройки Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (за 2015 годом) Томская область станет транзитной территорией, выйдет из сегодняшнего тупикового железнодорожного положения. Это даст возможность разгрузить Транссиб.
Реализуются проекты по развитию инновационных центров (Новосибирская и Томская области, Красноярский край).
Предполагаемая специализация Томской ОЭЗ: новые материалы и нанотехнологии; информационные технологии и электронное приборостроение; биотехнологии.
Свои амбиции имеет Омская область (биотехнология). Кемеровская область в качестве приоритетной задачи в долгосрочной перспективе ставит переход от сырьевой экономики к инновационной и работает над собственным технопарком. Тюменская область — тоже. Статус наукограда недавно получил г. Бийск (Алтайский край).
Новые образовательные инициативы реализуют Новосибирская и Томская области и Красноярский край. Началось создание в Красноярске Cибирского федерального университета (СФУ). В состав нового учебного заведения пока войдут четыре действующих вуза. В рамках проекта СФУ предполагается создание научно-технологического парка. О его масштабах можно судить по тому, что размещаться он будет на территории 200 гектаров.
Все это — фрагменты межрегиональной инновационной системы, которая будет продолжать отстраиваться дальше как некий символ уже XXI века. Одновременно это дополнительные потребители электро- и теплоэнергии. Например, потребность Томской ОЭЗ в энергомощности оценивается в 10 МВт. Конечно, это несопоставимо с потребностями цветной металлургии, но по совокупности проектов набегает не так уж и мало.
Ресурсное обеспечение проектов
По оценкам ИЭОПП СО РАН (2005-2006 гг.) общий объем потребления электроэнергии по проектам, предложенным государственными и частными компаниями к реализации на территории СФО, может составить к 2010 г. около 10 млрд кВт/ч по минимальному списку проектов и 42 млрд кВт/ч — по максимальному. Через развитие межсистемных линий электропередач предполагается выдать из энергоизбыточных регионов Сибири около 30 млрд кВтч в западном направлении. Также поднимался вопрос об экспорте электроэнергии в Китай.
На слушаниях в Государственной Думе (21 марта 2007 г.), посвященных проблеме законодательного обеспечения оптимизации топливно-энергетического баланса России, было признано, что процесс разработки топливно-энергетического баланса необходимо четко прописать в федеральном законодательстве. В частности, вопросы формирования ТЭБ должны быть включены в текст разрабатываемого федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Особо важно определить государственные органы, ответственные за подготовку и выполнение ТЭБ на уровне субъектов Федерации, округов и федерального центра.
Если взять всю совокупность проектов, включая приоритетные национальные проекты, то Сибирь, как раньше говорили, превращается в огромную строительную площадку. Ускоренный экономический прогресс в регионах в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может негативно отразиться на их трудообеспечении. В Сибирь трудовые ресурсы постоянно завозились. И сейчас руками приезжих строится магистральный нефтепровод ВСТО и осваиваются месторождения ЮТЗ — при заработках в несколько раз больше среднероссийских.
Приведу некоторые ориентиры. Денежные доходы на душу населения: Москва — 29,7 тыс. руб. (первое место в РФ); Красноярский край — 9,6; Читинская область — 6,9; Амурская область — 7,0 (цифры округленные).
А сейчас активно обсуждается вопрос о предположительной отмене районных коэффициентов к зарплате в ряде районов Сибири. Кто же сюда поедет на постоянное место жительства? Сами слухи уже наносят вред.
Только от реализации проектов ОЭЗ в нашем регионе появится не менее 100 тысяч новых рабочих мест. Тысячи квалифицированных рабочих дополнительно потребуются предприятиям ОПК и т.п. Нужны индивидуальные региональные модели миграционной политики и закрепления кадров. В методическом же плане речь должна вестись о системе общесибирских балансовых расчетов в обоснование стратегических проектировок.
Будущее экономики Сибири — за трудосберегающими технологическими процессами и высокопроизводительной техникой. Пятьдесят лет тому назад на строительстве Братской ГЭС работало одновременно до 45 тысяч человек. Новая экономика должна быть примерно на порядок более производительной в расчете на одного занятого. В этом — вызов отечественному и сибирскому машиностроению со стороны импорта оборудования, машин и транспортных средств. В развитых странах за пятилетний период производительность выпускаемого оборудования повышается в 1,5-2 раза, до 20 % снижается удельная металлоемкость и энергопотребление, все большее внимание уделяется надежности и сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.
Предполагаемые сроки реализации проектов (кроме Севсиба) — среднесрочная перспектива (4-7 лет от настоящего времени). Это означает вброс новой экономики в особо крупных масштабах.
«Новое никогда не бывает безобидным, поскольку оно уничтожает старое» (Ф. Бэкон) — после реализации практически каждый стратегический инвестиционный проект становится новым центром экономической силы — структурообразующим фактором. Например, проход нефтепровода разгружает железную дорогу; один вид топлива заменяет другой; появление сетевых универмагов подавляет малые формы торговли и т.п.
Все ли проекты будут реализованы? Будут ли выдержаны сроки? Нужны ли все они? Дать ответ на эти вопросы может экспертиза всех разработанных региональных стратегий и их обсуждение внутри Сибирского федерального округа. Это важный элемент их реализации. До конца текущего года большинство субъектов Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, разработают свои стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. При прочих равных условиях эти документы отражают и инвестиционные амбиции регионов, и наборы региональных проектов; содержат предложения о конкретных приоритетах и целевых установках. Эта схема, вся или частично, «погружается» и на уровень муниципальных образований.
С другой стороны, проекты и намерения соседей — это экономические вызовы друг другу, на которые они могут дать, преимущественно, интеллектуальный ответ из сферы инновационных технологий.
Общий вывод
Есть все основания полагать, что на относительно узком территориальном пространстве (радиусом от Новосибирска на Запад и Восток примерно в 600 километров) имеются уникальные возможности для комплексного развития производительных сил этого мезорегиона. Cюда относятся: 1) общие энергетические и транспортные системы с большими возможностями для развития; 2) потенциальные возможности формирования межрегиональной строительной базы; 3) большая часть сельского хозяйства Сибири; 4) границы с Казахстаном, КНР, Монголией; 5) укрепляющееся информационное пространство и т.д.
Будущее — за дальнейшей экономической интеграцией субъектов Федерации.
Нужна разработка соответствующих документов. Указом Президента Российской Федерации от 27.01.2007 г. создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Председателем Государственной комиссии по должности является Председатель Правительства Российской Федерации.
Государственная комиссия должна обеспечить разработку и реализацию плана социально-экономического развития ДВО и субъектов Федерации Байкальского региона. Решается вопрос о создании федерального органа управления развитием Дальнего Востока и Забайкалья.
Данному региону предстоит серьезная государственная инвестиционная накачка под лозунгом поворота экономики на Восток в ближайшие 15 лет. Сибирь в этом новом центре экономической силы будет представлена, в первую очередь, нефтегазовыми ресурсами.
Успехи и проблемы энергетики Сибири
Из выступления Анатолия Квашнина, Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.
— В дни, когда мы завершали подготовку Второго Сибирского энергетического конгресса, наша страна понесла тяжелую утрату. 31 марта ушел из жизни легендарный геолог, чл.-корр. РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Фарман Курбанович Салманов. Великий сын советского народа, он всю свою жизнь посвятил открытию нефтяных и газовых богатств Западной Сибири, был одним из главных первооткрывателей этой провинции, лично участвовал в открытии и разведке большинства гигантских и крупных месторождений нефти и газа этого региона. Он начинал свою деятельность в Новосибирске, в геологическом управлении, под руководством нашего земляка — профессора Фабиана Григорьевича Гурари — защитил в новосибирском Академгородке кандидатскую и докторскую диссертации. Главные его открытия сделаны в Сибири на тюменской земле. Там, где под руководством Салманова прошли геофизики, буровики, геологи, сегодня выросли новые города и рабочие поселки. Своим могуществом нефтегазовый комплекс России во многом обязан подвигам великого геолога Фармана Курбановича Салманова. Если бы не деятельность Фармана Салманова и других геологов и геофизиков, Россия не пережила бы кризис 1990-х годов, а наша экономика не смогла бы развиваться нынешними темпами. Пример Фармана Курбановича Салманова показывает, насколько велика может быть роль личности в истории! Прошу почтить память великого геолога, выдающего ученого, патриота нашей страны Фармана Курбановича Салманова.
Со времени проведения Первого Сибирского энергетического конгресса прошло два года. За этот период страна, и Сибирь в особенности, развивалась бурными темпами. Два года тому назад мы только планировали начать формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса, сегодня этот процесс идет полным ходом. Принято решение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Благодаря твердой позиции президента страны выбрана оптимальная трасса этого нефтепровода. Она пройдет от Тайшета до Усть-Кута и далее до Ленска, в непосредственной близости от большого числа нефтяных месторождений: Верхнечонского, Дулисьминского, Яракктинского — в Иркутской области, Талаканского, Среднеботуобинского, Чаяндинского в Республике Саха (Якутия). Новая траектория трассы не только решает экологические проблемы озера Байкал, но и несет огромные экономические выгоды, повысит инвестиционную привлекательность большинства месторождений и лицензионных участков.
Вместе с группой специалистов «Транснефти», науки, администрации Иркутской области академик А. Конторович и я побывали на трассе на участке Тайшет-Усть-Кут, убедились, что строительство ведется хорошими темпами, к нему привлечены высокие профессионалы. К настоящему времени трубы сварены и уложены на 850 км трассы.
Налаживаются контакты «Транснефти» с администрацией Иркутской области, с муниципальными властями, одновременно решаются социальные вопросы, ведется подготовка кадров из числа местного населения для эксплуатации будущего нефтепровода.
Успешное строительство нефтепровода ставит перед нами новые задачи, и их своевременное решение становится первостепенным для федеральной и региональной власти и бизнеса.
Считаю своим долгом подчеркнуть три приоритетных задачи. Первая. Все открытые месторождения, в первую очередь крупнейшее — Верхнечонское, должны быть до декабря 2008 г. подготовлены к разработке: создана вся инфраструктура промыслов, подготовлены технологические объекты, объекты внешнего транспорта до магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», внутрипромысловые нефтепроводы, линии электропередач и пр. Каждая компания-недропользователь должна иметь бизнес-план решения своей части задач, согласовать его с федеральной и региональной властью и неукоснительно выполнять.
Вторая приоритетная задача — разработка программы и создание объектов по переработке и утилизации попутного газа. Мы должны определиться, кто будет решать эту задачу: нефтяные компании, предприятия «Газпрома» или вновь созданные специализированные нефтехимические компании.
Третья задача. Министерство природных ресурсов России, Агентство по недропользованию выдали за последние два года большое количество лицензий на недропользование вдоль строящихся нефтепроводов. Эта деятельность будет продолжаться и дальше. Однако, к сожалению, геологоразведочные работы на новых участках разворачиваются крайне медленно, ожидавшихся открытий пока нет. Министерство, Федеральное и региональное агентства по недропользованию, нефтегазовые компании должны принять все меры, чтобы преодолеть наметившееся отставание.
Отдельно стоит задача по формированию газового, нефтехимического и гелиевого комплексов. Необходимо срочно завершить разработку программы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и его транспортной инфраструктуры. Необходимо увязать в одну систему развитие нефтяного, газового комплексов и газификацию населенных пунктов Сибири. Правительство, регионы ждут от газодобывающих компаний своевременных долгосрочных предложений, быстрейшего начала конкретной работы. В этом отношении следует отметить «Газпром», который ведет большую полезную работу по газификации юга Сибири. Особенно успешно эта работа ведется в Омской, Томской областях и в Алтайском крае. Мы уверены, что через год газ придет в Республику Алтай. Эта работа должна быть продолжена в Новосибирской и Иркутской областях, Красноярском крае.
Для Сибири крайне важным является развитие угольной промышленности. Приведу сравнение: в 1991 г. Россия добыла 353 млн т угля, в 1998 г. — 232, в 2006 г. — 308. От уровня 1991 г. мы все еще значительно отстаем.
Иначе дело обстоит в США, в Китае. В 1990-м году в США добывали 934 млн т угля, в 2006 г. — 1054 млн т. Если сравнить темпы в Китае, то там добыча выросла с 1 млрд 87 млн до 2 млрд 260 млн тонн! Роль угля в современном топливно-энергетическом балансе России в ближайшей перспективе резко возрастет.
По прогнозам энергетиков к 2015 г. роль угля в производстве электроэнергии будет составлять не менее 34 % (в 2006 г. — 24 %). В ближайшие десять лет потребность в угле возрастет на 50 млн т условного топлива. Надеюсь, что в докладах на конгрессе пути выхода из сложившейся ситуации будут освещены глубоко и полно.
Увеличение объемов глубокого бурения, развитие нефтегазопереработки, нефтехимии, создание новых систем трубопроводного транспорта требуют современного технологического оборудования. Отечественное машиностроение пока не удовлетворяет рост потребностей. Одновременно нужно создавать программы подготовки рабочих, технических и инженерных кадров для этих отраслей.
Немало проблем стоит перед сибирской электроэнергетикой. Это и износ, и острая необходимость модернизации энергетических мощностей, необходимость завершения строительства Богучанской ГЭС, начало строительства Мокского гидроузла в Забайкалье, отсутствие научно и социально обоснованных региональных топливно-энергетических балансов. Думаю, что в материалах конгресса найдут отражение возможные варианты решения и этих проблем.
Наконец, дальнейший прогресс в экономике невозможен без неукоснительного проведения политики энергосбережения. Эта работа неплохо поставлена в Томской области. Но есть регионы, где об этом много говорят, но дальше разговоров дело не идет. Энергетика вообще не может развиваться без опоры на науку. У нас сложились конструктивные деловые отношения с Сибирским отделением РАН, со многими вузами, отраслевыми институтами. Наука должна усилить исследования и в области воспроизводства минерально-сырьевой базы, и энергосбережения, и разработки новых альтернативных источников энергии. Крайне важно, чтобы в решении вопросов энергетики федеральные, региональные, муниципальные власти, бизнес, наука наладили тесное сотрудничество и партнерство. Надеюсь, что конгресс внесет в это дело свой достойный вклад.
Источник: «Наука в Сибири»