Главная » Аналитика инноваций » Наука и образование в России » Вузовская наука выходит из тени академической
Контакты English

Вузовская наука выходит из тени академической

24.09.07

Позиции вузовского сектора науки за последние годы значительно укрепились, чему способствовала целенаправленная политика государства. Однако, несмотря на активные усилия по возрождению этого сектора, остаются нерешёнными многие проблемы. Для их обсуждения Центр «Открытая экономика» провёл круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития». В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки, а также ректоры и проректоры из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Владимира, Казани и других городов России.

АКАДЕМИЯ УСТУПАЕТ

Всегда, когда речь заходит о вузовской науке, так или иначе возникает её противопоставление или сравнение с академической. Что вполне объяснимо. Как заметил исполнительный директор Центра «Открытая экономика» Александр Гордеев, в отличие от большинства зарубежных стран вузовская наука в России развивалась как бы в тени академической и отраслевой. Поэтому сейчас и возникают дискуссии по поводу её роли и значения.

Image
Исполнительный директор Центра «Открытая экономика» Александр Гордеев: Нужно разобраться, какова роль и значение вузовской науки

На круглом столе этот вопрос был затронут в числе первых. «Качество научного продукта в вузах на данный момент существенно выше, нежели в академических институтах», – сказал директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ Александр Хлунов. Это заявление не осталось без внимания. Тут же из зала последовали вопросы: на каком основании сделан подобный вывод, какие учитывались критерии оценки. Александр Хлунов объяснил, что принимались во внимание статистические данные, в частности, количество публикаций в высокорейтинговых научных журналах.

«Безусловно, в академическом секторе есть флагманы, которые остаются недосягаемыми. И по уровню с ними могут сравниться лишь некоторые университеты, – добавил представитель министерства. – В то же время в состав РАН входят 454 научные организации, и если взять по ним статистику, то данные будут говорить в пользу вузовской науки. Отчасти это можно объяснить её прошлыми фундаментальными наработками. К тому же, в отличие от академического сектора, где по-прежнему доминирует сметное финансирование, вузовская наука уже давно живёт на программных методах финансирования, которые основаны на учёте эффективности работы. Наконец, университеты располагают более молодыми, более энергичными научными кадрами, что позволяет им добиваться существенных научных результатов».

О молодых кадрах как одном из главных преимуществ вузовской науки говорили и другие участники круглого стола. «Что требуется от вузовской науки? – задался вопросом руководитель проекта центра высоких технологий ХИМРАР Андрей Иващенко. – От неё требуется инновационная экономика. Почему? Инновация – это произведение двух элементов: молодости, или предприимчивости, и новых знаний. У вузовской науки в силу её молодости больше предпринимательской энергии и силы, соответственно, и больше инновационных проектов».

БИЗНЕС ТОРОПИТСЯ

Image
Наиболее оживленно участники круглого стола обсуждали проблемы коммерциализации научных разработок

Долгое время вузовская наука оставалась на вторых ролях, в том числе и по причине скудного финансирования. Сейчас федеральные власти по мере возможности стараются решить эту проблему. Например, в рамках нацпроекта «Образование» только на реализацию инновационных программ вузов выделяется около 30 миллиардов рублей. В данный момент Минобрнауки разрабатывает следующие меры поддержки вузовской науки:  В федеральной целевой программе по приоритетным направлениям развития науки и техники при равных условиях всегда предпочтение отдаётся вузовской науке, особенно если к исследованиям привлекаются студенты и аспиранты. Кроме того, различные фонды начинают всё активнее подключаться к процессу софинансирования тех программ, которые проводят Минобрнауки, Федеральное агентство по науке и инновациям.

На круглом столе опытом подобной деятельности поделился представитель фонда Бортника. «Фонд никогда не ставил перед собой задачу решить какие-то проблемы российской науки. Он был призван помочь перейти от науки к хорошему обеспечению своей жизни, – подчеркнул начальник отдела Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Вадим Егоров. – За 13 лет успешной работы мы профинансировали около 10 тысяч проектов. Причём среди них довольно значимую долю занимают работы вузов. Например, в прошлом году впервые провели конкурс “Партнёрство университетов с компаниями” – ПУСК-06 по финансированию проектов, выполняемых предприятиями на основе университетских разработок. Тогда отобрали 10 проектов с общим объёмом финансирования 30 миллионов рублей. Сейчас разворачиваем программу по поддержке талантливой молодежи “У.М.Н.И.К.”. Победители её смогут получать по 200 тысяч рублей в год на реализацию своих проектов».

Image
Проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета Сергей Аракелян: Гораздо проще добыть и продать нефть, нежели создать и реализовать продукт интеллектуального труда

Заручиться поддержкой фонда Бортника могут далеко не все желающие и даже не все достойные. На сегодняшний день вузы сталкиваются с серьёзной проблемой в налаживании сотрудничества с бизнесом, поиске партнёров для воплощения своих разработок. Не случайно на круглом столе вопросы коммерциализации обсуждались особенно оживлённо. «Это большая иллюзия, что вузы могут напрямую выйти на рынок и начать торговать, – сказал проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета Сергей Аракелян. – В тех же самых США, которых часто ставят в пример, никто не думает о коммерции. На базе вузов там создаются национальные лаборатории, от которых уже отпочковываются малые предприятия. Эту модель и поддерживает наше министерство. Действительно, для нас главной проблемой является востребованность вузовской науки. Но это улица с двусторонним движением: решение зависит не только от вуза, но и от состояния экономики. К сожалению, гораздо проще добыть и продать нефть, нежели создать и реализовать продукт интеллектуального труда. Но эта проблема решаема. Государство предпринимает для этого серьёзные шаги. За последние пять лет Минобрнауки создало фантастические условия для инновационной деятельности вузов. В рамках нацпроекта наш университет получил премию – 528 миллионов рублей. Средства пойдут на создание технопарковой зоны с уникальным оборудованием. Когда завершим эту работу, рассчитываем укрепить сотрудничество с предприятиями: университет уже подписал договоры о намерениях с 54 малыми предприятиями».

Многие участники круглого стола отмечали, что сегодня бизнес ориентирован на короткие деньги: он хочет быстро получать результат от своих вложений в научные разработки. «В России существует разрыв между этапом наработки коммерчески интересных идей и этапом их внедрения, – продолжил заведующий отраслевой лабораторией Росатома при МИФИ Вадим Петрунин. – Бизнес хочет иметь быстрый результат. В моей практике были такие примеры. Один предприниматель хотел профинансировать некую разработку в размере нескольких миллионов долларов. Когда же узнал, что на реализацию проекта требуется от трёх до пяти лет, то предложил значительно увеличить инвестиции лишь бы результат был готов через два-три года. То есть российский бизнес пока не понимает, что для воплощения научной идеи необходимо время, и его невозможно ускорить только деньгами».

КАДРЫ СТАРЕЮТ

Image
Директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ Александр Хлунов пообещал, что внимание к вузовской науке будет только увеличиваться

Кадровая проблема не могла остаться незатронутой на круглом столе. «Ситуация с кадрами довольно плачевная, – констатировал Александр Хлунов. – Возрастные тренды в ближайшие годы ставят под угрозу воспроизводство научно-педагогического состава. В связи с этим нами была разработана программа “Научные и научно-педагогические кадры”, которую можно рассматривать как инструмент реализации кадровой политики в сфере науки и высшего образования».

Проект программы предусматривает три блока мероприятий.

Первый – проведение семи различных конкурсов, детали которых станут известны позже. Причём победителями смогут стать только те научные коллективы, которые активно привлекают к исследованиям студентов, аспирантов и молодых учёных. Средства будут выделяться не только на исследования, закупку оборудования, но и на зарплаты сотрудников.

Второй блок предполагает популяризацию науки, повышение статуса учёного и преподавателя через поддержку олимпиад, стажировки, ТВ-передачи, публикации в СМИ. Отдельные мероприятия направлены на возвращение учёных, работающих по контракту за рубежом.

Третий блок – повышение мобильности научных кадров. В частности, этому будет способствовать федеральная программа, предусматривающая строительство гостевых домиков для учёных, привлекаемых региональными вузами и НИИ для проведения исследований, чтения курса лекций и т.д.

Image
Первый проректор по научно-образовательной деятельности Санкт-Петербургского электротехнического университета Владимир Кутузов развеял распространенные мифы, связанные с наукой в университетах

Ожидается, что в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры» будет решена одна из основных проблем вузовской науки – стимулирование преподавателей к научной деятельности. «Судя по одному из наиболее распространённых мифов, считается, что преподаватель вуза может на равных конкурировать с освобождённым научным сотрудником. Ничего подобного. До 50% времени он вынужден тратить на учебный процесс», – сказал первый проректор по научно-образовательной деятельности Санкт-Петербургского электротехнического университета Владимир Кутузов.

Никто из присутствующих не выразил сомнения в том, что хороший профессор должен заниматься наукой, тем более что на выпускающих кафедрах учебная нагрузка у преподавателей не такая уж и большая. Вопрос только в соответствующем вознаграждении.

За последние годы вузовский сектор науки заручился поддержкой государства, появились новые механизмы финансового содействия. Теперь практически всё зависит от тех, кто непосредственно участвует в развитии сегмента, и от того, насколько эффективно выстраивается система университетской науки. А со стороны Минобрнауки, как заверил Александр Хлунов, внимание к научной деятельности вузов будет только усиливаться.

Марина Муравьёва, Валентина Лазарева (фото)

Источник: «ScienceRF»