Наука и технологии |
Хозяйственная деятельность НИИ21.01.08 Может ли научная организация вести полноправную хозяйственную деятельность? Может ли исследовательская деятельность НИИ быть успешной не только с позиции оценки научных достижений, но и предпринимательской выгоды? Настоящий обзор посвящён вопросам определения правового статуса научных организаций и возможности их участия в рыночных отношениях. 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ ЕЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Согласно статье 5 федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 года, 3 января, 27, 29 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 24 декабря 2002 года, 23 декабря 2003 года, 22 августа 2004 года, 30 июня, 31 декабря 2005 года, 4 декабря 2006 года) (далее – ФЗ «О науке») «научной организацией» признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Статья 3 вышеназванного закона относит к субъектам научной деятельности те юридические лица, у которых научная и (или) научно-техническая деятельности предусмотрены в учредительных документах. Организационно-правовая форма научной организации определяет количество степеней свободы её хозяйственной деятельности. В настоящее время основная масса научных организаций представлена в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Несмотря на то, что законодательство допускает существование научных организаций в форме хозяйственных обществ, процент таких организаций на текущий момент достаточно мал. Рассмотрим правовое положение научных организаций, представленных в форме ГУПов и учреждений. Деятельность указанных типов организаций определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 года, 8 июля 1999 года, 21 марта, 28 декабря 2002 года, 23 декабря 2003 года, 10 января, 2 февраля 2006 года), федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями от 8 декабря 2003 года), федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 года, 19 июля 1998 года, 12, 21 марта, 25 июля 2002 года, 8 декабря 2003 года, 29 июня, 2 ноября 2004 года, 10 января, 2 февраля 2006 года) и упомянутым выше ФЗ «О науке». В форме государственного унитарного предприятия, как правило, создаются научные организации, предусматривающие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) (подробнее). Наиболее распространённой формой функционирования научной организации является государственное учреждение (подробнее). Ещё одной разновидностью объединения научных организаций является академия наук. Статья 6 ФЗ «О науке» закрепляет правовой статус государственных академий наук, к которым отнесены Российская академия наук (РАН), а также отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств). (Подробнее об академических структурах.) 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ЗАКАЗЫ НА НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основой взаимодействия научной организации с заказчиками своей продукции является договор (в том числе: на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также других договоров, в том числе договоров о совместной научной и (или) научно-технической деятельности). Существенную часть таких договоров составляют государственные контракты (статья 8 ФЗ «О науке», статьи 525–534, 763–778 ГК РФ, федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с изменениями от 31 декабря 2005 года, 27 июля 2006 года, 20 апреля, 24 июля 2007 года). Правительство РФ вправе устанавливать для федеральных государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Как правило, государственный контракт заключается на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Данный тип договоров регулируется главой 38 ГК РФ и охватывает как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы). По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить её. 3. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассмотрим, как распределяются права на результаты научной деятельности, поскольку в большинстве случаев они представляют собой объекты интеллектуальной деятельности. Действующее законодательство Большое внимание в правовой базе 90-ых годов уделялось вопросу защиты интересов государства в отношении использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. В частности, указ президента РФ от 14 мая 1998 года № 556 и принятые в рамках исполнения этого указа ряд постановлений правительства, а именно, постановление правительства от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», постановление правительства РФ от 2 сентября 1999 года № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», «Положение о государственном учёте результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ», утверждённое постановлением правительства РФ от 26 февраля 2002 года № 131 и др. Постановление правительства РФ от 2 сентября 1999 года № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (с изменениями от 17 ноября 2005 года), установило, что права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счёт средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если:
Все эти документы закрепили за государством права на результаты проведённых работ военного, специального и двойного назначения, а также установили требование о ведении обязательного учёта всех разработок указанного типа. Более того, существенная часть результатов научно-технической деятельности гражданского назначения, созданных в «советский» и «постсоветский» периоды, также преимущественно закреплена за РФ, поскольку научные организации в тот период не уделяли должного внимания вопросу закрепления за собой прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности как в силу отсутствия финансов, так и в силу отсутствия коммерческого интереса. Нововведения четвертой части ГК РФ С 1 января 2008 года вступила в силу четвёртая часть ГК РФ, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с созданием и оборотом результатов интеллектуальной деятельности. По общему правилу исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (к которым отнесены произведения науки), созданные по государственному контракту, принадлежат исполнителю, если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит РФ, либо совместно исполнителю и РФ. Результатом научно-технической деятельности достаточно часто является комплексный объект, который может включать в себя в том или ином сочетании различные охраноспособные и не подлежащие правовой охране объекты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, технические данные и информация и пр.). Этот комплексный объект в рамках гражданского законодательства получил название «единая технология». Это новелла права, которая нашла своё отражение в четвёртой части ГК РФ. В соответствии с новым законодательством право использовать результат интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, ровно как и обязанность по последующему внедрению созданной технологии, принадлежит лицу, организовавшему создание данной технологии, в том числе за счёт или с привлечением бюджетных средств (в рамках выполнения государственных контрактов, финансирования по сметам доходов и расходов, выделения субсидий). Исключением из этого правила (то есть закрепление прав за РФ или её субъектом) являются следующие случаи:
Последующее отчуждение РФ или субъектом права на технологию происходит на конкурсной основе или путём проведения аукциона. При этом преимущественное право на заключение договора при прочих равных условиях принадлежит исполнителю, которым было организовано создание соответствующей технологии. Ещё один важный момент нашёл своё отражение в новом законодательстве, а именно условия передачи прав на технологии, имеющие важное социально-экономическое или обороноспособное значение в целом, но не представляющие интереса в плане последующего капиталовложения в их поддержку и внедрение. В этом случае допускается безвозмездная передача прав на эти технологии от РФ исполнителю (победителю аукциона). Случаи такой передачи должны определяться правительством РФ. Также следует отметить, что с вступлением в силу четвёртой части ГК РФ секрет производства (ноу-хау) получит гарантированную правовую защиту на высшем законодательном уровне. Научно-техническая информация в ряде случаев не подлежит разглашению или доступ к ней носит ограниченный характер. Так, информацией, составляющей коммерческую тайну, признаётся в том числе научно-техническая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. К разряду ноу-хау, как одной из разновидностей коммерческой тайны, относятся сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Исключительное право на ноу-хау принадлежит его обладателю и действует до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности в отношении сведений, составляющих ноу-хау. Неурегулированные вопросы Постановление правительства РФ № 685 от 17 ноября 2005 года «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» утвердило «Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счёт средств федерального бюджета», впоследствии и четвёртая часть ГК РФ закрепила условия сохранения прав на результаты интеллектуальной деятельности (к которым относятся произведения науки) за исполнителями государственных контрактов. Однако ряд вопросов пока остался не решенным. Во-первых, вопросы распределения прав на результаты НИОКР, финансируемые за счёт средств бюджета, выделяемых в форме грантов, субсидий, субвенций. Такой механизм финансирования науки применяется достаточно широко в международной практике и может быть перенесён на нашу науку. В этой связи требует проработки на законодательном уровне вопрос распределения прав на полученные результаты. Во-вторых, не определены условия и порядок последующего использования, в том числе возможность отчуждения третьим лицам (включая иностранные) результатов научно-технической деятельности, закреплённых за исполнителем, с учётом его обязательств перед государством по предоставлению безвозмездной лицензии в отношении использования соответствующих результатов научно-технической деятельности указанным государством лицам. В-третьих, в соответствии с имеющейся нормативной базой предоставление хозяйствующим субъектам принадлежащих РФ прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется на возмездных условиях на конкурсной основе в порядке, определяемом правительством. При этом исполнитель, в процессе деятельности которого были получены данные результаты, имеет при прочих равных условиях преимущество перед третьими лицами. Т.е. предложения по цене должны быть у исполнителя такие же, как и у третьих лиц. Исполнитель, понёсший из собственных средств определённые затраты на получение конкретного результата научно-технической деятельности (включая использование уже имеющихся у него разработок), не всегда может конкурировать с третьими лицами по ценовому критерию. В-четвёртых, не проработан механизм передачи прав на результаты научной деятельности коммерческим организациям (не ГУПам), а также иностранным лицам. В-пятых, процедура международного патентования (а также услуги адвокатов-международников и иных специалистов) является достаточно дорогостоящей. Велика вероятность того, что научные организации, формально получив права на реализацию своих результатов, не смогут вывести их на международный рынок и обеспечить правовую защиту в силу финансового фактора. 4. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Одним из основных источников дохода от использования научными организациями закреплённого за ними имущества, является сдача этого имущества в аренду. В соответствии с ФЗ «О науке» государственные научные организации имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы должен определяться договором и не быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций. При этом получаемая арендная плата в полном объёме учитывается в доходах федерального бюджета и используется соответствующими научными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы. Организации, подведомственные государственным академиям наук, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Условия относительно размера арендной платы и распределения доходов от сдачи в аренду имущества, аналогичные вышеназванным. Резюмируем, какие возможности предоставлены научным организациям в плане использования и распоряжения имеющимся у них имуществом. 5. СПОСОБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процесс коммерциализации результатов научной деятельности (включая результаты интеллектуальной деятельности) требует комплексного подхода, усилий и знаний целого ряда специалистов, а также немалые финансовые затраты. Как правило, в штате научных организаций нет необходимого состава специалистов. А сами научные работники не могут довести до конечного конкурентоспособного продукта свои разработки. К тому же основной целью деятельности научной бюджетной организации не является извлечение прибыли, а суть процесса коммерциализации результатов научной деятельности и объектов интеллектуальной собственности как раз состоит в её получении. Поэтому процесс коммерциализации имеет смысл развёртывать в рамках самостоятельного юридического лица. Выбор организационно-правовой формы для лица, которое в дальнейшем будет заниматься процессом коммерциализации результатов научной деятельности, в том числе способных к правовой охране, а также способа создания этого лица во многом зависит от возможности последующей передачи этому лицу прав на полученные результаты, принадлежащие научной организации, в том числе полученные в рамках бюджетного финансирования, а также от интересов государственного заказчика в плане контроля за их использованием и их инвестиционной привлекательности. Рассмотрим варианты организации процесса коммерциализации результатов научной деятельности:
В заключение отметим следующее. Тема организационного реформирования науки и вовлечения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот весьма актуальна на данный момент. Данная тема была поднята ещё в конце 90-ых годов и нашла своё отражение на нормативном уровне. Однако политика государства не была чётко выраженной в этом вопросе, что привело к тому, что вывод результатов научной деятельности на рынок был либо локального характера, либо осуществлялся по серым схемам. Вместе с тем мировая практика доказывает, что научная деятельность может приносить доход, наукоёмкие проекты могут представлять инвестиционный интерес. На текущий момент есть основания полагать, что курс государства конкретизировался в данном вопросе. Вместе с тем есть возможность работать в рамках существующего законодательства, уделяя внимание вопросу эффективного выбора организационно-правовой формы научной организации и вопросу детального учёта (ревизии) создаваемых и существующих результатов интеллектуальной деятельности и распределению прав на них. Марина Гордеева Источник: STRF.ru |