09.12.09
Власти не интересно мнение инноваторов
Уже в четвертый раз в Дубне прошла ежегодная конференция, на которой подводились промежуточные итоги и обсуждались проблемы развития особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа “Дубна”, а также других подобных российских зон.
Напомним, технико-внедрен-ческие зоны (ТВЗ) - только один из четырех типов ОЭЗ, создаваемых в России. Другие - это промышленно-производственные, туристско-рекреационные и портовые. На территориях ОЭЗ действуют особые условия для ведения бизнеса, более благоприятные, чем в стране в целом. Резиденты особых зон получают налоговые и таможенные льготы, а также по низким ставкам пользуются инженерной, транспортной и инновационной инфраструктурой, созданной за счет бюджетных средств. Технико-внедренческих зон на сегодня в стране четыре. Проведенный в ноябре 2005 года конкурс регионов, на который пришло 29 заявок, выиграли Санкт-Петербург, Москва (Зеленоград), Московская область (Дубна), Томская область (Томск).
На форумы в Дубне делегаты ТВЗ собираются, как на общий день рождения. Приглашают и гостей: представителей органов власти всех уровней, ученых, промышленников, бизнесменов, которым близка тема особых экономических зон. Второй год дубненские встречи проходят в новеньком конгресс-центре - центральном здании “Инновационно-технологического центра (ИТЦ)” ОЭЗ. Привольно раскинувшийся в чистом поле на удалении от города комплекс из пяти огромных современных зданий ИТЦ производит сильное впечатление. Прекрасные подъездные пути и автостоянки, оформленная по правилам ландшафтного дизайна территория и, наконец, 50 тысяч квадратных метров офисных и производственных площадей с необходимой “начинкой”.
Вся эта красота сдается в аренду по низким ценам компаниям, занимающимся разработкой наукоемкой продукции. Фирмы-резиденты ОЭЗ (их в Дубне сегодня более 30) могут также на льготных условиях арендовать под застройку земельные участки с подведенными к ним инженерными и транспортными коммуникациями, а по завершении строительства их выкупить.
Казалось бы, вот он - рай для инновационного бизнеса. Последний развивается в Дубне довольно активно, однако, как выяснилось, не такими темпами, на которые все рассчитывали. Поэтому выступавшие говорили больше о проблемах, чем о победах.
Что же мешает технико-внедренческим особым экономическим зонам, в которые вкладываются огромные государственные средства, стать оазисами для инновационных компаний? Российский климат, и не только экономический, настолько плох, что создать отдельные “укрытия” от него проблематично: настраивать надо всю систему, констатировали участники конференции.
За примерами далеко ходить не пришлось. Незадолго до конференции вышел президентский указ о ликвидации Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и передаче его полномочий Министерству экономического развития (МЭР). Не то чтобы участники процесса сильно горевали по
РосОЭЗ. Недоумение у них вызывал тот факт, что изменения в характере управления особыми зонами были внесены явочным порядком.
- Реорганизация ведется бездумно, она не подготовлена, мы не знаем, сколько продлится переходный период, - заявил председатель правления Ассоциации резидентов особых экономических зон, руководитель фирмы-резидента ОЭЗ “Дубна” Валентин Цой (на снимке). - Разве в наше время можно жить по схеме: проснулся - указ? Власть не хочет ни советоваться, ни объясняться с теми, кто вкладывает деньги и силы в государственно-частные проекты. И люди перестают ей доверять. Со следующего года упраздняется единый соцналог, вводятся повышенные в 2,5 раза ставки страховых взносов, а ведь нам гарантировали, что для резидентов ОЭЗ налоговые условия меняться не будут. Готовятся изменения в закон об особых зонах, но какие из предлагавшихся поправок прошли, мы не знаем...
Выход Валентин Евгеньевич видит в консолидации участников процесса и давлении на уполномоченные государственные структуры с целью заставить их выстраивать с частными инвесторами по-настоящему партнерские отношения. Он заявил, что Ассоциация резидентов ОЭЗ будет настаивать на создании рабочей группы (не при МЭР, а совместно с министерством) для подготовки изменений в стратегию финансирования и правовую базу особых зон.
Практически все руководители пришедших в ОЭЗ фирм говорили о том, что льготы для резидентов по сравнению с теми, что предоставляются мировыми инновационными лидерами, крайне незначительны. Ожидаемого технологического прорыва такие преференции не обеспечат. Глава крупнейшей российской ИT-компании IBS Анатолий Карачинский, один из идеологов создания в Дубне “Российского центра программирования”, не скрывал разочарования. Его проект - собрать в наукограде на Волге 10 тысяч молодых талантов из России и ближнего зарубежья - не осуществился. По закону об ОЭЗ, для строительства жилья в особых зонах нельзя использовать бюджетные средства, поэтому офисы уже возведены, а “городка программистов” пока еще нет.
По мнению А.Карачинского, закон об ОЭЗ не позволяет решить ни одну из специфических проблем нашей страны, которые мешают развиваться инновационному бизнесу. Столь же острой, как проблема расселения приглашенных специалистов, Анатолий Михайлович считает отсутствие весомых экономических стимулов у резидентов ОЭЗ.
- Кроме мизерных льгот по зарплатным налогам, больше даже и говорить не о чем, - припечатал Анатолий Михайлович. - Это же нонсенс: инвестор вкладывает средства в развитие производства и тут же должен заплатить с инвестированных денег налоги. А вот за рубежом все наоборот: инновационную фирму освобождают от налогов с прибыли, пока она не вернет вложенные в дело средства. В итоге наши инноваторы, придумав здесь что-то перспективное, немедленно переезжают со своей разработкой за рубеж. Некоторые обвиняют их в отсутствии патриотизма. Но легко быть патриотом, когда, как РОСНАНО, ворочаешь государственными средствами: за них можно сделать все что угодно и при любых условиях. А если в кармане свои, а не бюджетные деньги, приходится идти туда, где работать выгоднее.
Главной задачей на нынешнем этапе лидер российского ИT-бизнеса считает проведение серьезного анализа и корректировки программы развития ОЭЗ, чтобы она стала по-настоящему привлекательной для инвестора. Участвовавшие в конференции представители власти в ответ на это и другие подобные выступления обещали, что уже в следующем году будут приняты изменения в закон об особых зонах. Минимальный порог инвестиций для вхождения в ОЭЗ снизится с 10 до 3 миллионов евро, на территории особых зон разрешат серийный выпуск продукции на основе своих патентов и лицензий (пока в ОЭЗ можно только вести разработки и делать опытные образцы).
Министр экономики правительства Московской области Вячеслав Крымов (на верхнем снимке) видит проблему ОЭЗ шире и глубже - в системной непроработанности модели инновационного экономического развития.
- Московская область несколько лет выполняла пилотный проект по развитию регионального сегмента национальной инновационной системы (НИС), - сообщил министр. - По его итогам мы представили в аппарат президента отчет, в котором обозначили вопросы, требующие законодательного решения. На этом все кончилось: давно ожидаемый нами закон о НИС так и не появился, полномочия субъектов Федерации и уж, тем более, местной власти в инновационной сфере до сих пор не определены. Чтобы поддержать свои инновационные структуры, которые, как та же Дубна, развиваются во многом вопреки действующему законодательству, мы готовим региональный закон об инновационной политике.
В.Крымов отметил, что его покоробили недавно сказанные помощником президента слова о том, что 49 (более половины!) субъектов Федерации “напринимали местечковые законы об инновационной деятельности”. “Пришла пора собрать здесь, в Дубне, всех разработчиков региональных законов и совместными усилиями написать федеральный закон о НИС”, - в сердцах заявил министр.
На проблемы ОЭЗ В.Крымов как представитель областной власти, активно содействующей развитию особой зоны в Дубне, смотрит со своей колокольни. Важнейшей среди них он считает отсутствие механизма оценки эффективности работы резидентов. Государство вложило в ОЭЗ “Дубна” 5 млрд рублей (в ближайшие годы будет освоено еще 29 млрд), а продукции резиденты произвели только на сумму
143 млн рублей внутри зоны и 611 млн - за ее пределами, сообщил министр. Выполнив свои обязательства перед резидентами, мы не можем, в свою очередь, “принудить их к активности”, и это еще одна законодательная лакуна, которую надо “закрывать”. В.Крымов выразил надежду на то, что внесенные участниками конференции предложения найдут отражение в конкретных государственных проектах и правовых актах.
Сходную задачу - выработать и донести до власти концепцию развития других “особых зон” России - решали на своем круглом столе и представители наукоградов. Ситуация с этими “точками роста инновационной экономики” удручающая: сокращено на 60% финансирование 2010 года, зависли давно назревшие изменения законодательной базы. Впрочем, за свою 15-летнюю историю наукоградцы привыкли быть оптимистами.
- Нас радует, что ключевые моменты, выброшенные против нашей воли из правовой базы по наукоградам в ходе реформы 2003 года (согласие трех уровней власти в отношении развития городов науки, программный принцип их деятельности, наличие среди органов управления наблюдательного совета), вошли в законодательство по ОЭЗ, - отметил директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов (на нижнем снимке в центре). - Теперь эти механизмы и здесь прошли проверку временем, так что можно с полным правом потребовать вернуть их в закон о наукоградах.
Михаил Иванович обратил внимание коллег на еще один, пусть и шуточный, повод для радости: директором департамента МЭР, отвечающего за развитие особых экономических зон, недавно назначен тезка президента страны Дмитрий Левченков. “Теперь мы можем с гордостью говорить, что за региональные инновационные структуры отвечает лично Дмитрий Анатольевич”, - провозгласил М.Кузнецов.
Надежда Волчкова
Источник: www.poisknews.ru